Свя­щен­но­му­че­ник Ме­фо­дий ро­дил­ся 30 июля 1868 го­да в се­ле Вят­ском Са­ра­пуль­ско­го уез­да Вят­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пла­то­на Крас­но­пе­ро­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ми­ха­и­лом. Се­мья жи­ла очень скуд­но в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии, и Ми­ха­ил с дет­ства узнал бед­ность и свя­зан­ные с нею ли­ше­ния. Но од­новре­мен­но с этим он по­знал и ве­ли­кую си­лу ве­ры; здесь его пер­вым на­став­ни­ком стал отец, учив­ший сы­на во всем по­ла­гать­ся на во­лю Бо­жию, по­зна­вать бли­зость к че­ло­ве­ку Бо­га, учив­ший ви­деть, что в ми­ре ни­че­го не со­вер­ша­ет­ся без Его бла­го­го Про­мыс­ла, пусть и не сра­зу людь­ми по­ни­ма­е­мо­го. Ми­ха­ил окон­чил Са­ра­пуль­ское ду­хов­ное учи­ли­ще и Вят­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1890 го­ду был опре­де­лен на долж­ность над­зи­ра­те­ля Са­ра­пуль­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща.

22 ок­тяб­ря 1891 го­да епи­скоп Са­ра­пуль­ский Афа­на­сий (Пар­хо­мо­вич) ру­ко­по­ло­жил Ми­ха­и­ла во свя­щен­ни­ка к Тих­ви­но-Бо­го­ро­диц­кой церк­ви в се­ле Паз­де­ры Са­ра­пуль­ско­го уез­да. 19 фев­ра­ля 1896 го­да он был на­зна­чен сверх­штат­ным свя­щен­ни­ком к Воз­не­сен­ско­му со­бо­ру в Са­ра­пу­ле и за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Ни­коль­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. Во вре­мя сво­е­го слу­же­ния свя­щен­ни­ком отец Ми­ха­ил ов­до­вел и при­нял ре­ше­ние це­ли­ком от­дать се­бя на слу­же­ние Церк­ви, а для это­го он преж­де все­го счел необ­хо­ди­мым за­вер­шить ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние.

В 1898 го­ду отец Ми­ха­ил по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В это вре­мя рек­то­ром ака­де­мии был епи­скоп Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий); об­ще­ние с этим вы­да­ю­щим­ся ар­хи­пас­ты­рем, бе­се­ды его о мо­на­ше­стве скло­ни­ли от­ца Ми­ха­и­ла к ре­ше­нию при­нять ино­че­ский по­стриг. 11 фев­ра­ля 1900 го­да, ко­гда иерей Ми­ха­ил учил­ся на тре­тьем кур­се ака­де­мии, епи­скоп Ан­то­ний по­стриг его в ман­тию и на­рек ему имя Ме­фо­дий, на­зна­чив бла­го­чин­ным уча­ще­го­ся в ака­де­мии ду­хо­вен­ства. В 1902 го­ду иеро­мо­нах Ме­фо­дий окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Те­ма его кан­ди­дат­ской ра­бо­ты бы­ла «Пас­тырь Церк­ви по уче­нию свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла».

16 ав­гу­ста 1902 го­да иеро­мо­нах Ме­фо­дий был на­зна­чен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Уфим­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, а через год — ин­спек­то­ром Алек­сан­дров­ской мис­си­о­нер­ской се­ми­на­рии в го­ро­де Ар­доне в Осе­тии и чле­ном Ар­дон­ско­го от­де­ле­ния Епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В 1904 го­ду иеро­мо­нах Ме­фо­дий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, а в 1905 го­ду на­зна­чен ис­прав­ля­ю­щим обя­зан­но­сти рек­то­ра се­ми­на­рии. 20 но­яб­ря 1906 го­да отец Ме­фо­дий был на­зна­чен рек­то­ром Уфим­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1907 го­ду ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий был из­бран по­сто­ян­ным чле­ном Уфим­ско­го епар­хи­аль­но­го ко­ми­те­та пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства, в 1908 го­ду на­зна­чен ре­дак­то­ром неофи­ци­аль­ной ча­сти «Уфим­ских епар­хи­аль­ных но­во­стей» и в том же го­ду — стар­шим чле­ном Про­све­ти­тель­ско­го от­де­ла уфим­ско­го епар­хи­аль­но­го Брат­ства Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва со зва­ни­ем по­мощ­ни­ка пред­се­да­те­ля Брат­ства.

Бу­дучи ак­тив­ным де­ла­те­лем ви­но­град­ни­ка Хри­сто­ва, ду­хов­ным вос­пи­та­те­лем юно­ше­ства — уча­щих­ся се­ми­на­рии, пас­ты­рем и про­по­вед­ни­ком, отец Ме­фо­дий ста­рал­ся по воз­мож­но­сти огра­дить паст­ву от хищ­ных вол­ков, ко­то­рые все сме­лее дей­ство­ва­ли в рас­пут­ной ат­мо­сфе­ре на­ча­ла ХХ сто­ле­тия.

На­чи­ная 1908-1909 учеб­ный год, отец Ме­фо­дий об­ра­тил­ся к се­ми­на­ри­стам с на­пут­ствен­ным сло­вом.

«Пе­чаль­ная и тя­же­лая для впе­чат­ле­ния кар­ти­на пред­став­ля­ет­ся нам, бра­тья и юно­ши, ес­ли мы оста­но­вим вни­ма­ние свое на совре­мен­ном со­сто­я­нии ви­но­град­ни­ка Бо­жия, — ска­зал он. — То, что со­вер­ша­ет­ся в по­след­ние вре­ме­на в ми­ре и на­шем пра­во­слав­ном Оте­че­стве, яс­но го­во­рит, что де­ла­те­ли ви­но­град­ни­ка Бо­жия на­чи­на­ют упо­доб­лять­ся бо­го­бор­ным иуде­ям: от­вер­га­ют сло­ва по­слан­ни­ков Бо­жи­их и из­бран­ни­ков, со­су­дов бла­го­да­ти Бо­жи­ей, оскорб­ля­ют их и “по­но­сят… и ре­кут всяк зол гла­гол” на них, на­чи­на­ют вто­рич­но рас­пи­нать Сы­на Бо­жия, от­вер­гая Его свя­тое Еван­ге­лие, по­пи­рая Его за­по­ве­ди и от­ри­цая в корне са­мое де­ло хри­сти­ан­ства.

Ма­сон­ство вме­сте с сек­тант­ством — эта страш­ная бо­го­враж­деб­ная си­ла — быст­ро рас­про­стра­ня­ет­ся в ми­ре хри­сти­ан­ском; в мас­се пе­чат­ных из­да­ний сво­их оно от­кро­вен­но и ци­нич­но обе­ща­ет в неда­ле­ком бу­ду­щем “раз­ве­ять по вет­ру пе­пел совре­мен­но­го хри­сти­ан­ства” и от­празд­но­вать над ним пе­чаль­ную триз­ну. С не мень­шим успе­хом во­ин­ству­ет про­тив Церк­ви Хри­сто­вой ре­ли­ги­оз­ный ра­цио­на­лизм и ма­те­ри­а­лизм. Вме­сто Еван­ге­лия Хри­сто­ва, на­чи­на­ют за­чи­ты­вать­ся со­чи­не­ни­ем бо­го­хуль­ни­ка Ре­на­на или “Ка­пи­та­лом” Марк­са. С фа­на­тиз­мом и уве­рен­но­стью про­по­ве­ду­ют на­ступ­ле­ние “небес­но­го-ду­хов­но­го цар­ства веч­ной жиз­ни” на зем­ле. Мно­гие со­вра­ща­ют­ся в ев­рей­ство, в ма­го­ме­тан­ство и да­же язы­че­ство, ты­ся­чи душ, укло­ня­ясь от пра­во­сла­вия, оста­ют­ся без вся­кой ре­ли­гии. От­бро­сив­ши Еван­ге­лие Хри­сто­во как кни­гу несбы­точ­ных иде­а­лов, совре­мен­ные, име­ну­е­мые хри­сти­а­на­ми, учи­те­ли ста­ра­ют­ся в прак­ти­че­ской жиз­ни уни­что­жить вли­я­ние Еван­ге­лия, снять с че­ло­ве­ка вся­кую нрав­ствен­ную от­вет­ствен­ность за его лич­ное жиз­не­по­ве­де­ние. По совре­мен­ной ан­ти­хри­сти­ан­ской мо­ра­ли, вся­кий по­сту­пок, да­же и са­мо­го кро­во­жад­но­го хищ­ни­ка — че­ло­ве­ка, мо­жет быть под­ве­ден под нрав­ствен­ный. Од­ним сло­вом, враж­деб­ное Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной Церк­ви зна­мя ан­ти­хри­сти­ан­ско­го на­стро­е­ния че­ло­ве­че­ства вы­со­ко раз­ве­ва­ет­ся, и под стяг его сте­ка­ют­ся все но­вые и но­вые пол­чи­ща взрос­лых, юно­шей-под­рост­ков, по­чти де­тей. При­хо­дит­ся с пе­ча­лью и глу­бо­кою скор­бью убеж­дать­ся, что про­тив­ле­ние Хо­зя­и­ну ви­но­град­ни­ка рас­тет, гор­дое свое­во­лие, же­ла­ние сверг­нуть бла­гое иго Хри­сто­во, са­мо­чи­ние, враж­деб­ное на­стро­е­ние уси­ли­ва­ют­ся…»

