7 ноября (26 октября по юлианскому календарю) – день кончины историка русской литературы, профессора словесности Казанской духовной академии Ивана Яковлевича Порфирьева (1823–1890). В мае 2023 года исполнилось 200 лет со дня его рождения.

Иван Порфирьев родился 23 апреля (5 мая) 1823 года в семье сельского священника Вятской епархии. По окончании Вятской духовной семинарии он поступил в Казанскую духовную академию.

Словесность была избранной им специальностью еще в годы учёбы, он был лучшим студентом по этому предмету. По окончании академии в 1848 году со степенью магистра богословия Иван Яковлевич был назначен бакалавром (доцентом) на кафедру словесности.

В 1855 году в академию прибыла Соловецкая библиотека с ее драгоценными письменными памятниками русского слова и мысли. И. Я. Порфирьев, назначенный хранителем Соловецкой библиотеки, явился одним из первых работников при изучении её рукописей. В своем курсе словесности с этого времени он все более начал сокращать теоретическую часть и налегать на изучение истории русской литературы.

Лекции Порфирьева всегда отличались глубокой задушевностью, изящной простотой построения, необыкновенной ясностью и естественностью языка, оттого слушались с удовольствием и усваивались без всякого напряжения. Студенты любили работать с преподавателем по его темам, потому что он и сам относился к их работам с полным вниманием.

С 1855 по 1858 гг. И. Я. Порфирьев был библиотекарем Соловецкой библиотеки, в 1858—1862 гг. — библиотекарем главной академической библиотеки. Также он являлся редактором академического журнала «Православный собеседник».

В 1859 году Иван Яковлевич был утверждён в звании экстраординарного профессора, а в 1864 году стал ординарным профессором.

В 1870 году с преобразованием академии по новому уставу он был избран на должность помощника ректора по одному из трех специальных отделений академии, аналогичную с должностью университетских деканов, которую нёс до 1882 года.

В 1873 году И.Я. Порфирьев был возведен в степень доктора богословия за свое сочинение о древних апокрифах, что явилось плодом его долговременных занятий рукописями Соловецкой библиотеки, а Императорская Академия Наук избрала его в звание члена-корреспондента по Отделению русского языка и словесности.

Многотомный труд И. Я. Порфирьева «История русской словесности» был удостоен Синодом премии митрополита Макария (Булгакова) и рекомендован в качестве пособия при преподавании словесности в духовных и светских учебных заведениях.

В Казанской духовной академии Иван Яковлевич был старейшим профессором, почти ровесником самой академии, лучшим представителем её духа и носителем её исторических преданий, пользовался большим в ней уважением, хотя по своей скромности никогда не старался выдвигаться на первый план даже в учёных её предприятиях, постоянно держась в числе рядовых работников.

Иван Яковлевич работал неослабно до самого конца своей жизни, несмотря на своё всегда хилое здоровье. Последнюю лекцию он провёл всего за две недели до кончины, а своей «Историей словесности» он занимался до самой смерти.

И. Я. Порфирьев скончался 26 октября (7 ноября) 1890 года и был погребён на Арском кладбище г. Казани.

Литературная деятельность И. Я. Порфирьева началась с 1855 года, после основания академического журнала «Православный Собеседник» и передачи в академию библиотеки рукописей из Соловецкого монастыря. Деятельность эта состояла: а) в издании памятников древнерусской письменности, преимущественно по Соловецким рукописям, и б) в оригинальных работах.

Оригинальные произведения его были следующие:
1) «Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа» — «Православный Собеседник», 1857 г., т. IV;
2) «О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России» — там же, 1858 г., т. II;
3) «О почитании среды и пятницы в древнем русском народе» — там же, 1859 г., т. I;
4) «Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России» — там же, 1860 г., т. I;
5) «Аллегорические изображения разных времен года» — там же, 1860 г., т. I;
6) «Домострой Сильвестра» — там же, 1860 г., т. III;
7) «О преподавании словесности в духовных семинариях» — там же, 1861 г., кн. 3;
8) «Об успехах церковной проповеди в народе» — там же, 1862 г., кн. 1;
9) «Апокрифические сочинения в древней русской письменности» — там же, 1869 г., т. II;
10) «Народные духовные стихи и легенды» — там же, т. III;
11) «История русской словесности. Ч. I. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого», Казань, 1870 г.;
12) «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» (докторская диссертация), Казань, 1872 г.;
13) «Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки», Казань, 1878 г.;
14) «История русской словесности. Ч. II. Новый период. Отдел 1-й — от Петра Великого до Екатерины II», Казань, 1881 г.;
15) «История русский словесности. Ч. II. Новый период. Отдел 2-й — Литература в царствование Екатерины II», Казань, 1884 г.;
16) «Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки», СПб., 1890 г.;
17) «История русской словесности». Ч. II. Новый период. Отдел 3-й — Литература в царствование Александра I», Казань, 1891 г., издание посмертное.