Мужчины больше философствуют

И сомневаются с Фомою,

А мироносицы безмолвствуют,

Стопы Христа кропя слезою.

Мужи напуганы солдатами,

Скрываются от ярой злобы,

А жены смело с ароматами

Чуть свет торопятся ко гробу.

 

Александр Солодовников

 Каждый из нас слышал словосочетание «жены-мироносицы» и без затруднения ответит, что именуются так в Евангелии женщины, последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его. Однако если столь краткое объяснение действительно раскрывало бы значение этого именования, тогда как бы могли мы объяснить то, великое почитание, которое Церковь воздает этим женщинам? Неужели за то, что они принесли миро и намеревались совершить положенное умершему? Очевидно, что нет! Но за то, что Сам Спаситель, по словам блаженного Григория, патриарха Антиохийского, и свт. Димитрия Ростовского, избрал их Апостолами для Апостолов![1]

 

Вспомнить о том, кто были эти женщины, и поразмыслить, почему они удостоились величайшей для смертных чести первыми видеть Воскресшего Господа, мы предлагаем читателям и читательницам.

 

Среди жен-мироносиц первой принято называть Марию Магдалину, которую упоминают все четыре евангелиста. Однако возникает закономерный и непраздный вопрос: была ли среди женщин, которым явился Христос, сама Матерь Божия? И если да, то почему Евангелисты не упоминают о ней? В Синаксаре во Святую и Великую неделю Пасхи говорится, что евангелисты, по всей видимости не хотели упоминать Богородицу, как свидетельницу истинности Воскресения Христова, потому что слова подавленной горем Матери не были бы восприняты окружающими.

 

И первее убо Воскресение Божии Матери познаваемо бывает прямо седящей гроба с Магдалиною, якоже глаголет Матфей. Но да не сомнило бы ся Воскресение, заеже к Матери присвоения, евангелисти глаголют: первее является Магдалини Марии.[2]

 

И прежде всех узнает о воскресении Матерь Божия, сидевшая с Магдалиной против гроба, как говорит евангелист Матфей (Мф.27,61). Но чтобы не подвергалось оно сомнению из-за Иисусова родства с Матерью Его, то и сказано у евангелистов: Явился сперва Марии Магдалине (Мк.16,9).

 

Архиепископ Аверкий (Таушев) считает этот аргумент действительно веским: «Ведь если евангелистам рассказы жен-мироносиц о виденном и слышанном ими у гроба и о явлении им Самого воскресшего Господа показались пустыми, они им не поверили (Лук.24,11), то могли ли поверить посторонние люди свидетельству Матери?»[3].

 

Вероятно поэтому в Евангельских повествованиях о Воскресении Христа нет прямого указания на Божию Матерь, но свт. Иоанн Златоуст утверждает, что «другая Мария», о которой упоминает евангелист Матфей, как о спутнице Марии Магдалины, а также «Мария Иаковлева» в повествовании евангелиста Марка и есть Богородица.[4] Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки указывает: «Под “Мариею, матерью Иакова”, разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия».[5] К тому же Святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери. В Иерусалимском храме Воскресения до сих пор указывают место явления (недалеко от кувуклии) воскресшего Спасителя своей Пречистой Матери.

 

Сказав о Первой среди мироносиц, назовем и других, упоминаемых евангелистами.

 

О присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины повествуют все четыре евангелиста, а по свидетельству евангелиста Иоанна, Магдалина в то утро приходила ко гробу дважды (Ин 20. 1-2, 11-18). Она родилась в местечке Магдалы, расположенном на западном берегу Генисаретского озера, близ Капернаума, и с юного возраста страдала беснованием. Получив чудесное исцеление, Мария оставила все и последовала за Спасителем. По воскресении Христа святая проповедовала Евангелие в Риме. Исследователи полагают, что апостол Павел в Послании к римлянам имеет в виду именно святую Марию Магдалину: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16, 6). В последние годы земной жизни святая вместе с апостолом Иоанном Богословом проповедовала Евангелие в Эфесе, где и скончалась. Память ее празднуется 22 июля / 4 августа и в неделю жен-мироносиц.

 

Другая мироносица, упоминаемая в Евангельском тексте, — святая Саломия — дочь святого праведного Иосифа Обручника, супруга Зеведея, мать святых апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. Она также находилась в числе святых жен, служивших Иисусу Христу. О ней упоминают в своем повествовании евангелисты Матфей и Марк. Саломия находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

 

Еще одна поименованная в Евангелии жена-мироносица — святая Иоанна, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода. Эта женщина, по-видимому, занимала привилегированное положение, но стала одной из жен, последовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди и служивших Ему. В стороне от дворцовой жизни, полной интриг, человеческой хитрости, алчности и борьбы за власть, эта женщина духовными очами своего чуткого сердца искала истинный смысл жизни и, обретя Спасителя, не побоялась следовать за гонимым Христом до самой Голгофы. Вместе с другими женщинами после крестной смерти Его она приходила ко Гробу, чтобы помазать миром Святое Тело, и слышала от Ангелов радостную весть о Его славном воскресении.