«Но вы зна­е­те, что “ми­ро­дер­жи­тель тьмы”, “бог ве­ка се­го” и ныне ослеп­ля­ет умы и серд­ца мно­гих “сы­нов про­тив­ле­ния”, со­дер­жа­щих ис­ти­ну в неправ­де; са­та­на, свя­зан­ный на ты­ся­щу лет, не ви­ди­те ли, как ныне раз­вя­зы­ва­ет­ся в сво­ей мрач­ной де­я­тель­но­сти? Не за­ме­ча­е­те ли, как ад и пре­ис­под­няя те­нью сво­е­го мра­ка уси­ли­ва­ют­ся за­крыть свет Хри­сто­вой ис­ти­ны и ве­ры в ро­де че­ло­ве­че­ском? Ан­ти­хри­сти­ан­ские на­ча­ла жиз­ни под бла­го­вид­ны­ми и об­ман­чи­вы­ми име­на­ми но­во­ве­рия, бо­го­ис­ка­тель­ства, со­ци­а­лиз­ма, ком­му­низ­ма и то­му по­доб­но­го — стре­мят­ся за­те­нить и ис­ка­зить до неузна­ва­е­мо­сти чи­стые хри­сти­ан­ские иде­а­лы, свет еван­гель­ской Хри­сто­вой ис­ти­ны, То­го, Кто про­све­ща­ет мир и “вся­ко­го че­ло­ве­ка, гря­ду­ще­го в мир”. “Блю­ди­те, юно­ши, ка­ко опас­но хо­ди­те”. Вре­мя на­ше “опас­ное”, “дни лу­ка­вые”. Мно­го ныне на­до муд­ро­сти, и имен­но муд­ро­сти небес­ной, а не зем­ной. Ныне осо­бен­но тре­бу­ют­ся лю­ди, твер­дые ду­хом, глу­бо­ко ве­ру­ю­щие в Бо­га и пре­дан­ные сы­ны Церк­ви Хри­сто­вой, убеж­ден­ные про­по­вед­ни­ки и ис­по­вед­ни­ки хри­сти­ан­ства».

Же­лая, чтобы се­ми­на­рия по уров­ню об­ра­зо­ва­ния и по ко­ли­че­ству пре­по­да­ва­е­мых пред­ме­тов сто­я­ла на вы­со­ком уровне, рек­тор де­лал все воз­мож­ное, чтобы это осу­ще­ствить, на что ча­сто не хва­та­ло средств, и в ян­ва­ре 1909 го­да он об­ра­тил­ся к съез­ду ду­хо­вен­ства с прось­бой, чтобы оно обес­пе­чи­ло воз­на­граж­де­ние неко­то­рых учи­те­лей за пре­по­да­ва­ние до­пол­ни­тель­ных пред­ме­тов.

Как од­но­му из из­вест­ней­ших и ода­рен­ных про­по­вед­ни­ков Уфим­ской епар­хии, ар­хи­манд­ри­ту Ме­фо­дию ча­сто по­ру­ча­ли го­во­рить про­по­ве­ди в уфим­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре.

22 мар­та 1909 го­да в сло­ве в Неде­лю Ва­ий ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий ска­зал:

«Скор­бит Гос­подь, Учи­тель наш, о том, что мы, хри­сти­ане, в сво­ем боль­шин­стве, мо­жет быть, от­но­сим­ся со­вер­шен­но без­участ­но к по­ру­га­нию ве­ры Хри­сто­вой, не про­яв­ля­ем тре­вож­но­го чув­ства и брат­ской участ­ли­во­сти к ближ­ним и со спо­кой­ною со­ве­стью взи­ра­ем на по­пра­ние ими ино­гда са­мых ко­рен­ных ос­нов ве­ры и нрав­ствен­но­сти. По­ра­зи­тель­ная ре­ли­ги­оз­ная и нрав­ствен­ная “теп­лохлад­ность” всю­ду! Возь­ми­те се­мей­ную жизнь. Доб­рые тра­ди­ции ста­ри­ны и уста­вы свя­той Церк­ви, освя­щен­ные ве­ко­вой прак­ти­кой, мо­ло­де­жью ныне пре­не­бре­га­ют­ся как ана­хро­низм. Воль­но­мыс­лие ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ное и свое­во­лие, укра­шен­ное ду­хом мод­ных уче­ний, — ку­мир совре­мен­ной мо­ло­де­жи! Стар­шие — лю­ди опы­та и жиз­ни — ста­ра­ют­ся не за­ме­чать раз­ви­ва­ю­ще­го­ся зла или пред­по­чи­та­ют по­стыд­ный мир доб­рой ссо­ре, по­сте­пен­но са­ми при­вы­ка­ют так же рав­но­душ­но от­но­сить­ся к де­лам ве­ры и смот­реть на нее гла­за­ми мо­ло­де­жи. Без­раз­ли­чие, рав­но­ду­шие в де­ле ве­ры Хри­сто­вой и ре­ли­гии — это об­щая бо­лезнь на­ше­го ве­ка. Ду­хов­ное са­мо­чув­ствие в нас умер­ло, ре­ли­ги­оз­ное чув­ство при­ту­пи­лось, у нас не ста­ло за­мет­но ду­хов­но­го вос­тор­га, эн­ту­зи­аз­ма, ре­ли­ги­оз­но­го подъ­ема, мы ху­же в этом слу­чае ока­зы­ва­ем­ся да­же древ­не­го Из­ра­и­ля, оду­шев­лен­но, с ва­и­я­ми в ру­ках при­вет­ство­вав­ше­го Гос­по­да Хри­ста. Ми­рясь с окру­жа­ю­щим нас злом, мы во­об­ра­жа­ем, что ис­пол­ня­ем за­кон Хри­ста; не всту­пая в борь­бу со злом, в си­лу непра­виль­но по­ни­ма­е­мой на­ми сво­бо­ды со­ве­сти, мы так свы­ка­ем­ся с ним, что на­чи­на­ем счи­тать его нор­маль­ным яв­ле­ни­ем и ста­но­вим­ся рав­но­душ­ны­ми к доб­ро­му. Из­лиш­ние за­бо­ты об удоб­ствах жиз­ни, усерд­ное слу­же­ние ми­ру и пло­ти со­вер­шен­но по­дав­ля­ют ум и серд­це и вся­кие ре­ли­ги­оз­ные ин­те­ре­сы ду­хов­ной жиз­ни. В об­ще­ствен­ной жиз­ни, в от­но­ше­ни­ях друг к дру­гу мы про­яв­ля­ем ча­сто ка­кую-то сверх­гу­ман­ность: ве­ли­ко­душ­ны к ни­зо­сти, снис­хо­ди­тель­ны к раз­вра­ту, го­то­вы за­мол­чать неве­рие и ино­гда бо­го­хуль­ство, счи­та­ем пре­ступ­ным за­тра­ги­вать по­кой­ную со­весть ближ­не­го; по­движ­ни­ков за ис­ти­ну и бла­го­че­стие на­граж­да­ем пре­зре­ни­ем, свя­тую рев­ность их на­зы­ва­ем фа­на­тиз­мом, пси­хо­па­ти­ей. Вот по­че­му ныне нече­стие и без­ве­рие уже не пря­чут­ся от взо­ров люд­ских, а от­кры­то за­яв­ля­ют се­бя в жиз­ни и ли­те­ра­ту­ре. Как не пла­кать об этом Гос­по­ду на­ше­му, как не скор­беть о сле­по­те ду­хов­ной, о том, что мы, как и древ­ний Из­ра­иль, не хо­тим ура­зу­меть то­го, что слу­жит к на­ше­му веч­но­му спа­се­нию, от­ка­зы­ва­ем­ся по­нять “день свой”, то есть вре­мя зем­ной жиз­ни, пред­на­зна­чен­ной Гос­по­дом для на­ше­го ду­хов­но-нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, са­ми идем бес­печ­но к веч­ной по­ги­бе­ли».

