Иона (Покровский) (1888 – 20.10.1925) – епископ Ханькоуский, викарий Пекинской епархии, китайский миссионер.

В миру Владимир Ильич Покровский, родился в Козельском уезде Калужской губернии в крестьянской семье. Рано осиротел, терпел нужду.

Был усыновлен сельским диаконом Илией Покровским, служившим в храме с. Рогачёва Дмитровского уезда Московской губернии, который дал сироте свою фамилию и отчество.

Окончил Заиконоспасское духовное училище в Москве (по др. данным, Калужское духовное училище) и Калужскую духовную семинарию.

В 1910 г. поступил в Казанскую духовную академию. Со 2-го курса стал активным участником бесед со старообрядцами и сектантами, проходивших каждую неделю в старой Богоявленской церкви Казани, регулярно составлял отчеты о проведенных встречах.

Во время учебы находился под духовным руководством старцев Оптиной пустыни преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова).

Его духовником был наместник Седмиезерной Богородицкой пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов).

По благословению иеросхимонаха Анатолия (Потапова) решил принять монашеский постриг.

В августе 1912 г. ректором академии епископом Чистопольским Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иона (в честь местночтимого святого прп. Ионы Казанского). Через 3 дня рукоположен во иеродиакона.

В феврале 1913 г. указом Синода приписан к Оптиной пустыни. В марте того же года архиепископом Казанским Иаковом (Пятницким) рукоположен во иеромонаха.

В июне 1914 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Библейско-святоотеческое учение о Святом Духе как Утешителе». В своем отзыве на диссертацию отца Ионы инспектор академии архимандрит Гурий (Степанов) подчеркнул новизну исследования, указав на отсутствие в русской и зарубежной литературе монографий по данной теме.

По окончании академии иеромонах Иона был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре догматического богословия. В сентябре 1914 г. указом Синода по ходатайству и. о. ректора КазДА архимандрита Гурия (Степанова) был назначен исполняющим должность доцента 2-й кафедры Священного Писания Нового Завета.

Рекомендуя отца Иону, архимандрит Гурий отмечал его необычайное трудолюбие, кропотливость, усидчивость, способность к научным трудам, отличное знание еврейского языка, а также современных иностранных языков, «истолковательную способность в изъяснении Слова Божия», глубокую религиозность и стремление «к внутреннему опознанию христианского учения как благодатного дара Духа Святого».

Отец Иона отказался от назначения, считая преподавание столь важного предмета непосильным для себя, но после беседы с преподобным Гавриилом (Зыряновым) согласился. А за неразумную поспешность с отказом старец-духовник назначил ему в качестве епитимии 300 земных поклонов с молитвой Иисусовой.

За руководством в преподавательской деятельности отец Иона обращался к профессору Н. Н. Глубоковскому.

С мая по сентябрь 1916 г., во время летних каникул, с разрешения ректора КазДА епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) отец Иона исполнял обязанности священника в действующей армии при 83-й артиллерийской бригаде. В июне 1917 г. распоряжением был назначен проповедником при штабе 2-й армии (Западный фронт).

В начале 1918 г. иеромонах Иона вернулся в Казань. В мае обращался с ходатайством об освобождении на поруки арестованного настоятеля Раифского монастыря игумена Варсонофия.

Вскоре отец Иона был арестован по обвинению в критике декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в распространении листовки «Значение самодержавия в строительстве Российского государства» и в связях с атаманом А. И. Дутовым, который возглавлял борьбу оренбургского казачества против большевиков.

Отец Иона бежал из-под ареста, добрался до Перми, но там был вновь схвачен и зверски избит. Он был отправлен этапом в Тюмень, но был освобожден по пути войсками белого Временного Сибирского правительства.

После освобождения отец Иона был учителем начальной школы в Тобольской губернии.

В нач. 1919 г. прибыл в Омск и представил доклад Высшему временному церковному управлению Сибири. В мае 1919 г. назначен благочинным в 11-й Яицкий армейский корпус Южной армейской группы войск адмирала А. В. Колчака.

Вскоре по постановлению ВВЦУ Сибири возведен в сан игумена.

Отец Иона стал одним из инициаторов создания дружин Св. Креста, получил на это в авг. 1919 г. согласие адмирала Колчака и благословение ВВЦУ Сибири. Отцу Ионе была передана походная церковь Омского архиерейского дома.

В октябре 1919 г. игумен Иона занял пост главного священника Оренбургской армии атамана Дутова, отступавшей к Акмолинску (ныне Астана). По инициативе отца Ионы атаманом Дутовым был издан приказ о повышении роли священников в армии, утверждены штаты кадровой сотни и роты Св. Креста.

В ноябре 1919 г. в Акмолинске торжественно встретили главную святыню Юж. Урала – Табынскую икону Божией Матери. По ходатайству отца Ионы чудотворный образ был оставлен при штабе армии Дутова. С этого времени отец Иона возил икону с собой, в разных городах устраивал торжественные богослужения, крестные ходы.

Одной из главнейших своих задач отец Иона считал созыв съезда духовенства Степного края, но постоянные передвижения помешали осуществлению этого намерения.

