Выступление первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) на II Форуме православной общественности Республики Татарстан

Ваше Высокопреосвященство!

Ваши Преосвященства!

Глубокоуважаемый господин президент!

Досточтимые представители государственной власти и традиционных конфессий!

Дорогие участники и гости форума!

Мы живем в эпоху борьбы мировоззрений и идеологий и являемся свидетелями того, что под лозунгами борьбы за религиозные ценности развязываются и ведутся самые жестокие и кровавые войны. Явлением, которое сегодня представляет серьезную угрозу для мирного развития человечества, стал религиозный экстремизм. Хорошо известно, что важнейшим фактором борьбы с религиозным экстремизмом является распространение адекватных и объективных знаний о вероучении и истории традиционных конфессий – в первую очередь, христианства и ислама.

Современное гражданское общество, построенное на принципах практически неограниченной свободы распространения информации, вынуждено считаться с тем, что каждый гражданин вправе для себя решать, каких убеждений и мировоззренческих установок он должен придерживаться. Однако есть неписаное правило: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. В этой связи необходим общественный договор, консенсус относительно того, что допустимо в области мировоззрения, в сфере ценностей и нравственных принципов, а что категорически неприемлемо. Принципы этого общественного договора и должны формировать те системы образования, которые приняты в обществе и признаны им.

Для республики Татарстан определяющими в плане формирования мировоззрения ее граждан являются следующие образовательные системы – государственная (светская), исламская и православная. Убежден, что в нашей республике существуют все необходимые условия для полноценного функционирования и развития всех этих систем. Считаю также принципиально важным, чтобы эти системы развивались в тесной координации друг с другом, опираясь на прочный фундамент таких ценностей, как неприкосновенность священного дара жизни, уважение к религиозному, мировоззренческому и ценностному выбору другого человека, причастность к единой исторической родине – России, осознание ответственности за нее, взаимовыручка и солидарность, а также иных нравственных констант, базирующихся на вероучении традиционных конфессий.

Важной вехой на пути развития конфессионального образования в республике Татарстан стало решение о создании Булгарской исламской академии. В то же время православная общественность не только Татарстана, но и всей России с нетерпением ждет и воссоздания Казанской духовной академии.

Однако следует иметь в виду, что при всей важности и общецерковной значимости этой задачи академия – это вершина образовательного процесса. Но не менее важной задачей является создание в республике Татарстан полного, законченного цикла православного образования, предполагающего наличие всех его ступеней – не только высшего, но и начального и среднего образования. При этом важно иметь в виду, что если высшее конфессиональное образование является специальным и ориентировано, в первую очередь, на будущих священнослужителей и церковных работников, то начальное и среднее образование предназначено для гораздо более широкого круга учащихся – фактически для детей из всех православных семей, а также из тех семей, где хотя бы один из родителей исповедует Православие.

Начальное и среднее православное образование

Следует признать, что начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития. В этой связи первостепенное внимание следует уделить развитию воскресных школ. Было бы весьма желательно, чтобы эти школы развивались системно, координируя свою деятельность с отделами по религиозному образованию и катехизации епархий Татарстанской митрополии.

В первую очередь, созданием воскресных школ должны озаботиться все крупные городские приходы, у которых есть возможность привлекать для преподавания соответствующие кадры. Не должны оставаться в стороне и монастыри – особенно городские, ведь испокон веков духовное просвещение было одной из их главных функций. В идеале нужно стремится к тому, чтобы воскресная школа была на каждом приходе и при каждом городском монастыре.

В ходе обучения в таких школах учащиеся должны получить твердые знания по Закону Божию, церковному пению, церковно-славянскому языку и иным пропедевтическим предметам. Обучение в этих школах следует вести по единым стандартам, утвержденным Синодальным отделом религиозного образования и катехизации с учетом местной специфики. В настоящее время при Казанской духовной семинарии разрабатывается проект открытия курсов по подготовке преподавателей воскресных школ и средних православных учебных заведений. Эти курсы должны будут обеспечить потребность воскресных школ в преподавательских кадрах.

Уже на начальном и среднем этапах конфессионального образования –в первую очередь, православного и мусульманского – следовало бы сделать особый акцент на воспитании в детях уважения к последователям иных конфессий. В этой связи можно было бы подумать о разработке специального межконфессионального курса, который мог бы преподаваться в начальных и средних школах всех традиционных конфессий республики. В рамках такого курса детям должно разъясняться, что верность своей религиозной традиции не означает неприятие иных традиций – особенно тех, которые веками сосуществуют и развиваются на нашей земле.

По окончании обучения выпускники воскресных школ должны получать дипломы о начальном православном образовании. Далее эти выпускники должны иметь возможность продолжить обучение в среднем православном учебном заведении. В прошлом году в Казани открылась первая в республике православная гимназия во имя святителя Гурия Казанского, расположенная на территории храма в честь сошествия Святого Духа на апостолов.

Перед началом сегодняшнего форума президент Р.Н. Минниханов и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан посетили эту гимназию и имели возможность удостовериться, что этот образовательный проект развивается весьма успешно. И хотя число учащихся гимназии пока невелико – в настоящее время здесь обучается в четырех классах 34 школьника, есть надежда, что по мере увеличения учебных площадей учеников в этой школе будет гораздо больше.

