Выпускник бакалавриата 2018 года чтец Максим Чернобровкин о времени обучения в Семинарии
Июнь. Последние экзамены завершились. Нам, выпускникам пастырско-богословского отделения Семинарии предстояло освободить свои парты. Впрочем, нам было проще, чем девицам Регентского отделения: не так давно мы переезжали в новую оборудованную аудиторию, поэтому я приблизительно знал, что где находится. Да и вообще, характер жизни в Семинарии настраивает на дисциплину и организованность.
В верхних ящиках учебники по предметам последнего семестра Каноническому праву и Патрологии, а также по предметам междисциплинарного экзамена: Ветхий Завет, Новый Завет, Догматическое богословие, История Церкви и гора литературы по Литургике – предмете о богослужебной жизни Церкви во всех её проявлениях.
Последний семестр прошёл непросто. Предстояло и выполнять учебные задания в течение семестра, и сессию сдать, и подготовиться к итоговому экзамену, и главное, написать дипломную работу. При этом нельзя забывать о послушаниях в учебной части и хоре. Кажется, откуда на всё это взять время? Но лучшими друзьями в условиях нехватки времени являются упование на Бога, смирение перед обстоятельствами и упомянутая выше дисциплина. Важнее же всего понять, что времени не хватает по большей части из-за неумения им распоряжаться. Семинария стала хорошей школой организованности.
В нижнем ящике «архив». Это бумаги, которые ещё могут пригодиться. Почётное место в нем занимают стопки листов от блочной тетради с лекциями. Они даже упорядочены в какой-то степени. В них большая часть суммы формального знания, преподаваемого будущим пастырям. Кроме общих предметов высшего образования и вышеупомянутых дисциплин там лекции по таким предметам, как: древнегреческий язык, латынь, церковнославянский язык, история религий, нравственное богословие, основное богословие, сравнительное богословие, гомилетика и многие другие. Всё это разнообразие предметов открывало для нас новые горизонты и новые возможности для саморазвития.
Особого внимания заслуживают еще свежие лекции по пастырскому богословию – специальный предмет о том, каким должен быть пастырь. Когда их перечитываешь, сердце возгорается желанием стать пастырем, благодатным посредником между Богом и Его народом. Большинство преподавателей-священников, да и не только священников, на своих лекциях делали «лирические отступления» на тему пастырства. Все понимают, что простого усвоения суммы знаний недостаточно для того, чтобы стать пастырем. Для такого важного дела нужно призвание от Бога и нужно оказаться достойным этого призвания. И, наверное, такое неформальное общение на тему пастырства было важно не менее, чем сами лекции.
В «архиве» присутствуют и ноты. Пение в хоре, вроде как, деятельность побочная для будущего пастыря, но в силу особой важности пения на богослужении заниматься пением приходилось много. Хор действительно забирал много времени и сил как моральных, так и физических. Это и боль от резкого снижения уровня в связи со сменой регента, но это и большая радость, когда удаётся хорошо спеть красивое молитвенное песнопение. Хоровое послушание было самым сложным, потому что хорошее пение требует собранности каждого участника, а этого по тем или иным причинам может не хватать или у меня самого, или у моего ближнего. Вот тут-то и вспоминаются слова: «друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов».
Толстая брошюра «Последование богослужений Великого поста». С периодом пения Постной Триоди познакомился именно в Семинарии. Эти службы всегда ждёшь с особым трепетом и хочется в них задержаться подольше, потому что надеешься, что эти песнопения и чтения поразят закосневшее в страстях сердце, и получится исправиться.
Конечно, Семинария – это люди. Очень разные люди, которых объединило желание послужить Церкви. Уже в первые дни семинарской жизни я почувствовал особую атмосферу любви, которая здесь царит, и которая меняет. Но нужно и самому потрудиться над исправлением себя. А этому хорошо способствуют опыт сосуществования с другими людьми и примеры как положительные, так и отрицательные.
Было большим испытанием отказаться от возможности самому распоряжаться всем своим временем. Начиная с утреннего правила, тебя как река несёт режим: завтрак, пары, полдник, пары, обед, спевка, богослужение, ужин. Остаётся пара часов до отбоя, но голова уже не работает. Но это, конечно, полезный опыт. Особенно если ты понимаешь, что не потратил бы это время на что-то более полезное тебе и нужное Церкви.
Были и вещи, которые удалены, выброшены. Без ошибок жить не получается. Жаль потраченного в пустую времени, ведь время обучения в Семинарии – духовная основа всего будущего служения, которое уже будет не просто возместить, или даже невозможно. Можно прийти в Семинарию, отучиться, выпуститься, но не стать лучше. А можно прийти и хорошо подготовить себя к служению. Но и наши ошибки могут принести пользу, когда принимаешь их со смирением.
С чем же я вышел из Семинарии? Со стремлением служить делу благодатного посредничества между Богом и людьми. Даже если не буду священником, смогу быть помощником духовенства: не в пастыри, так в подпаски. С желанием получить еще больше знаний в области богословия, для чего и поступаю в магистратуру. С пониманием необходимости работы над собой, чтобы мой образ жизни соответствовал полученному образованию.
Поэтому перегруппировав силы, с Божьей помощью отправляюсь на ниву жития магистерского. Конечно, это уже несколько иная жизнь, но всё же это тоже продолжение духовного образования в активном погружении в жизнь церковной общины. А значит это принесёт мне большую духовную пользу.