Проповедь магистранта 1 курса Казанской православной духовной семинарии чтеца Романа Исаева на всенощном бдении 10 сентября 2018 г.
Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня Церковь вспоминает особое событие из Евангельского повествования – смерть великого из «рожденных женами» (Лк.7:28) — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Святое Евангелие повествует о том, как иудейский правитель Ирод, незаконно женился на жене своего брата Филиппа – Иродиаде. Иоанн, как и все пророки до него, нес в мир правду Божию, ведь через пророков говорил Сам Господь. Иоанн проповедовал покаяние, прощение грехов, через крещение в водах Иордана.
Что же значит это самое покаяние? Покаяние – это изменение себя, изменение своей жизни, приближение к Богу. Покаяние – это когда человек заглядывает в себя, видит свою греховность, понимает, что нужно начать жить по-другому, нужно выйти из своего «комфортного и уютного мирка», нужно приложить огромные усилия, чтобы стать лучше. Пророк Божий Иоанн как раз и призывал людей к такому покаянию, он был «глас вопиющий в пустыни» (Мк. 1:3), голос, призывающий приготовить свои души к принятию Христа, голос, указывающий людям на их неправедную и нечестивую жизнь: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:7-8). Но многие люди, считая себя праведниками, понимали, что пророк Божий видит их греховность, и совсем не хотели менять что-то в своей жизни. В то же время боялись, что все узнают, какие они на самом деле, по словам Спасителя: «горе вам… что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты…» (Мф.23:27).
Святой Иоанн безбоязненно обличал таких по наружности только «праведников», указывал им на их беззакония, несмотря на наружность, на происхождение человека, несмотря на его статус, ведь он знал, что перед Богом все равны, и все в равной степени будут отвечать за свои деяния, и все беззаконники испытают гнев Божий. Будучи служителем Божиим, он пытается привести всех людей к Спасителю, пытается уберечь людей от вечной погибели. И однажды пророк Божий обличает нечестивого царя Ирода, говоря, что правитель не имеет права на этот брак, ведь у избранницы его уже есть муж – это его родной брат Филипп. Иродиада злилась за это обличение настолько, что желала смерти Иоанна. Ведь с малых лет она привыкла к удовольствиям мира сего, и, конечно, правда колола ей глаза. Правда Иоанна выставляла ее грешницей — ее, жену самого царя, ту, которая имела власть мира сего. И Иродиада готова была на все, лишь бы заглушить этот голос, лишь бы не испытывать это мучение совести, она готова была на все, лишь бы удовлетворить свою похоть, лишь бы заставить молчать навсегда правду Божию, исходящую из уст этого праведника. Но царь, боясь народа, не убивает Иоанна, ведь многие почитали его за пророка, а сажает его в темницу.
И вот, наступает удобный случай для Иродиады – Ирод устраивает в день своего рождения великий пир. Очень знатные люди собираются на нем – вельможи, старейшины, тысяченачальники. Залы украшены, столы ломятся от яств, звучит музыка. Дочь Иродиады выходит и пляшет перед всеми. Правителя настолько завораживает этот танец, ведь девица была красива, что он обещает и клянется дать ей все что пожелает, даже до полцарства. Но наученная матерью девица, стала просить голову Иоанна Предтечи. И Ирод, чтобы не нарушить своей клятвы, чтобы не показаться слабым в глазах гостей, приказывает палачу отрубить голову пророка.
Переживая сегодня эти события, мы можем понять, что они очень многому нас учат. Мы находимся в стенах храма при духовной семинарии, в стенах храма при такой школе, откуда выходят будущие священнослужители. Быть священником – это значит быть подобно пророкам. Быть священником – это нести правду Божию в мир. Быть священником – это быть очень мужественным человеком, готовым понести и удар за эту правду. Нужно быть в тоже время мудрым, чтобы не давать повода тем, кто его ищет. Подобно Крестителю Иоанну всеми силами пытаться привести людей к Богу. Подобно Крестителю Иоанну свидетельствовать своей жизнью об Истине, ради Истины поступаться даже собственной репутацией и авторитетом, а может и даже жизнью. Эти события учат нас с вами понимать, правильно ли мы воспринимаем слово Божие. Если услышав его, мы начинаем применять его к своей жизни и оно начинает затрагивать наше сердце, то мы на правильном, спасительном пути. Если же слово Божие начинает казаться нам несвоевременным, не соответствующим нашей жизни, неудобным к применению, то нужно задуматься, ведь в данном случае мы уподобляемся нечестивой Иродиаде.
Дорогие отцы, братия и сестры! Пусть же память о мученической кончине святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна поможет нам с мужеством нести глаголы Божии в мир, приводя людей через них к Богу, и самим с верой и радостью принимать Промысел о нас Божий. Аминь
Источники и литература:
Библия // Синодальный перевод., 2003. – 1178 с.
Иоанн Златоуст, святитель. Слово на день Усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна.
Григорий Палама, святитель. Слово на Усекновение главы славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.