В на­ча­ле ХХ сто­ле­тия шло ак­тив­ное об­суж­де­ние во­про­сов про­све­ще­ния кре­стьян. Псев­до­об­ра­зо­ван­ное и мни­мо­про­све­щен­ное об­ще­ство дво­рян и раз­но­чин­цев спе­ши­ло и весь на­род рус­ский при­об­щить к та­ко­му об­ра­зо­ва­нию, где за свет вы­да­ва­лась тьма идо­ло­по­клон­ства пе­ред че­ло­ве­че­ским ра­зу­мом, а за об­ра­зо­ва­ние — свод бес­по­ря­доч­ных и непро­ве­рен­ных све­де­ний.

5 ок­тяб­ря 1909 го­да, об­ра­ща­ясь со сло­вом к со­брав­шим­ся на бо­го­слу­же­ние в уфим­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий ска­зал:

«Мно­гие ныне мно­го го­во­рят и пи­шут о про­све­ще­нии, об­ра­зо­ва­нии, вос­пи­та­нии, все­об­щем обу­че­нии, о рас­про­стра­не­нии на­уч­ных зна­ний сре­ди на­род­ных масс. “По­боль­ше све­та, по­боль­ше зна­ния, в зна­нии — си­ла, в об­ра­зо­ва­нии — сво­бо­да!” Та­кие вос­кли­ца­ния вме­сте с дру­ги­ми гром­ки­ми сло­ва­ми: про­гресс, куль­ту­ра, ци­ви­ли­за­ция — мож­но слы­шать и в уст­ных бе­се­дах и чи­тать на стра­ни­цах пе­ча­ти…

Есть солн­це ми­ра физи­че­ско­го, осве­ща­ю­щее и со­гре­ва­ю­щее на­шу зем­лю и оби­та­те­лей ее. Есть и Солн­це ми­ра ду­хов­но­го, нрав­ствен­но­го, осве­ща­ю­щее наш ду­хов­ный, внут­рен­ний мир лу­ча­ми бо­же­ствен­но­го све­та и со­гре­ва­ю­щее бла­го­да­тию ду­ши ра­зум­ных тво­ре­ний. “Бог, по­велев­ший неко­гда”, по сло­ву апо­сто­ла, в на­ча­ле ми­ра, “из тьмы све­ту вос­си­я­ти, оза­рил и на­ши серд­ца”, то есть наш внут­рен­ний мир (2Кор.4:6). Яви­лось в мир Солн­це Прав­ды — Хри­стос — “об­раз Бо­га неви­ди­мо­го”, из недр Са­мо­го От­ца (Кол.1:15Евр.1:3).

Итак, вот тот свет, ко­то­рый необ­хо­дим для вся­ко­го ра­зум­но-сво­бод­но­го су­ще­ства. Вот тот свет, без ко­то­ро­го ра­зум­ная тварь, все мы, лю­ди, — жить не мо­жем ис­тин­ною ду­хов­ною жиз­нью, не в си­лах осу­ще­ствить на зем­ле свое че­ло­ве­че­ское на­зна­че­ние.
Без это­го све­та ни­кто из лю­дей не до­стигнет ве­ли­чия, сча­стья и бла­го­по­лу­чия. Без это­го све­та Хри­сто­ва мы не мо­жем быть ни ис­тин­но про­све­щен­ны­ми, ни ис­тин­но ин­тел­ли­гент­ны­ми, ни ис­тин­но сво­бод­ны­ми. Вне хри­сти­ан­ства нет ис­тин­ных ге­ро­ев добра, нет выс­ших по­дви­гов доб­ро­де­те­лей, нет ис­тин­но­го про­грес­са в смыс­ле стрем­ле­ния к выс­ше­му со­вер­шен­ству и бо­го­по­до­бию в лич­ной жиз­ни и в смыс­ле устро­е­ния Цар­ствия Бо­жия в об­ще­ствен­ной и го­судар­ствен­ной жиз­ни на­ро­дов зем­ли. Те, кои не бу­дут оза­рять­ся и со­гре­вать­ся этим све­том, не мо­гут быть ис­тин­ны­ми бра­тья­ми и меч­тать о все­об­щем ра­вен­стве лю­дей. Ис­тин­ная лю­бовь, свя­зу­ю­щая во­еди­но лю­дей, со­гре­ва­ю­щая же­сто­кие серд­ца, си­ла, ко­то­рая дви­га­ет жизнь ми­ра к со­вер­шен­ству, яви­лась во всей пол­но­те в ми­ре толь­ко через Хри­ста, в хри­сти­ан­стве…

Всем рев­ну­ю­щим ныне о про­све­ще­нии на­ше­го на­ро­да рус­ско­го, стре­мя­щим­ся ско­рее вве­сти все­об­щее обу­че­ние и рас­про­стра­нить сре­ди на­род­ных масс на­уч­ные зна­ния, сле­ду­ет твер­до пом­нить, что од­но об­ра­зо­ва­ние, од­ни зна­ния без вос­пи­та­ния в на­ро­де ве­ры в Бо­га, стра­ха Бо­жия, без укреп­ле­ния в нем иде­а­лов свя­той жиз­ни, жиз­ни “по-Бо­жьи”, не мо­гут сде­лать на­род наш силь­ным, ис­тин­но про­све­щен­ным, счаст­ли­вым и до­воль­ным. Русь Свя­тая. Это го­во­рит о том, что рус­ский на­род с са­мой ко­лы­бе­ли жиз­ни сво­ей ста­вил пер­вым иде­а­лом до­сти­же­ние свя­то­сти жиз­ни и осо­бен­но чтил, бла­го­го­вел пред те­ми, кто жил свя­то, “по-Бо­жьи”. По это­му иде­а­лу стро­и­лась жизнь лич­ная, се­мей­ная, об­ще­ствен­ная и го­судар­ствен­ная. С точ­ки зре­ния это­го иде­а­ла це­ни­лось и про­све­ще­ние, гра­мот­ность, об­ра­зо­ва­ние. Со­зи­дав­шие и стро­ив­шие на­ше Оте­че­ство твер­до пом­ни­ли, что “свет Хри­стов про­све­ща­ет всех”, что “во све­те Хри­ста” мы мо­жем узреть свет жиз­ни, смысл и цель и ра­зум жиз­ни на­ро­дов ми­ра и каж­до­го из нас в част­но­сти».

В 1909 го­ду в Уфе ак­тив­но дей­ство­вал пас­тыр­ско-про­по­вед­ни­че­ский кру­жок, за­да­чей ко­то­ро­го бы­ло нести свет Хри­сто­ва уче­ния за пре­де­лы хра­мов. Од­ним из ак­тив­ных де­я­те­лей круж­ка стал ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий. По его ини­ци­а­ти­ве с 1 де­каб­ря 1909 го­да бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло ре­гу­ляр­ных бе­сед в го­род­ском ноч­леж­ном до­ме, в ко­то­рых он при­нял са­мое де­я­тель­ное уча­стие, по­се­щая ноч­леж­ные до­ма вме­сте с уче­ни­ка­ми се­ми­на­рии, со­вер­шая здесь мо­леб­ны, все­нощ­ные, раз­да­вая гра­мот­ным кни­ги и бро­шю­ры ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го со­дер­жа­ния, мно­гое по­яс­няя и объ­яс­няя из хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. В од­ном из со­об­ще­ний об от­слу­жен­ной в ноч­леж­ном до­ме ар­хи­манд­ри­том Ме­фо­ди­ем все­нощ­ной на празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва «Уфим­ские епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти» пи­са­ли: «С ве­ли­кой ра­до­стью и бла­го­го­вей­ным уми­ле­ни­ем мо­ли­лись ноч­леж­ни­ки, под­хо­ди­ли и це­ло­ва­ли ико­ну Рож­де­ства Хри­сто­ва. Впер­вые ком­на­ты оби­та­те­лей ноч­леж­ки огла­си­лись ра­дост­ны­ми, тор­же­ствен­ны­ми пес­но­пе­ни­я­ми ве­ли­ко­го хри­сти­ан­ско­го празд­ни­ка. Мож­но на­де­ять­ся, что с Бо­жи­ей по­мо­щью “Свет Ра­зу­ма” — Хри­стос вос­си­я­ет и в этих огру­бев­ших, по­кры­тых ко­рою неве­же­ства и тьмы ду­хов­ной, в сущ­но­сти доб­рых, дет­ски до­вер­чи­вых рус­ских серд­цах “быв­ших лю­дей”».

