Епископ Нижегородский и Арзамасский Хрисанф (1832 — 6[18].11.1883) в течение 7 лет в сане иеромонаха трудился на ниве преподавания богословских наук в стенах Казанской духовной академии, которая избрала его в свои почётные члены.
В миру Владимир Николаевич Ретивцев, родился в 1832 году в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника.
Начальное образование Владимир получил в Бежецком духовном училище, среднее — в Тверской духовной семинарии, откуда в 1852 году как лучший воспитанник был послан учиться за казённый счёт в Московскую духовную академию. Уже при поступлении в академию он зарекомендовал себя с отличной стороны на приёмных испытаниях и был принят в академию в числе первых по списку студентов.
По окончании курса Московской академии в 1856 году Владимир пожелал принять монашество, но был определён учителем в Костромскую духовную семинарию на кафедру Священного Писания. 12 февраля 1857 года он был удостоен степени магистра богословия.
29 сентября 1857 года в церкви Ипатьевского монастыря г. Костромы Владимир Николаевич был пострижен в монашество с именем Хрисанф, на следующий день был рукоположен во иеродиакона, а 3 октября — во иеромонаха.
9 сентября 1858 года иеромонах Хрисанф был назначен бакалавром (доцентом) Казанской духовной академии по кафедре основного и обличительного богословия. В 1859 и 1860 годах он также временно преподавал догматическое богословие, а в 1862-м — нравственное.
В 1860 году он вошёл в состав комитета по переводу Священного Писания на русский язык.
12 апреля 1865 года отец Хрисанф был возведён в звание экстраординарного профессора Казанской духовной академии.
18 августа того же года он был перемещён в Санкт-Петербургскую духовную академию, на кафедру нравственного богословия. Здесь он был также членом редакционного комитета академического журнала «Христианское чтение».
23 марта 1866 года иеромонах Хрисанф был возведён в сан архимандрита. 5 октября того же года он был назначен инспектором Санкт-Петербургской академии, и одновременно ему была поручена кафедра догматического богословия.
13 июня 1867 года он был назначен членом Учебного комитета при Святейшем Синоде.
8 января 1869 года отец Хрисанф был избран ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
В 1872-1874 годах он исполнял должность председателя Учебного комитета при Святейшем Синоде. По предложению Министерства народного просвещения ему был объявлена признательность за труды по составлению программ преподавания Закона Божия в мужских гимназиях и прогимназиях.
29 декабря 1874 года архимандрит Хрисанф был хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского в соборном храме Александро-Невской лавры.
Один из его соучеников по Московской духовной академии отметил: «Из сродной ему научной атмосферы этот философ-монах был послан и назначен архиереем в Астрахань, где на границе Европы и Азии, и христианского и мусульманского миров, прославился красноречием и деятельностью по обращению в христианство инородцев и иноверцев, но окончательно расстроил там своё хилое здоровье».
В Астрахани епископом Хрисанфом был основан епархиальный журнал «Астраханские епархиальные ведомости».
В 1877 году Санкт-Петербургская и Казанская духовные академии за научные труды избрали епископа Хрисанфа в свои почётные члены.
С 8 декабря 1877 года владыка Хрисанф — епископ Нижегородский и Арзамасский.
16 октября 1878 года он был удостоен степени доктора богословия.
В начале 1879 года владыку постигли два нервных удара, вследствие которых у него была парализована вся правая сторона тела. Это заставило преосвященного просить об увольнении от управления епархией.
23 мая 1879 года епископ был уволен на покой по болезни и отправлен в московский Донской монастырь с правом настоятельства.
6 (18) ноября 1883 года епископ Хрисанф (Ретивцев) умер от третьего нервного удара и был погребён в Донском монастыре.
Его библиотека была завещана Санкт-Петербургской духовной семинарии. На его капитал были учреждены стипендии в Санкт-Петербургской и Казанской академиях, Санкт-Петербургской и Тверской семинариях.
Епископ Хрисанф был выдающимся деятелем своего времени. Научно-литературная деятельность его началась очень рано и продолжалась почти непрерывно до тех пор, пока он был в состоянии писать. Человек он был весьма талантливый, обладавший высокими природными дарованиями. Был знаменит своими блестящими, интересными лекциями по богословию, в которых соединял богословско-философскую эрудицию с исторической и абстрактное мышление с истинно художественным талантом. Знал несколько древних и новых языков.
***
Сочинения епископа Хрисанфа (Ретивцева):
1) «Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни» (магистерская диссертация) // Православный собеседник. — Казань, 1860, ч. 1.
2) «Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии» (из лекции по основному богословию) // Православный собеседник. — Казань, 1860, ч. 3.
3) «Современное иудейство и отношение его к христианству» (лекция по обличительному богословию) // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1860; СПб., 1867.
4) «Наша гласность и её проявления» // Православный собеседник. — Казань, 1865, Ч. 1.
5) «Характер протестантства и его историческое развитие» — СПб.,1868.
6) «Значение идеи бессмертия для нравственной жизни человека» // Христианское чтение. — СПб., 1866, Ч. 2.
7) «Христианское воззрение на брак и современные толки о семейном и общественном положении женщины» // Христианское чтение. — СПб., 1867, Ч. 2.
8) «Задача нравственного богословия как науки» // Христианское чтение. — СПб., 1868, Ч. 1.
9) «Религии древнего мира в их отношении к христианству: историческое исследование», в 3 томах// Христианское чтение. — СПб., 1872.