Николай Иванович Ивановский (1840 — 1913) — почетный член и заслуженный ординарный профессор Казанской духовной академии, доктор богословия, расколовед и миссионер.

Николай Ивановский родился в 1840 году в Архангельской губернии в семье священника, окончил Архангельскую духовную семинарию.
Обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, где слушал лекции знатока старообрядчества протоиерея И. Ф. Нильского.

В 1865 году по окончании СПбДА Николай Иванович был определен бакалавром (доцентом) на кафедру истории и обличения русского раскола Казанской духовной академии.

В 1867 году он был назначен помощником инспектора КазДА. В 1869 году он получил звание экстраординарного профессора кафедры истории и обличения русского раскола, читал лекции об учении поповцев и беспоповцев, об их воззрениях на православную Церковь, о старообрядческих вероучительных книгах.

С 1868 года Н. И. Ивановский состоял членом Братства святителя Гурия Казанского, при котором читал публичные лекции. С 1871 года он регулярно устраивал в Казанской губернии миссионерские полемические беседы со старообрядцами. Также он приложил много усилий для открытия единоверческих приходов в епархиях, где жили старообрядцы.

Профессор Н. И. Ивановский приобрел всероссийскую известность как исследователь старообрядчества и сектантства и как опытный полемист. Свое понимание истории старообрядчества он изложил в речи «Происхождение и характер главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола», произнесенной в 1873 году на торжественном годичном собрании КазДА.

В 1873 году Николай Иванович стал редактором журнала КазДА «Православный собеседник», где опубликовал большую часть своих сочинений. Также он состоял членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря, хранившихся в библиотеке КазДА. Он впервые полностью издал «Проскинитарий» Арсения Суханова (1870), выпустил «Книгу об антихристе и прочих действах, иже при нем быти хотящих» (1873).

За фундаментальный труд «Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев, о церкви и таинствах» (Казань, 1883) Н. И. Ивановский был удостоен степени доктора богословия и звания ординарного профессора.

Также он написал учебное пособие «Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола» (Казань, 1886-1887, 2 тома), содержащее также сведения о ряде сект.

Следуя взглядам своего времени, профессор считал, что развитие старообрядческого движения в ХVII веке было связано с отставкой первоучителей старообрядчества от работы в Печатном дворе (согласно современным исследованиям, это не соответствует действительности). По мнению Ивановского, отсутствие епископов ускорило распространение старообрядчества, тем более что у приверженцев «старой веры» «все вопросы решались сначала практически в жизни, а потом уже являлась теория… как оправдание практики».

Труды Н. И. Ивановского отличаются основательностью и стремлением исследовать старообрядчество в теоретическом и историческом аспектах. Им были охарактеризованы практически все старообрядческие согласия, известные в то время, включая и мелкие. Выводы учёным были сделаны на основании изучения писаний старообрядцев, в т. ч. рукописей, хранившихся в библиотеке КазДА. Профессор стремился, чтобы каждое его сочинение было признано «трудом ученым», что было важно для утверждения «противораскольнической полемики в ряду других наук».

Николай Ивановский публиковал статьи в журналах «Миссионерское обозрение», «Православный палестинский сборник», «Странник». Профессор писал о воззрениях протопопа Аввакума, о вопросах брака у старообрядцев, о поисках архиереев, о Белокриницкой иерархии, о согласии странников, или бегунов, о единоверии и вопросе веротерпимости.

Также Н. И. Ивановский занимался благотворительностью, оказывал помощь двум приютам в Казани.

Профессора неоднократно посещал его земляк святой праведный Иоанн Кронштадтский, который был в его доме на улице Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) в Казани и на даче в селе Васильево.

Николай Иванович Ивановский скончался 26 октября (8 ноября) 1913 года в Казани. Отпевание было совершено на третий день в храме КазДА архиепископом Казанским Иаковом (Пятницким) в сослужении ректора академии епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) и епископа Чебоксарского Михаила (Богданова).

Учёный был погребён на Арском (Куртинском) кладбище. Могила сохранилась доныне (дата кончины на надгробии указана 25 октября 1913 года).