Ка­за­лось бы, вос­пи­та­тель­ные учре­жде­ния, и осо­бен­но те, ко­то­рые име­ли ре­ли­ги­оз­ный ха­рак­тер, вы­пуск­ни­ки ко­то­рых ста­но­ви­лись со вре­ме­нем вос­пи­та­те­ля­ми и учи­те­ля­ми на­ро­да, тру­дя­щи­ми­ся для на­ро­да и на день­ги на­ро­да, не долж­ны бы­ли ис­пы­ты­вать ма­те­ри­аль­ной нуж­ды, — в дей­стви­тель­но­сти же де­ло об­сто­я­ло на­обо­рот. При­чи­ной то­му бы­ла за­ве­ден­ная пер­вым ре­во­лю­ци­о­не­ром и бор­цом с Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью им­пе­ра­то­ром Пет­ром I го­судар­ствен­ная ма­ши­на по уни­что­же­нию пра­во­сла­вия в Рос­сии, ко­то­рая дей­ство­ва­ла на про­тя­же­нии двух сто­ле­тий и при­ве­ла в кон­це кон­цов к кру­ше­нию и са­мой аб­со­лю­тист­ской мо­нар­хии.

13 но­яб­ря 1911 го­да в Уфе бы­ло от­кры­то По­пе­чи­тель­ство о бед­ных вос­пи­тан­ни­ках се­ми­на­рии, и ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий об­ра­тил­ся за по­мо­щью ко всем быв­шим вос­пи­тан­ни­кам се­ми­на­рии, а так­же «ко всем свя­щен­но- и цер­ков­но­слу­жи­те­лям Уфим­ской епар­хии, к уча­щим школ и всем, со­чув­ству­ю­щим выс­ше­му рас­сад­ни­ку ду­хов­но­го про­све­ще­ния в епар­хии, вос­пи­ты­ва­ю­ще­му юно­шей “в на­деж­ду свя­щен­ства”. И ма­лая леп­та на доб­рое де­ло бла­го­тво­ре­ния бед­ным юно­шам бу­дет при­ня­та с бла­го­дар­но­стью».

Отец Ме­фо­дий хо­ро­шо по­ни­мал, в ка­ком ми­ре при­дет­ся жить его вос­пи­тан­ни­кам, и по окон­ча­нии кур­са в 1911 го­ду он об­ра­тил­ся к ним «с по­след­ним про­щаль­ным сло­вом, в ко­то­ром про­сил сво­их пи­том­цев свя­то хра­нить за­ве­ты ду­хов­ной шко­лы, го­то­вив­шей их в те­че­ние ше­сти лет “в на­деж­ду свя­щен­ства”:
“Му­жай­тесь, брат­цы, всту­пая в мир, креп­ко верь­те, что в борь­бе воз­мож­на по­бе­да, ибо с ва­ми все­гда бу­дет Гос­подь. Он не оста­вит вас в жиз­нен­ной борь­бе, ес­ли вы бу­де­те ста­вить це­лью жиз­ни — “ис­ка­ние Цар­ства Бо­жия и прав­ды его”…
Это по­след­ний за­вет, ко­то­рый да­ет вам на­ша ду­хов­ная шко­ла; ес­ли вы бу­де­те вер­ны­ми это­му и дру­гим хри­сти­ан­ским за­ве­там на­шей шко­лы, то до­ста­ви­те нам, ва­шим вос­пи­та­те­лям и на­став­ни­кам, ве­ли­чай­шую ра­дость и уте­ше­ние”».

Ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий был ак­тив­ным де­я­те­лем Уфим­ско­го епар­хи­аль­но­го ко­ми­те­та Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го Об­ще­ства и во вре­мя от­сут­ствия епар­хи­аль­но­го ар­хи­ерея воз­глав­лял все за­се­да­ния ко­ми­те­та. В 1911 го­ду он был по­слан с мис­си­о­нер­ски­ми це­ля­ми в се­ло Та­бынск Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да на празд­ник Та­бын­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. В сво­ем от­че­те о по­езд­ке ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий пи­сал: «По­сле бо­го­слу­же­ния на­ча­ли за­пи­сы­вать­ся в Об­ще­ство трез­во­сти; в про­дол­же­ние трех дней очень мно­го бы­ло роз­да­но на­ро­ду лист­ков и бро­шюр ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го и про­ти­во­пьян­ствен­но­го со­дер­жа­ния».

26 ян­ва­ря 1913 го­да в Ом­ской епар­хии с мис­си­о­нер­ской це­лью бы­ла учре­жде­на вто­рая ви­кар­ная епи­скоп­ская ка­фед­ра. Вто­ро­му ви­ка­рию вве­ря­лись де­ла по управ­ле­нию внут­рен­ней мис­си­ей, ру­ко­вод­ство все­ми де­я­те­ля­ми про­ти­во­сек­тант­ской и про­ти­во­рас­коль­ни­че­ской мис­сии. Вто­рой ви­ка­рий дол­жен был пред­се­да­тель­ство­вать в Об­ще­е­пар­хи­аль­ном и в Епар­хи­аль­ном учи­лищ­ном со­ве­тах. На ме­сто вто­ро­го ви­ка­рия был на­зна­чен ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий.

3 фев­ра­ля со­сто­я­лось про­ща­ние уча­щих­ся и кор­по­ра­ции пре­по­да­ва­те­лей со сво­им рек­то­ром, за шесть лет об­ще­ния с ним ис­кренне по­лю­бив­ших его. Про­из­не­сен­ное в тот день от ли­ца пре­по­да­ва­те­лей сло­во вполне ри­су­ет нрав­ствен­ный об­лик ар­хи­манд­ри­та Ме­фо­дия.

«В ос­но­ву сво­их от­но­ше­ний к нам — ва­шим со­слу­жив­цам, — го­во­ри­лось в этом сло­ве, — вы все­гда по­ла­га­ли ис­крен­нюю сер­деч­ность, пол­ное до­ве­рие и про­сто­ту. Мы все­гда ви­де­ли в вас лишь ста­рей­ше­го меж­ду рав­ны­ми. Вам со­вер­шен­но чуж­до бы­ло то на­чаль­ствен­ное от­но­ше­ние, ко­то­рое ча­сто раз­де­ля­ет на­чаль­ни­ка и под­чи­нен­ных ка­кой-то незри­мой сте­ной, о ко­то­рую раз­би­ва­ют­ся все доб­рые на­чи­на­ния как с той, так и с дру­гой сто­ро­ны. Вы бы­ли об­раз­цом мяг­ко­сти и де­ли­кат­но­сти в от­но­ше­ни­ях ко всем окру­жа­ю­щим. Вам сме­ло бы­ло мож­но вы­ска­зы­вать свои мыс­ли, вы спо­кой­но вы­слу­ши­ва­ли воз­ра­же­ния. И все во­про­сы учеб­но-пе­да­го­ги­че­ско­го ха­рак­те­ра ре­ша­лись у нас мир­но, учеб­ная жизнь тек­ла пра­виль­но.

Кор­по­ра­ция се­ми­на­рии за вре­мя ва­ше­го управ­ле­ния пред­став­ля­ла из се­бя тес­ный, спло­чен­ный об­щим де­лом, то­ва­ри­ще­ский со­юз, в ко­то­ром не бы­ло ни за­ви­сти, ни ссор, ни мел­ких дрязг, все­гда силь­но от­ра­жа­ю­щих­ся на вся­кой де­я­тель­но­сти, а тем бо­лее учеб­но-вос­пи­та­тель­ной. Во все­услы­ша­ние, с за­слу­жен­ным до­сто­ин­ством мож­но ска­зать, что каж­дый из нас ис­пол­нял свой долг в пол­ном смыс­ле “за со­весть”, а не за страх.

Зна­ем мы, вам… за ис­тек­шие шесть лет при­хо­ди­лось пе­ре­жи­вать и труд­ные ми­ну­ты, ко­гда нуж­но бы­ло мно­го сдер­жан­но­сти, хлад­но­кро­вия, чи­сто еван­гель­ско­го сми­ре­ния, но при­чи­ны это­го бы­ли, так ска­зать, вне на­шей до­ся­га­е­мо­сти и ма­ло за­ви­се­ли от рас­по­ряд­ка на­шей внут­рен­ней жиз­ни. Ра­зу­мею тя­же­лый год, ко­гда в сте­нах се­ми­на­рии сви­реп­ство­ва­ла диф­те­рит­ная эпи­де­мия, ко­гда вся тя­жесть бед и на­па­стей вы­не­се­на бы­ла по пре­иму­ще­ству на ва­ших пле­чах.

Ва­ши от­но­ше­ния к уча­щим­ся неиз­мен­но бы­ли про­ник­ну­ты чи­сто оте­че­ской лю­бо­вью к ним, со­чув­стви­ем всем доб­рым по­ры­вам, свой­ствен­ным мо­ло­до­сти…

Же­лая луч­ше под­го­то­вить уча­щих­ся к раз­но­сто­рон­ней де­я­тель­но­сти при­ход­ско­го пас­ты­ря, вы рас­по­ла­га­ли их к уча­стию в на­род­ных чте­ни­ях, про­по­ве­да­нию сло­ва Бо­жия. Да­ва­ли им в этом лич­ный при­мер, ве­ли несколь­ко лет под­ряд ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные бе­се­ды сре­ди так на­зы­ва­е­мых быв­ших лю­дей, ни­ма­ло не гну­ша­ясь вхо­дить для это­го да­же в ноч­леж­ный дом.

