Проповедь студента 4 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии чтеца Максима Чернобровкина, на воскресном бдении 16 декабря 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня мы собрались в нашем храме, чтобы вновь поучаствовать в радости Воскресения Христова. Ведь Воскресение Христово это не просто далекое историческое событие. Это опыт, который мы призваны постоянно переживать. Но каким образом это возможно? Или это может быть только метафора? Ни в коем случае! Все наши богослужения составлены именно для того, чтобы мы имели возможность молитвенно приобщиться событиям, которые запечатлены в вечности[1]. И Христово Воскресение является важнейшим из них.

Величие такого события не просто выразить словами. Мы только что слышали воскресный тропарь третьего гласа «Да веселятся небесная, да радуются земная». Церковь нас призывает оторваться от земных забот, скорбей и даже от земных радостей, чтобы поучаствовать в радости небесной. Небесная радость принципиально отличается от радости земной своей независимостью от внешних условий. Наши земные радости зависят от того, как к нам относятся окружающие или насколько комфортны условия нашего проживания. Как только к нам отнеслись несправедливо или что-то нарушило наш комфорт, земная радость сразу угасает. Небесная же радость выше любых обстоятельств, но к ней нужно постепенно приучаться, чему служат праздничные богослужения.

Именно поэтому православные христиане всегда с большим благоговением относились к богослужениям, ведь через них мы получаем дар жить по-христиански. А что такое жить по-христиански? Это следование заповедям Господа. Среди этих заповедей и любовь к врагам, и терпение несправедливых укоров, и отказ от имущества в пользу бедных, и всецелое служение Богу даже до насильственной смерти. И всё это нужно делать искренне с любовью и радостью. Понятно, что мы, скорее всего, сейчас не готовы в совершенстве выполнить Христовы заповеди. Но Бог тоже знает, что мы нравственно несовершенны. И поэтому в Своей Церкви Он дал нам средства для духовного роста, и богослужения среди них занимают далеко не последнее место. Обетование такого высокого дара как христианская жизнь должно побуждать нас быть более внимательными к словам, которые поются и читаются в храме.

Из столь высокого назначения богослужения следует, что не каждый человек может быть автором богослужебных текстов, а только люди с особыми духовными дарованиями. Одним из виднейших творцов церковной гимнографии является прп. Иоанн Дамаскин, память которого мы сегодня празднуем. Прп. Иоанн составил тексты для воскресных служб, а также Пасхальный канон, пение которого мы слышим на пасхальной службе. Он так глубоко и сильно переживал радость Воскресения Христова, что смог и до нас донести  это переживание через века в богослужениях, посвященных этому событию.

Истина Воскресения Христова также ярко свидетельствуется страданиями мучеников, одной из которых является вмц. Варвара, память которой также совершается сегодня. Кровь стынет в жилах, когда читаешь о её муках. Но именно такое свидетельство и является наиболее достоверным. Ведь если человек всем сердцем верит в Воскресение, то он уже не будет привязываться к земной жизни, а, напротив, радостно разделит страдание Спасителя, чтобы вместе с ним разделить блаженство в Воскресении. Это блаженство обуславливается самой любовью ко Господу. Душа, приучившаяся стремиться ко Господу и творить Его волю, ничем так не насладится как пребыванием с Ним в Вечности.

Так давайте же, братья и сестры, ценить время пребывания на богослужениях. Не станем тяготиться общественной молитвой, ведь служба для молитвенного человека это пир, на котором подаются такие чудные угощения как благодарения, покаянные воздыхания и прошения о насущном. Напитаем же досыта своё сердце этими дарами. Особенно же напитаемся теми молитвословиями и гимнами, которые возвещают о Воскресении Христовом. Потому что Воскресение Христово – это основа нашей веры. После того как Рождество Христово знаменовало прекращение разобщенности между Богом и человеком, а Распятие Христово – победу над грехом и дьяволом, Воскресение Христово стало для нас знамением победы над последним врагом человека – смертью. Поэтому такая устремленность сердца важна также и в контексте приготовления к празднику Рождества Христова.

Не будем ничем оправдывать то, что мы уклоняемся от причащения Святых Христовых Таин в Воскресный день. Ведь это самый верный способ приобщиться тем дарам, которые нам обещал Воскресший Спаситель[2]. Соединяясь таким теснейшим образом с Богом, мы приучаем себя Его любить и исполнять Его заповеди по любви к Нему. Через Причастие мы также утверждаем единство во Христе. Ведь принимающий Христа принимает и всех тех, кто во Христе – своих отцов, братьев и сестер. Так давайте же едиными сердцем будем прославлять Господа и Спасителя нашего, емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Литература:

  1. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. / прп. Никодим Святогорец // пер. с греч. свт. Феофана Затворника – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. – 344 с.
  2. Мечёв С., сщмч. О православном богослужении.

 

[1] Мечёв С., сщмч. О православном богослужении.

[2] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. М., 2010. С. 244.