Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнюю евангельскую притчу (Лк. 12:16-21) не случайно называют притчей о безумном богаче. Один человек получил в дар от Бога богатый урожай. Он строит новые житницы для того, чтобы они смогли вместить в себя все это богатство. Вместо того, чтобы использовать хотя бы малую часть полученного на добрые дела, он стал думать, что наступило время покоя и удовлетворения своего эгоизма: «скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»(Лк. 12:19) И Господь осуждает его: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)И вывод этой притчи очень простой: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21).

За что Господь осудил этого человека? За его запасливость, за его предприимчивость? Нет, не за строительство новых хранилищ, а за то, что человек решил использовать Божий дар только для самого себя, только для удовлетворения своих потребностей.

Православная Церковь относится к богатству, к материальным благам в целом как средству для помощи ближним. Священное Писание призывает нас не заботится чрезмерно о внешнем, не ставить достижение материальных благ во главу угла всей своей жизни: » не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф. 6:25). Но, вместе с тем, словами одной из важнейших православных молитв «Отче наш» мы просим Бога дать нам «хлеб наш насущный», то есть молимся, в том числе, и о необходимых материальных благах.

Богатство — это своего рода испытание человека. Им можно распорядиться по-разному: можно лишь в эгоистическое благо самого себя, а можно в том числе и на помощь людям. Вспомним евангельские слова: «трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), но, вместе с тем, «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26).

История Церкви знает многих святых, которые были богаты. Святой равноапостольный Константин был византийским императором, святой креститель Руси князь Владимир также обладал большим богатством. Именно князь Владимир оставил нам пример здравого отношения к материальным благам: князь всегда кормил бедных за свой счет, всегда помогал нуждающимся.

И последнее. Богатеть в Бога — это призыв в первую очередь в своей жизни стяжать благодать Божию. Богатеть в Бога — это значит стремится к Нему всеми силами и приобретать опыт богообщения — то самое главное сокровище, которые мы должны стяжать здесь, на земле. » Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аминь!