Ва­ше­му доб­ро­му, от­зыв­чи­во­му серд­цу, серд­цу че­ло­ве­ка, ис­пы­тав­ше­му в сво­ем дет­стве боль­шие ли­ше­ния и бед­ность, бы­ли близ­ки и ма­те­ри­аль­ные нуж­ды вос­пи­тан­ни­ков. Па­мят­ни­ком ва­ших за­бот в этом на­прав­ле­нии оста­ет­ся со­здан­ное ва­ми По­пе­чи­тель­ство о бед­ных вос­пи­тан­ни­ках, столь необ­хо­ди­мое при уве­ли­чи­ва­ю­щем­ся ко­ли­че­стве нуж­да­ю­щих­ся уче­ни­ков.

Эс­те­ти­че­ские за­про­сы на­ше­го юно­ше­ства то­же все­гда на­хо­ди­ли в вас са­мый жи­вой от­клик, об этом мо­гут сви­де­тель­ство­вать на­ши юные пев­цы, му­зы­кан­ты и ху­дож­ни­ки.
Ва­шей ини­ци­а­ти­вой бы­ло от­кры­то при се­ми­на­рии обу­че­ние руч­но­му тру­ду, столь необ­хо­ди­мо­му в жиз­ни че­ло­ве­ка, в осо­бен­но­сти в сель­ской об­ста­нов­ке».

Отец Ме­фо­дий, об­ра­ща­ясь к уча­щим­ся се­ми­на­рии, ска­зал:

«Мои от­но­ше­ния к вам бы­ли бо­лее оте­че­ские, чем на­чаль­ни­че­ские. В ос­но­ву сво­их от­но­ше­ний к вам я ста­вил пол­ное до­ве­рие от­ца к де­тям, лю­бовь и снис­хо­ди­тель­ность, не пе­ре­хо­дя­щую пре­де­лов доз­во­лен­но­го. Для ме­ня вы бы­ли все оди­на­ко­во до­ро­ги: и доб­рые, и по­роч­ные, усерд­ные и ле­ни­вые. О всех бо­лел я ду­шой и мо­лил­ся, чтобы Гос­подь со­хра­нил вас от со­блаз­нов и ис­ку­ше­ний зла. Мне хо­те­лось, я стре­мил­ся к то­му, чтобы меж­ду ва­ми и вос­пи­та­те­ля­ми и на­став­ни­ка­ми уста­но­ви­лись са­мые ис­крен­ние, прав­ди­вые от­но­ше­ния. Я все­гда про­сил вас быть от­кро­вен­ны­ми, го­во­рить прав­ду. Я был уте­шен в этом от­но­ше­нии ва­ми. Мне при­хо­ди­лось вы­слу­ши­вать прав­ду от вас ино­гда и в очень рез­кой, гру­бой фор­ме. Но луч­ше гру­бая прав­да, чем льсти­вая, де­ли­кат­ная ложь.

Бы­ва­ли, ко­неч­но, в на­шей се­мье се­ми­нар­ской и непри­ят­но­сти, недо­ра­зу­ме­ния. Бы­ли ми­ну­ты, ко­гда вы и огор­ча­ли ме­ня сво­и­ми по­ступ­ка­ми в мас­се и от­дель­но, но я снис­хо­ди­тель­но про­щал вам ра­ди об­ще­го ми­ра и, пом­ня сло­ва псал­мо­пев­ца: “от юно­сти мо­ея мно­зи бо­рют мя стра­сти”. Юность неурав­но­ве­шен­на, пыл­ка и го­ря­ча. Но ни один отец не вос­пи­та­ет де­тей сво­их без огор­че­ний и пре­пят­ствий.

Но ве­ли­ка бы­ла и ра­дость моя, ко­гда при­хо­ди­лось слы­шать, что мои быв­шие уче­ни­ки за­яв­ля­ли се­бя на раз­ных по­при­щах об­ще­ствен­но­го слу­же­ния в ка­че­стве пас­ты­рей, учи­те­лей, уча­щих­ся в выс­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях — де­я­тель­ны­ми, чест­ны­ми, са­мо­от­вер­жен­ны­ми, бла­го­че­сти­вы­ми…

На­ши от­но­ше­ния с ва­ми, до­ро­гие юно­ши, бы­ли близ­ки­ми, род­ствен­ны­ми, ис­крен­ни­ми. Я хо­тел, чтобы они про­дол­жи­лись и по­том, на­все­гда. Я ста­рал­ся быть от­зыв­чи­вым к ва­шим нуж­дам. От­ка­зать в прось­бах ва­ших бы­ло му­чи­тель­но для ме­ня. Я пе­ре­жи­вал нрав­ствен­ную пыт­ку, ко­гда от­ка­зы­вал по­че­му-ли­бо. Ча­сто мой от­каз был на сло­вах, а не на де­ле. Я сам ви­дел и знал нуж­ду и со­чув­ство­вал бед­ня­кам из вас. При Бо­жи­ей по­мо­щи и впредь обе­щаю по си­ле по­мо­гать об­ра­ща­ю­щим­ся ко мне.

Рас­ста­ва­ясь с ва­ми, я хо­тел бы, чтобы вы ис­пол­ни­ли мой до­ро­гой за­вет. Вы го­то­ви­тесь быть де­я­те­ля­ми, пас­ты­ря­ми, ру­ко­во­ди­те­ля­ми ду­хов­ной жиз­ни, се­я­те­ля­ми Све­та Хри­сто­вой ис­ти­ны. Ста­рай­тесь еще здесь, на школь­ной ска­мье, во­ору­жить­ся все­ми до­спе­ха­ми ду­хов­но­го ору­жия для борь­бы со злом ми­ра. Укреп­ляй­те в се­бе ве­ру и при­об­ре­тай­те зна­ния. Зна­ние без ве­ры бес­плод­но. Но и ве­ры без зна­ния недо­ста­точ­но для оже­сто­чен­ной борь­бы с хит­ры­ми обо­льще­ни­я­ми са­та­ны, осо­бен­но в на­ши “лу­ка­вые дни”».

4 фев­ра­ля 1913 го­да ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий дол­жен был вы­ехать в Санкт-Пе­тер­бург. Несмот­ря на хо­лод и нена­стье, вок­зал в Уфе пе­ред при­хо­дом по­ез­да весь был по­лон го­род­ским ду­хо­вен­ством, пре­по­да­ва­те­ля­ми и вос­пи­тан­ни­ка­ми се­ми­на­рии. По все­му бы­ло вид­но, что от­ца Ме­фо­дия за эти шесть лет мно­гие ис­кренне по­лю­би­ли.

8 фев­ра­ля ар­хи­манд­рит Ме­фо­дий был на­ре­чен во епи­ско­па Ак­мо­лин­ско­го, вто­ро­го ви­ка­рия Ом­ской епар­хии. 10 фев­ра­ля в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ме­фо­дия во епи­ско­па Ак­мо­лин­ско­го. 20 фев­ра­ля епи­скоп Ме­фо­дий при­был в Омск.

5 ап­ре­ля 1913 го­да в Омск при­был на­зна­чен­ный сю­да управ­ля­ю­щим епар­хи­ей епи­скоп Ан­д­ро­ник (Ни­коль­ский), и неко­то­рое вре­мя два ве­ли­ких пас­ты­ря Церк­ви Хри­сто­вой тру­ди­лись вме­сте, по­мо­гая друг дру­гу в тру­дах и уте­ша­ясь друг дру­гом.

Епи­скоп Ан­д­ро­ник сра­зу по при­ез­де от­пра­вил­ся в пу­те­ше­ствие по при­хо­дам епар­хии, а епи­ско­пу Ме­фо­дию пред­ло­жил со­вер­шить по­езд­ку в се­ло Чер­но­лу­чье для со­вер­ше­ния там тор­же­ствен­ных бо­го­слу­же­ний в день празд­но­ва­ния па­мя­ти му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, ко­гда там со­би­ра­ет­ся мно­же­ство па­лом­ни­ков, ино­гда из са­мых от­да­лен­ных мест Ом­ской епар­хии.