В то же время очевидно, что одной православной гимназии на республику – крайне недостаточно. Если мы говорим о создании системы православного образования, необходимо, чтобы в ближайшее время наряду в Казанью православные гимназии появились и в иных городах нашей епархии, а также и в других епархиях нашей митрополии – Чистопольской и Альметьевской.

Однако силами одних лишь приходов и монастырей не решить многие вопросы, возникающие при организации полноценного образовательного процесса. Очевидно, что такие вопросы, как передача в пользование приходам помещений для занятий воскресных школ или земельных участков для строительства новых зданий для таких школ, не могут быть решены без содействия светских властей. Думаю, что примеру, который подает Президент Татарстана, уделяя самое серьезное внимание образовательным учреждениям всех традиционных конфессий республики, последуют и руководители муниципальных и районных органов власти.

Высшее православное образование
В Татарстанской митрополии имеется и высшее православное учебное заведение – Казанская духовная семинария, которая является на настоящий момент одной из ведущих духовных школ Русской Православной Церкви. В настоящее время здесь обучаются 70 студентов-очников (в том числе 14 девушек) и 150 заочников (большая часть из них в священном сане).

В 2014 году при Казанской духовной семинарии было открыто регентско-катехизаторское отделение. С ведома Учебного комитета Русской Православной Церкви семинария проводит эксперимент по обучению учащихся этого отделения в соответствии с программой бакалавриата (высшее теологическое образование с элементами музыкального). Если эксперимент окажется успешным, наши выпускницы станут первыми, кто получит диплом государственного образца.

13 мая 2014 года на первом форуме православной общественности Татарстана было объявлено о выделении Казанской духовной семинарии президентского гранта в размере 30 млн. рублей на строительство спортивного зала. Благодаря этому гранту в предельно сжатые сроки был построен спортивный зал, и 28 сентября 2014 года Р.Н. Минниханов в ходе своего визита в Казанскую духовную семинарию принял и высоко оценил проведенные строительные работы. На настоящий момент наша семинария является единственным учебным заведением Русской Православной Церкви, обладающим полноценным спортзалом, в котором круглогодично можно проводить как занятия физической культурой, так и спортивные соревнования.

Однако помощь республики Казанской духовной семинарии за время, истекшее с момента проведения первого форума, не ограничилась строительством этого спортивного сооружения. В течение последних полутора лет для семинарии ежеквартально выделялась финансовая помощь в размере 5 млн. рублей. Помимо этого до конца текущего года выделено 15 млн. рублей на капитальный ремонт здания, такая же сумма предусмотрена на продолжение этого ремонта в будущем году. Хотелось бы искренне поблагодарить руководство республики Татарстан и лично президента Р.Н. Минниханова за неизменное внимание к нуждам нашей духовной школы.

Как уже упоминалось выше, ныне по благословению Святейшего Патриарха Кирилла благодаря деятельному участию правящего архиерея Казанской епархии и ректора Казанской духовной семинарии митрополита Феофана взят курс на возрождение Казанской духовной академии. Это очень сложная и ответственная задача, которая предполагает, в первую очередь, воссоздание ее научной школы.

Полный цикл высшего богословского образования включает в себя сегодня бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В настоящее время в нашей семинарии проводится обучение по программам бакалавриата и магистратуры. Чтобы решить задачу по воссозданию академии, следует открыть аспирантуру, для чего необходимо в ближайшее время мобилизовать все имеющиеся у нас научно-богословские силы. Очевидно, эту задачу не решить без привлечения иногородних, а может быть, и иностранных специалистов – выпускников ведущих богословских центров. В этой связи необходимо создать привлекательные условия, с тем чтобы ученые-богословы приезжали трудиться в Казань.

С целью подготовки кадров для будущей академии принято решение о направлении наиболее перспективных сотрудников и выпускников семинарии в отечественные и зарубежные богословские центры. В этом году двое выпускников Казанской семинарии поступили в Московскую духовную академию, один – в Санкт-Петербургскую.

В сотрудничестве с комиссией по студенческому обмену при Общецерковной аспирантуре и докторантуре стала развиваться и международная деятельность семинарии. В июне этого года проректор по учебной работе нашей семинарии иеромонах Роман (Модин) направлен на обучение в Папский институт восточных и арабских исследований в Риме. Двое выпускников семинарии готовятся к отправке на учебу в Баламандский университет в Ливане. В будущем году Казанская семинария ожидает приезда первых двух студентов из дальнего зарубежья – ими должны стать учащиеся из республики Мьянма (Бирма).

Заключение

В завершение своего выступления хотел бы еще раз отметить, что в таком регионе, как Татарстан, православное образование не может развиваться изолированно от уже существующих светских и конфессиональных образовательных систем. Все мы – представители традиционных конфессий, государственной власти и общественных организаций, должны отдавать себе отчет в том, что на фоне угрозы религиозного экстремизма во всех образовательных учреждениях республики должно уделяться повышенное внимание формированию конфессиональной идентичности учащихся.

Оставляя за каждым учащимся право по достижении совершеннолетия сделать самостоятельный религиозный выбор, а также право считать себя нерелигиозным человеком, мы должны стремиться к созданию единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса – как учебные заведения традиционных конфессий, так и государственные светские учебные заведения – были бы нацелены на формирование духовно развитой, гармоничной личности, чтущей религиозные традиции своего народа и семьи, уважительно относящейся к ценностям иных народов и культур и осознающей ответственность за будущее своего Отечества.

26 ноября 2015г.