Более 450 лет прошло с тех пор, как на Руси появилась первая печатная книга — «Апостол». О том, какие книги популярны сегодня у православных читателей, о важности книг и о своих первых любимых писателях рассказала заведующая библиотекой Казанской православной духовной семинарии Наталья Анатольевна Асяева.
— Наталья Анатольевна, какая была Ваша первая любимая книга?
— В детстве очень любила читать. Благодарна моим родителям и бабушке, что привили мне любовь к русской классике. Книги играли очень большую роль в жизни ребенка в то время, намного большую, чем сейчас. Это был целый чудесный мир, занимавший огромную часть детского сознания. До сих пор всплывают в памяти строчки стихов, картинки, сюжеты таких родных и близких сердцу детских книжек: сказки А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, «Детство Никиты» А. Толстого… Но, наверное, самое большое впечатление в раннем детстве на меня произвела сказка А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», тут уже преподавались нравственные уроки, затрагивалась тема дружбы и предательства, и это очень трогало детское сердце.
— А какой была тогда первая духовная книга?
— Я приняла крещение в 1983 году. В это же время мне попалась в руки и первая духовная книга — Беседа преподобного Серафима Саровского «О цели христианской жизни» — «Мотовиловская рукопись». Именно «попалась», ведь книги тогда не выбирались, их просто невозможно было найти или купить. Это были отдельные «самиздатовские» машинописные листочки. И я помню, как перепечатывала этот текст на машинке для своих друзей, подарок этот во времена духовного голода был бесценным. Может быть, не до конца я тогда эту книгу поняла, не было достаточного духовного опыта, однако Фаворский свет, в котором пребывал преподобный Серафим, свет Преображения, преобразил и мою жизнь.
Затем ко мне также «случайно» пришла книга схиархимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». Она появилась в России в «самиздате» в 1980-х годах, и для многих стала путеводителем в духовной жизни. Прочтение этой книги для многих было важным духовным событием, и являлось иногда судьбоносным в те атеистические годы. Эта книга открывала красоту и мудрость Православия, и образ старца Силуана привлек многих к Церкви. Вот такие книги были в начале духовного пути, они изменяли сознание моего ветхого человека.
— Книги «православные» и «неправославные», чем они друг от друга отличаются?
— Православная книга всегда написана в сотворчестве с Богом. Для этого не обязательно быть духовным писателем, не обязательно писать на православные темы. Главное — это обращенность к Богу, хождение перед Его очами. В таком высоком соработничестве и появляется православная книга.
— Какие книги сегодня интересны православному читателю?
— Это сложный вопрос. Читатель — он разный. Есть молодежь, а есть люди преклонного возраста, есть люди, любящие серьезное чтение, а иные выбирают публицистику или художественную литературу. Конечно, всегда и для всех актуально святоотеческое наследие и труды наших русских святых, таких, как например, святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Что касается меня, я с большой теплотой отношусь к современным греческим духовным авторам, потому что пишут они всегда очень глубоко и просто, с большой любовью к людям. Когда читаешь эти книги, то такое ощущение, что ты присутствуешь на духовном пире, так сладки и духоносны их слова. И, конечно, для многих они являются благодатным источником утешения и поддержки в наше непростое время.
— Греки действительно сегодня популярны. Например, труды преподобного Паисия Святогорца, они сегодня имеют спрос?
— Преподобный Паисий Святогорец — это тот столп света, который из Греции освещает всю Вселенную. Его книги для читателя необычайно важны, потому что написаны они «с любовью и болью о современном человеке». Преподобный Паисий — современный нам святой, ему знакомы и наши ошибки, и наши проблемы. Но его любовь и сострадание к людям превосходило все человеческие пределы… Знаю многих, которым чтение книг преподобного Паисия и молитвенное обращение к нему помогло разобраться в семейных вопросах, примириться с болезнью, и встретить смерть, как подобает православному христианину.
— И, всё-таки, возвращаясь к теме книг, как думаете, важны ли сегодня книги?
— Сегодня очень часто и на самом высоком уровне можно услышать такое мнение, что книги нужно оцифровать и все хранилища закрыть, а библиотекарь — это отмирающая профессия. От этих слов становится тревожно — за наше будущее, за нашу культуру. В этом плане, к счастью, в православной среде такого вопроса не возникает. Без книги нас трудно представить, она является атрибутом христианина. Когда-то арабы так и называли христиан — ахл-уль-китаб, «люди Книги». Для нас привычка к чтению — один из ведущих признаков, оно всегда было и будет одним из важнейших аспектов духовной жизни. Без книги не может быть и духовного роста. Открывая книги, мы приобщаемся к духовной сокровищнице православного учения и через молитвы тех, кто написал эти книги, пытаемся осознать, что такое Православие в истинном понимании, для чего существует Церковь, познать свой внутренний мир и истинный смысл того, что происходит вокруг нас.
— Однако читать можно и электронную книгу. Зачем же нам книги бумажные?
— В Древней Руси отношение к рукописной и печатной книге всегда было сакральным. Книги сравнивались с реками, напояющими вселенную, с дорогим бисером, доставаемым из глубин морских, с солнечным светом. Кроме того, книги — это атрибуты богослужения, каждодневно мы слышим чтение по книгам в храме. Поэтому отношение к настоящей книге всегда особое. Мне встречались люди, которые настолько трепетно относились к книге, что мыли руки, прежде чем взять ее. Можно пользоваться, конечно, для практических и научных целей электронными книгами, но чтение как ритуал, как священнодействие, как духовное делание возможно только с подлинной книгой в руках.
— Если бы Вам пришлось уехать на необитаемый остров и с собой можно было взять только три книги, что бы Вы с собой взяли?
— На необитаемом острове житие будет пустынническое — это самый высокий вид подвижничества. Спасаются же пустынники чтением Священного Писания, умной молитвой и борьбой с помыслами. Поэтому помимо Библии, взяла бы труд Паисия Святогорца «О молитве» и «Невидимую брань» Никодима Святогорца, по ней, к слову сказать, можно и к смертному часу себя подготовить, если придется встретить его в одиночестве.
Алексей Павлов, III курс КазПДС