Епи­скоп Ан­д­ро­ник ис­хло­по­тал пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом раз­ре­ше­ние на про­ве­де­ние в Ом­ске мис­си­о­нер­ских кур­сов. Пер­вые кур­сы в Ом­ске бы­ли про­ве­де­ны с 1 по 17 июля 1913 го­да. За­ве­до­вать ими был при­гла­шен си­но­даль­ный мис­си­о­нер про­то­и­е­рей Иоанн Вос­тор­гов, ко­то­рый бле­стя­ще спра­вил­ся со сво­ей за­да­чей. В за­ня­ти­ях при­ня­ли уча­стие бо­лее двух­сот трид­ца­ти пя­ти цер­ков­но- и свя­щен­но­слу­жи­те­лей, это бы­ло са­мое круп­ное яв­ле­ние по­доб­но­го ро­да в За­пад­ной Си­би­ри за по­след­ние го­ды. За­ня­тия кур­сов каж­дый день по­се­ща­ли епи­ско­пы Ан­д­ро­ник и Ме­фо­дий.

За пер­вое де­ся­ти­ле­тие ХХ ве­ка в Рос­сии ши­ро­ко рас­про­стра­нил­ся по­рок ви­но­пи­тия. За шесть с по­ло­ви­ной лет с 1906-го по 1913 год не столь уж и мно­го­чис­лен­ное то­гда на­се­ле­ние То­боль­ской, Том­ской, Ир­кут­ской, Ени­сей­ской, Ак­мо­лин­ской, Се­ми­па­ла­тин­ской и Якут­ской об­ла­стей по­тра­ти­ло на вод­ку три­ста во­семь­де­сят семь с по­ло­ви­ной мил­ли­о­нов руб­лей. Рас­про­стра­ня­ю­щий­ся сре­ди рус­ско­го на­ро­да по­рок пьян­ства при­ни­мал все бо­лее угро­жа­ю­щие раз­ме­ры, за этим уже бы­ла вид­на пер­спек­ти­ва ка­та­стро­фы об­ще­на­цио­наль­ной. Пьян­ство пред­воз­ве­ща­ло об­ни­ща­ние, упа­док нра­вов, неспо­соб­ность не толь­ко к ду­хов­ной жиз­ни, но и к нрав­ствен­ной, упа­док мо­ра­ли, раз­ру­ше­ние се­мьи, а вме­сте с раз­ру­ше­ни­ем се­мьи и раз­ру­ше­ние го­су­дар­ства. Епи­скоп Ан­д­ро­ник ви­дел, ка­кая, во всей сво­ей зло­ве­щей си­ле и дья­воль­ской бес­по­щад­но­сти, на­вис­ла над его паст­вой угро­за, и в 1913 го­ду в Ом­ской епар­хии бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло об­ще­е­пар­хи­аль­ной борь­бы с пьян­ством, ко­то­рая, по мыс­ли вла­ды­ки, долж­на бы­ла вы­рас­ти в об­ще­на­род­ное дви­же­ние, чтобы сам на­род по­тре­бо­вал за­кры­тия ка­ба­ков и пив­ных ла­вок.

21 июля 1913 го­да в Ом­ске бы­ло учре­жде­но Епар­хи­аль­ное Брат­ство трез­во­сти, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го стал епи­скоп Ме­фо­дий. С это­го вре­ме­ни во все свои мис­си­о­нер­ские по­езд­ки по при­хо­дам епар­хии он брал с со­бой не толь­ко свя­щен­ни­ка-мис­си­о­не­ра для объ­яс­не­ния сек­тант­ских за­блуж­де­ний, но и свя­щен­ни­ка-мис­си­о­не­ра, ко­то­рый звал бы паст­ву к трез­вен­ни­че­ской жиз­ни. При­е­хав в се­ло Бо­ров­ское Ишим­ско­го уез­да, где хра­нил­ся чу­до­твор­ный спи­сок с Аба­лац­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, вла­ды­ка на­пом­нил, ка­кие бы­ва­ют пе­чаль­ные по­след­ствия, ко­гда мы ли­ша­ем­ся за­щи­ты и по­кро­ва Ца­ри­цы Небес­ной, ко­гда по­сту­па­ем по по­сло­ви­це: «что име­ем — не хра­ним, по­те­ряв­ши — пла­чем». Об­ра­ща­ясь к пастве, он по­ка­зал, ка­ким стал быт совре­мен­ной де­рев­ни с ее непро­буд­ным пьян­ством, с раз­нуз­дан­но­стью нра­вов, ху­ли­ган­ством и дру­ги­ми по­ро­ка­ми. Для успеш­ной борь­бы с та­ким рас­про­стра­нив­шим­ся по­ро­ком, как пьян­ство, вла­ды­ка пред­ло­жил слу­ша­те­лям об­ра­зо­вать у се­бя в при­хо­де Об­ще­ство трез­во­сти.

С са­мо­го сво­е­го при­ез­да в Омск вла­ды­ка Ан­д­ро­ник ис­поль­зо­вал лю­бую воз­мож­ность для про­по­ве­ди, для про­све­ще­ния паст­вы, для мис­си­о­нер­ских по­ез­док. Слу­чал­ся ли в ка­ком се­ле боль­шой празд­ник, на ко­то­рый тра­ди­ци­он­но сте­ка­лось мно­же­ство на­ро­да, со­би­рал­ся ли на­род в ка­кой-ли­бо день к осо­бо чти­мой иконе, или тща­ни­ем бла­го­тво­ри­те­лей при­об­ре­та­лась ка­кая-ли­бо свя­ты­ня, епи­скоп Ан­д­ро­ник ехал в это ме­сто к на­ро­ду или по­сы­лал ту­да епи­ско­па Ме­фо­дия.

12 мая 1914 го­да в Ом­ске при ар­хи­ерей­ском до­ме от­кры­лись пса­лом­щи­че­ские кур­сы, на ко­то­рые бы­ло при­ня­то для обу­че­ния пят­на­дцать че­ло­век. От­кры­вая кур­сы, вла­ды­ка Ме­фо­дий «об­ра­тил­ся к кур­си­стам со сло­вом, в ко­то­ром ука­зал им, на­сколь­ко от­вет­ствен­но слу­же­ние в Церк­ви Бо­жи­ей чте­ца, или пев­ца, или пса­лом­щи­ка. Хо­тя это и низ­шая сте­пень в Церк­ви Бо­жи­ей, но и на ней мож­но при­не­сти гро­мад­ную поль­зу ве­ру­ю­щим чле­нам Хри­сто­вой Церк­ви, со­би­ра­ю­щим­ся для мо­лит­вы в хра­мах Бо­жи­их. Ес­ли пса­лом­щик ра­зу­ме­ет, что чи­та­ет, осмыс­лен­но, с бла­го­го­ве­ни­ем, раз­дель­но, гром­ко чи­та­ет, а так­же и по­ет цер­ков­ные пес­но­пе­ния, то он пе­ре­да­ет мо­ля­щим­ся со­дер­жа­ние все­го от серд­ца к серд­цу, как бы вкла­ды­ва­ет в ду­шу мо­ля­щим­ся чи­та­е­мое и по­е­мое. Он то­гда не дуд­ка, не сви­рель толь­ко, а и про­по­вед­ник, мис­си­о­нер. Так вы и долж­ны смот­реть на свое слу­же­ние, к ко­то­ро­му бу­де­те го­то­вить­ся.

На­род пра­во­слав­ный рус­ский лю­бит пе­ние, и осо­бен­но цер­ков­ное. В по­след­нее вре­мя на­ча­ло по­всю­ду вво­дить­ся об­ще­на­род­ное пе­ние в церк­вах и на бе­се­дах. В на­шей епар­хии, где мно­го сек­тан­тов, тем бо­лее необ­хо­ди­мо об­ще­на­род­ное пе­ние в хра­мах. На­учить на­род петь мож­но по­сред­ством шко­лы. На­до на­учить петь школь­ни­ков, а по­том и взрос­лых око­ло них. Вот здесь, на кур­сах, вы и бу­де­те учить­ся уме­нию обу­чать дру­гих пе­нию. Здесь же вы на­учи­тесь пись­мо­вод­ству и озна­ко­ми­тесь с ис­то­ри­ей и об­ли­че­ни­ем сек­тант­ства и бу­де­те, та­ким об­ра­зом, доб­ры­ми по­мощ­ни­ка­ми сво­им свя­щен­ни­кам при­ход­ским».

Бла­го­да­ря под­держ­ке ар­хи­ере­ев и непо­сред­ствен­но­му их уча­стию в ра­бо­те Епар­хи­аль­но­го Брат­ства трез­во­сти, в те­че­ние несколь­ких ме­ся­цев чис­ло чле­нов Брат­ства в Ом­ске пе­ре­ва­ли­ло за че­ты­ре­ста че­ло­век. В сре­де трез­вен­ни­ков за­ро­ди­лось стрем­ле­ние к ак­тив­ной цер­ков­но-об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти, и преж­де все­го же­ла­ние немед­лен­но­го за­кры­тия в го­ро­де всех вин­ных и пив­ных ла­вок. Брат­ство трез­во­сти вы­да­ло пол­но­мо­чия трез­вен­ни­кам для сбо­ра под­пи­сей о за­кры­тии неко­то­рых вин­ных ла­вок.