 

Остальные жены-мироносицы не называются в Евангелии по именам, но св. Лука ясно говорит, что были «и прочие с ними» (Лук. 24,10). В их числе церковное предание указывает Марфу и Марию, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а также и многих других, «яко же Лука божественный повествует: служащие Христу и ученикам Его своими имениями».[6]

 

Почему же Спаситель первым явился, не своим ученикам, а скромным женщинам, имена многих из которых так и остались неизвестными? Самый очевидный и, на первый взгляд, самый справедливый ответ лежит на поверхности. Потому, что эти женщины остались верны Спасителю до конца, когда даже самые близкие ученики, сильные мужчины покинули его, отреклись от него. Опасность, угрожавшая всем последователям распятого Христа от ненависти первосвященников и от ярости фанатичной толпы, не победила их любви к Учителю и не заставила уйти от креста. Свт. Игнатий Брянчанинов отмечает: «Не нуждалось Тело Господа в благовонном мире мироносиц. Помазание миром оно предварило воскресением. Но святые жены благовременною покупкою мира, ранним шествием при первых лучах солнца к Живоносному Гробу, пренебрежением страха, который внушался злобою Синедриона и воинственною стражею, сторожившею гроб и Погребенного, явили и доказали опытно свой сердечный залог к Господу».[7] Сторицей Спаситель вознаградил их преданные и верные души, сделав их из мироносиц благовестницами Его Воскресения и Славы.

 

Однако если мы обратимся к историческим реалиям времен крестной смерти Христа, то поймем, насколько невероятным было то, что именно женщины стали провозвестницами Воскресения. Ветхозаветный мир был сугубо патриархальным. Благочестивые иудеи каждый день молились словами «Благодарю тебя, Боже, за то, что не сотворил меня женщиной». Положение женщины в античном обществе представляло такую же язву, как и рабство.[8] Избрание Спасителем женщин вестницами Его Воскресения, казавшееся парадоксальным потому, что в те времена и в том обществе их свидетельство не могло быть воспринято всерьез, в действительности явило миру Божественную истину, что Христос страдал за всех, что пред Богом не значимо различие мужского и женского пола (Гал. 3, 28), но значима любовь, верность и горячность человеческого сердца!

 

Но есть и более глубокое объяснение того, почему именно женщины были избраны Господом, чтобы возвестить человечеству, что ему вновь открыты врата Рая. Свершился великий замысел Божественного домостроительства. Свт. Григорий Богослов учит об этом так: «Жена из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Самого Воскресшего Господа первая услышала радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питье, та же самая подала и чашу жизни…».[9]

 

Но как заблуждаются те женщины, которые в наш суетный и бездуховный век, зараженные пагубными идеями феминизма, находят в этих евангельских событиях повод для превозношения своего пола. Предостерегая их от столь опасного заблуждения, приведем слова свт. Феофана Затворника: «… мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении, что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее… Мироносицы и апостолы — образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения — жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце».[10]

 

Женское естество, лишь обновленное Божественным учением Христа, дало столь обильный плод любви и верности, который принесли жены-мироносицы. Священномученик Серафим Чичагов так говорит об этом: «Они (жены-мироносицы – прим. автора) не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили».[11] Это возрождение, отложение «ветхого человека» под действием спасительной благодати Божией подвигает нас вместе с свт. Николаем Сербским восклицать: «Какая разница между этими женами и Евою! Они из любви спешат быть послушными и мертвому Господу, в то время как Ева не хотела быть послушной и живому. Они послушны на Голгофе, на месте преступления, крови и злобы, а Ева — непослушна в Раю!»[12]

Евангельское повествование о женах-мироносицах указывает на качества, которые были присущи этим святым женам: любовь, ничего не требующая взамен, преданность до самопожертвования и пламенная, без лишних сомнений, вера. Ростки этих добродетелей есть в каждой из жен, они созвучны женскому естеству, проистекают из замысла Создателя о женщине. Но уподобиться мироносицам мы можем только путем непрестанной борьбы со своими страстями и неизменным стремлением всю свою жизнь следовать за Христом!

Е. С. Фуфаева, заведующая Регентско-катехизаторским отделением Казанской духовной семинарии

[1]Блаженного Григория, Патриарха Антиохийского, Слово о женахъ мироносицахъ и о приявшем Божественное Тело Гробе Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. // Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимскаго. / Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). – Джорданвилъ: Типография преп. Иова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1988. – С. 160-170 // Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Antiohijskij/Slovo-o-zhenakh-mironositsakh/#note1 (Дата обращения: 25 апреля 2015).

Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины. // Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих–миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 11. Июль. М., Синодальная типография, 1910. С. 521.

[2] Синаксарий во Святую и Великую неделю Пасхи. // Триодь цветная. М., 1975. Л. 4 об.

[3] Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М., 2010. С. 346.

[4] О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. // Полное собрание сочинений Святителя Иоанна Златоуста в 12 томах. т. VIII, кн. 2. М., 2002. C.810

[5]Благовестник или толкование блаженного Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие в 4-х кн. Кн. 3. Евангелие от Луки. – М.: Лепта-Пресс, 2005. С.430.

[6]Синаксарий в неделю третию по Пасце, святых жен-мироносиц. // Триодь цветная. М., 1975. Л. 69 об.

[7] Поучение в неделю жен-мироносиц. О мертвости духа человеческого. // Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский. Собр. соч. Том IV. Аскетическая проповедь. – М.: «Благовест», 2001. С.189.

[8] Боннар А. Греческая цивилизация. Глава VII. Рабство. Положение женщины. Режим доступа: http://www.sno.pro1.ru/lib/school/bonnar/8.htm (дата обращения: 25 апреля 2015 г.)

[9] Цит. по: Жизнеописание равноапостольной Марии Магдалины. // Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих–миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 11. Июль. М., Синодальная типография, 1910. С. 521.

[10] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. М., 1991. С. 53-54.

[11] Слово в Неделю 3-ю по Пасхе. // Да будет воля Твоя. Житие и труды сщмч. Серафима Чичагова. М. – 2003. С. 280.

[12] Неделя третья по Пасхе. Евангелие о женах-мироносицах. // Святитель Николай Сербский (Велимирович). Беседы. Кн. 2. М., 2003, С. 350-366.