Отец Иона сопровождал отряд Дутова во время т. н. Голодного похода через Тургайскую степь в Семиреченскую область. В пути терпел вместе с остальными тяготы и лишения, переболел сыпным тифом. С прибытием в Семиречье при отсутствии там правящего архиерея игумен Иона был назначен в январе 1920 г. главным священником Семиреченского края.

Вместе с атаманом Дутовым отец Иона пребывал в Лепсинске на китайской границе. В марте 1920 г. оставшийся у Дутова отряд ушел из Лепсинска в Китай. Отец Иона сопровождал отряд, взяв с собой Табынскую икону Божией Матери.

Перейдя покрытые льдом горы, дутовцы прибыли в мае 1920 г. в г. Суйдин (ныне пос. Шуйдин) в Синьцзянской провинции Китая, где были разоружены по требованию китайских властей.

В сент. 1920 г. как представитель атамана Дутова отец Иона был направлен в г. Кульджа для изыскания средств на содержание отряда и для переговоров с представителями других русских групп и иностранных государств. Вошел в состав Комиссии по русским делам в Китае, организованной в Кульдже вместо упраздненного консульства России.

В февр. 1921 г. по поручению Комиссии выехал в Пекин для информирования о бедственном положении русских беженцев в Синьцзяне. Путь через Китай с запада на восток занял несколько месяцев. В дек. 1921 г. отец Иона прибыл в Шанхай, а в янв. 1922 г. – в Пекин, где подал доклад в еще действовавшее там русское посольство.

Тогда же он отправил доклад с отчетом о своей деятельности в 1918-1922 гг. Высшему церковному управлению за границей (ВЦУЗ) в г. Сремски-Карловци (Сербия). В апр. 1922 г. указом ВЦУЗ игумен Иона был возведен в сан архимандрита с предложением «иметь его в виду на епископскую кафедру».

В сент. 1922 г. архимандрит Иона был хиротонисан во епископа Тяньцзиньского. Он стал викарием новоучрежденной Пекинской и Китайской епархии РПЦЗ. Хиротония состоялась в Русской духовной миссии в Пекине.

В окт. 1922 г. епископ Иона прибыл на станцию Маньчжурия, где стал настоятелем миссионерского Иннокентиевского храма. В том же году титул владыки Ионы был изменен: он стал епископом Ханькоуским (Ханькоукским).

Трехлетнее служение епископа Ионы в Маньчжурии стало примером выдающегося подвига милосердия. При поддержке Международного комитета в Харбине, а после его закрытия самостоятельно он развил обширную просветительно-благотворительную деятельность, обращаясь при необходимости за помощью к представителям различных вероисповеданий и даже к советским чиновникам.

Его стараниями на ст. Маньчжурия были организованы начальное и высшее начальное училища, при которых действовали ремесленные мастерские. Был учреждён приют для малолетних детей. Также были организованы благотворительные столовая, амбулатория, аптека и библиотека.

Прежде малопосещаемый Иннокентиевский храм при владыке Ионе во время служб был переполнен верующими. Архипастырь проявил себя как неустанный и талантливый проповедник и организатор. Владыка ввел уставное богослужение, организовал церковный хор.

Одновременно он преподавал Закон Божий в гимназии на ст. Маньчжурия, читал лекции на философско-богословских курсах в Харбине, выпускал листки духовно-нравственного содержания, выступал с публичными лекциями, устраивал благотворительные вечера.

Владыка Иона пользовался огромной любовью и авторитетом среди местных жителей, как русских беженцев, так и китайцев, а также среди представителей др. вероисповеданий (мусульман, евреев и др.). Он обладал глубокими познаниями, острым и быстрым умом, веселым, общительным характером, был чрезвычайно скромен в быту.

Внезапная кончина епископа Ионы была вызвана тяжелой формой ангины и последующим заражением крови. Обращаясь к пастве в своём духовном завещании, владыка призывал любить друг друга и не оставлять без помощи детей-сирот, которых он опекал.

На его похоронах присутствовало 8 тыс. человек из 10-тысячного населения города. Владыка просил похоронить его не по архиерейскому, а по монашескому обряду и поставить на могиле простой дубовый крест. Погребен у северной стены алтаря Иннокентиевской церкви.

С первых же дней могила святителя Ионы стала местом поклонения. Чудеса, происходившие по молитвам, обращенным к святому, были описаны в брошюре, вышедшей в 1926 г. в Харбине.

Первым чудом стало исцеление сына советского подданного 10-летнего Николая Дергачёва, несколько месяцев лежавшего без движения из-за болезни ног. По его словам, сразу по кончине святитель явился к нему во сне и сказал: «На… возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои отдай мне». После этого мальчик встал и пошел.

В 1964 г. Иннокентиевский храм был взорван. Предпринятые в 1994 г. попытки разыскать могилу святителя Ионы не дали результата. В сентябре 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ определил считать Иону угодником Божиим в лике святых, в земле Российской просиявших. Его прославление состоялось в октябре того же года. Торжества прошли в Сан-Франциско, Чикаго и Джилонге (Австралия).