В пер­вых чис­лах ав­гу­ста в Ом­ске бы­ло по­лу­че­но из­ве­стие о пе­ре­во­де епи­ско­па Ан­д­ро­ни­ка в Пермь, ко­то­рое глу­бо­ко опе­ча­ли­ло вла­ды­ку Ме­фо­дия. Про­ща­ясь с ним, он по­бла­го­да­рил вла­ды­ку за все доб­рое, сде­лан­ное для епар­хии, и за доб­рое дру­же­ское от­но­ше­ние к нему лич­но и в за­клю­че­ние пре­под­нес вла­ды­ке Ан­д­ро­ни­ку в по­да­рок чет­ки.

Вви­ду боль­ших успе­хов сек­тан­тов в Ом­ской епар­хии, 26 ав­гу­ста 1914 го­да пред­се­да­тель Мис­си­о­нер­ско­го со­ве­та епи­скоп Ме­фо­дий по­ста­но­вил: «Так как од­ним из средств к со­вра­ще­нию пра­во­слав­ных в сек­тант­ство слу­жат мо­лит­вен­ные со­бра­ния, со­про­вож­да­е­мые чте­ни­ем Свя­то­го Пи­са­ния на рус­ском язы­ке с тол­ко­ва­ни­ем в ду­хе сек­ты, — под­твер­дить ду­хо­вен­ству епар­хии обя­за­тель­но про­чи­ты­вать за бо­го­слу­же­ни­ем по­сле за­при­част­но­го сти­ха или по­сле “Бу­ди имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но” Апо­стол и Еван­ге­лие на рус­ском язы­ке с крат­ким объ­яс­не­ни­ем; обу­чать де­тей вне­школь­но­го воз­рас­та мо­лит­вам, что де­лать в сель­ских церк­вах меж­ду утре­ней и ли­тур­ги­ей, а так­же разъ­яс­нять на вне­бо­го­слу­жеб­ных со­бе­се­до­ва­ни­ях цер­ков­ное бо­го­слу­же­ние и об­ря­ды, упо­треб­ля­е­мые при со­вер­ше­нии та­инств, чтобы сек­тан­ты непо­ни­ма­ние пра­во­слав­ны­ми бо­го­слу­же­ния, еван­гель­ских, апо­столь­ских и па­ре­мий­ных чте­ний на сла­вян­ском язы­ке не объ­яс­ня­ли как ре­зуль­тат от­сут­ствия Свя­то­го Ду­ха в Пра­во­слав­ной Церк­ви».

В 1914 го­ду Пет­ро­пав­лов­ская го­род­ская ду­ма воз­бу­ди­ла пе­ред Ом­ской епар­хи­ей хо­да­тай­ство о пе­ре­не­се­нии ме­ста пре­бы­ва­ния епи­ско­па Ак­мо­лин­ско­го из Ом­ска в Пет­ро­пав­ловск, за­явив, что со сво­ей сто­ро­ны она го­то­ва от­пу­стить сред­ства на со­дер­жа­ние ар­хи­ерей­ско­го до­ма. 6 но­яб­ря 1914 го­да был опуб­ли­ко­ван указ о пе­ре­име­но­ва­нии вто­ро­го ви­ка­рия Ом­ской епар­хии во епи­ско­па Пет­ро­пав­лов­ско­го с предо­став­ле­ни­ем ему зна­чи­тель­ных пол­но­мо­чий в са­мо­сто­я­тель­ном управ­ле­нии при­хо­да­ми Пет­ро­пав­лов­ско­го, Кок­че­тав­ско­го и Ат­ба­сар­ско­го уез­дов.

В 1915 го­ду мно­го вре­ме­ни епи­скоп Ме­фо­дий по­свя­тил крест­ным хо­дам, неко­то­рые из ко­то­рых име­ли дли­тель­ный и по рас­сто­я­нию, и по вре­ме­ни ха­рак­тер. С 17 мая по 19 июня вла­ды­ка воз­глав­лял крест­ный ход, ко­то­рый про­шел бо­лее пя­ти­сот верст из Пет­ро­пав­лов­ска в Ак­мо­линск с ико­ной свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца, по­да­рен­ной Го­су­да­рем Им­пе­ра­то­ром.

Су­ще­ствен­ной про­бле­мой в цер­ков­ной жиз­ни Ом­ской епар­хии был недо­ста­ток хра­мов и ма­лая по­ме­сти­тель­ность тех, ко­то­рые бы­ли. При же­лез­но­до­рож­ной стан­ции в Пет­ро­пав­лов­ске Ма­ри­и­но-Маг­да­лин­ская цер­ковь бы­ла столь ма­ла, что не мог­ла вме­стить всех же­ла­ю­щих, а меж тем здесь бы­ло че­ты­ре учи­ли­ща, но по ма­ло­сти хра­ма его мог­ли по­се­щать уча­щи­е­ся толь­ко од­но­го учи­ли­ща. В то же вре­мя в но­во­по­стро­ен­ном го­род­ском при­ход­ском учи­ли­ще был спла­ни­ро­ван для те­ат­раль­ных пред­став­ле­ний боль­шой зал вме­сти­мо­стью до трех­сот че­ло­век. Епи­скоп Ме­фо­дий ис­хло­по­тал у го­род­ских вла­стей раз­ре­ше­ние слу­жить в этом за­ле мо­леб­ны, а так­же ве­сти ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ные и про­ти­во­сек­тант­ские бе­се­ды. В 1915 го­ду Пет­ро­пав­ловск по­се­тил на­зна­чен­ный в Омск епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский), ко­то­рый пред­ло­жил устро­ить в этом за­ле ал­тарь и освя­тить зал как храм. Пред­ло­же­ние бы­ло с ра­до­стью при­ня­то, и 10 ян­ва­ря 1916 го­да со­сто­я­лось освя­ще­ние хра­ма.

С мар­та 1917 го­да, сра­зу же по­сле свер­же­ния мо­нар­хии, на­ча­лись го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В это вре­мя епи­скоп Ме­фо­дий был в Уфе, где он вре­мен­но за­ме­щал епи­ско­па Ан­дрея (Ухтом­ско­го), сроч­но вы­зван­но­го в Пет­ро­град. В Пет­ро­пав­ловск вла­ды­ка вер­нул­ся 23 мар­та ве­че­ром. Здесь он услы­шал, что неким ев­ре­ем пу­щен слух о том, что в ар­хи­ерей­ском до­ме и в жен­ском мо­на­сты­ре хра­нит­ся мно­го спря­тан­но­го куп­ца­ми са­ха­ра, ма­хор­ки и ма­ну­фак­ту­ры. Мол­ва эта раз­нес­лась не толь­ко по Пет­ро­пав­лов­ску, но да­ле­ко по его окрест­но­стям, и рас­про­стра­ня­лась глав­ным об­ра­зом сре­ди сол­дат. Пу­щен был так­же слух и о том, что в жен­ском мо­на­сты­ре спря­та­на по­гром­ная иоан­нит­ская ли­те­ра­ту­ра.

25 мар­та Со­вет ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов по­ста­но­вил про­из­ве­сти обыск в ар­хи­ерей­ском до­ме и в жен­ском мо­на­сты­ре. В этот же день в 11 ча­сов ве­че­ра к епи­ско­пу Ме­фо­дию яви­лись че­ло­век два­дцать во­ору­жен­ных сол­дат и ра­бо­чих. Вла­ды­ке предъ­яви­ли до­ку­мент, что они упол­но­мо­че­ны Со­ве­том сол­дат­ских и ра­бо­чих де­пу­та­тов и го­род­ским ис­пол­ко­мом про­из­ве­сти обыск. Ис­ка­ли по­гром­ную ли­те­ра­ту­ру, ис­ка­ли са­хар и ма­хор­ку, но ни­че­го не на­шли. Во вре­мя обыс­ка дом и мо­на­стырь бы­ли окру­же­ны ро­той сол­дат. Из квар­ти­ры епи­ско­па во­ору­жен­ный от­ряд от­пра­вил­ся в мо­на­стырь. Там так­же все пе­ре­ры­ли. За­тем во­ору­жен­ные сол­да­ты во­шли в цер­ковь, про­шли в ал­тарь и по при­ка­за­нию ун­тер-офи­це­ра ста­ли ша­рить под пре­сто­лом. При­сут­ство­вав­шая при обыс­ке мо­на­хи­ня пре­ду­пре­ди­ла их, что в ал­тарь с ору­жи­ем вхо­дить нель­зя, что на­до по­звать свя­щен­ни­ка, но они не об­ра­ти­ли на это вни­ма­ния.

Утром 26 мар­та, в Верб­ное вос­кре­се­нье, епи­скоп Ме­фо­дий со­би­рал­ся ид­ти в со­бор слу­жить ли­тур­гию, ко­гда к нему при­шли из мо­на­стыр­ской церк­ви ска­зать, что во­ору­жен­ные сол­да­ты бы­ли в церк­ви и в ал­та­ре и при­ка­са­лись к свя­то­му пре­сто­лу. Епи­скоп бла­го­сло­вил освя­тить ал­тарь и слу­жить.

По­сле ли­тур­гии в со­бо­ре епи­скоп вы­шел бла­го­сло­вить на­род и в это вре­мя крат­ко из­ло­жил все то, что про­изо­шло в мо­на­стыр­ском хра­ме, ска­зав, что счи­та­ет сво­им дол­гом пре­ду­пре­дить пра­во­слав­ных, дабы они не при­ня­ли ве­сти о про­ис­шед­шем но­чью в хра­ме в ис­ка­жен­ном мол­вой ви­де. Епи­скоп при­звал не бес­по­ко­ить­ся до рас­сле­до­ва­ния всех об­сто­я­тельств де­ла.

26 мар­та в три ча­са дня к епи­ско­пу при­шел пред­се­да­тель ис­пол­ко­ма и об­ви­нил вла­ды­ку в про­из­не­се­нии про­по­ве­ди, угро­жа­ю­щей об­ще­ствен­но­му спо­кой­ствию. Епи­скоп Ме­фо­дий воз­ра­зил, что по­доб­но­го ро­да про­по­ве­ди не го­во­рил, а по­сле ли­тур­гии неболь­шо­му чис­лу бо­го­моль­цев — бы­ло их око­ло ста пя­ти­де­ся­ти че­ло­век — рас­ска­зал о про­ис­шед­шем но­чью обыс­ке; сде­лал он это ра­ди успо­ко­е­ния на­ро­да и пре­ду­пре­жде­ния неле­пых слу­хов, ко­то­рые мог­ли по­явить­ся в го­ро­де. Пред­се­да­тель ис­пол­ко­ма из­ви­нил­ся за «пе­чаль­ный факт», как он вы­ра­зил­ся, и ска­зал, что это об­ви­не­ние бы­ло ошиб­кой.

27 мар­та Со­вет ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов по­ста­но­вил по­слать те­ле­грам­мы ми­ни­стру Ке­рен­ско­му и обер-про­ку­ро­ру Свя­тей­ше­го Си­но­да с прось­бой об уда­ле­нии епи­ско­па Ме­фо­дия из Пет­ро­пав­лов­ска за ре­ак­ци­он­ную де­я­тель­ность, угро­жа­ю­щую об­ще­ствен­но­му спо­кой­ствию.

На дру­гой день в мест­ной га­зе­те по­яви­лось со­об­ще­ние Со­ве­та ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, где го­во­ри­лось, что в мо­на­стыр­ской церк­ви сол­да­та­ми ни­че­го свя­то­тат­ствен­но­го до­пу­ще­но не бы­ло, что они ве­ли се­бя кор­рект­но, как и по­до­ба­ет в свя­том хра­ме; меж­ду тем ар­хи­ерей стал рас­про­стра­нять кле­ве­ту, об­ра­тив­шись к ты­сяч­ной тол­пе с про­по­ве­дью во вре­мя ли­тур­гии.

Прось­бу боль­ше­ви­ков уда­лить епи­ско­па из го­ро­да Свя­тей­ший Си­нод оста­вил без вни­ма­ния.

По­сле за­хва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми в Рос­сии на­ча­лась граж­дан­ская вой­на, ко­то­рая в иных ме­стах пе­ре­рос­ла в кре­стьян­ские вос­ста­ния. Кре­стьян­ское вос­ста­ние, вспых­нув­шее в За­пад­ной Си­би­ри в 1921 го­ду, ста­ло од­ним из круп­ней­ших оча­гов со­про­тив­ле­ния без­жа­лост­но­му ре­жи­му. Кре­стьяне за­хва­ти­ли Пет­ро­пав­ловск, Ишим, То­больск, вез­де бес­по­щад­но рас­прав­ля­ясь с ком­му­ни­ста­ми и их се­мья­ми. По­встан­ца­ми бы­ло об­ра­зо­ва­но Се­вер­ное Си­бир­ское пра­ви­тель­ство. На вос­ста­ние про­тив ан­ти­на­род­но­го боль­ше­вист­ско­го ре­жи­ма боль­ше­ви­ки от­ве­ти­ли с удво­ен­ной же­сто­ко­стью. Ка­ра­тель­ные боль­ше­вист­ские от­ря­ды сот­ня­ми, без раз­бо­ра рас­стре­ли­ва­ли жи­те­лей за­хва­чен­ных сел и го­ро­дов, сжи­га­ли до­тла за­хва­чен­ные по­се­ле­ния. Ко­гда крас­ные за­ня­ли го­род Пет­ро­пав­ловск, то пер­вое, что они сде­ла­ли, это уби­ли епи­ско­па Ме­фо­дия.

17 фев­ра­ля 1921 го­да вла­ды­ка слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию в Ни­коль­ской церк­ви в Пет­ро­пав­лов­ске. По­сле мо­леб­на он вы­шел со сло­вом при­ми­ре­ния на пло­щадь к со­брав­ше­му­ся пе­ред хра­мом на­ро­ду — и здесь пе­ред хра­мом был убит. Епи­скоп Ме­фо­дий был за­ко­лот шты­ка­ми; уже уби­то­му епи­ско­пу крас­но­ар­мей­цы на­нес­ли еще несколь­ко шты­ко­вых ран, а за­тем в од­ну из ран вон­зи­ли крест.

За две­на­дцать лет пе­ред му­че­ни­че­ской кон­чи­ной, еще бу­дучи ар­хи­манд­ри­том, про­по­ве­дуя в уфим­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре при ар­хи­ерей­ском бо­го­слу­же­нии в Неде­лю Кре­сто­по­клон­ную, он го­во­рил:

«Нам на­до глу­бо­ко за­пе­чат­леть в мыс­лях и серд­це, что ес­ли мы хо­тим жить ра­зум­но, осмыс­лен­но, ис­тин­ной ду­хов­ной жиз­нью, сле­до­вать за Хри­стом, то нам при­дет­ся по­сто­ян­но бо­роть­ся за иде­а­лы ду­хов­ной жиз­ни, по­сто­ян­но ис­пы­ты­вать в этой борь­бе скор­би и стра­да­ния. Но за­то эта борь­ба, эти скор­би и стра­да­ния очи­ща­ют нас от гре­ха, воз­вы­ша­ют дух и ве­дут к по­бе­де, к сла­ве, к нетле­нию, к бес­смер­тию. По­за­ди сво­е­го кре­ста или в кон­це сво­е­го крест­но­го пу­ти мы уви­дим свет­лый Лик Гос­по­да, Его свя­тую дес­ни­цу, ко­то­рая под­дер­жит при­кос­но­ве­ни­ем бла­го­да­ти… Ни­ка­кие бла­га это­го ми­ра, ни­ка­кая муд­рость мир­ская не мо­гут так ско­ро при­ве­сти нас к це­ли, к ис­ко­мо­му на­ми и все­ми людь­ми сча­стью, ра­до­сти, бла­жен­ству, как тес­ный, уз­кий еван­гель­ский путь, или путь кре­ста. “Ес­ли вы Хри­сто­вы, го­во­рит апо­стол, то плоть рас­пни­те со страстьми и по­хотьми”. Не верь­те, бра­тья, совре­мен­ным мод­ным уче­ни­ям и су­е­муд­рым учи­те­лям, обе­ща­ю­щим рай утех и на­сла­жде­ний на зем­ле. Рай Хри­стов до­сти­га­ет­ся ве­ли­ки­ми уси­ли­я­ми, по­дви­га­ми: “Цар­ствие Бо­жие уси­ли­ем бе­рет­ся, и упо­треб­ля­ю­щие уси­лия вос­хи­ща­ют его”. “Вен­цом прав­ды”, на­гра­дой бла­жен­ства увен­чи­ва­ют­ся те, кто по­ка­зал се­бя в жиз­ни, по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу: “в ве­ли­ком тер­пе­нии, в бед­стви­ях, скор­бях, бе­дах, в ра­нах, в тем­ни­цах, в из­гна­ни­ях, тру­дах, бде­ни­ях мо­лит­вен­ных, по­стах, в чи­сто­те жиз­ни, сло­ве ис­ти­ны, в че­сти и бес­че­стии, при по­ри­ца­ни­ях и по­хва­лах” (2Кор.6:4-8)».

Из «Жи­тий но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль» игу­мена Да­мас­кина (Ор­лов­ского). Тверь. 2005. С. 25-55