Проповедь студента 2 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии чтеца Романа Цвигуненко на вечернем правиле в семинарском храме 01 мая 2018 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Христос Воскресе!
Дорогие, братья и сестры, сегодня Православная церковь празднует Преполовение или середину святой Пятидесятницы, которая объединяет между собой два праздника – Величайшего Пасхи и важнейшего Сошествие Святого Духа.
Как известно, в Ветхом завете у иудеев было три великих праздника. Первым был Пасха, который совершался в первом месяце, будучи воспоминанием о переходе чрез Чермное море. Вторым – Пятидесятница, напоминающим о пребывании в пустыне, так как они находились в пустыне пятьдесят дней, прежде чем получили закон Моисеев. Третий после него праздник – Поставление кущей. Кущи – это шалаш, сложенный из веток.[1]
После того как Моисей вывел по повелению Божию народ свой из Египетского рабства, то они, странствуя в пустыне сорок лет, жили в палатках, или в кущах. В память об этом событии, древние иудеи постановили ежегодно отмечать праздник Кущей. В восьмой день праздника первосвященник под пение народом псалмов выходил из храма с горящей свечой и шел к подножию горы Сион к источнику Силоам. Он набирал воду в золотую богослужебную чашу, и, смешивая воду из источника с обычной водой, возливал на жертвенник. Этим обрядом вспоминаются события, когда Моисей по молитве к Богу в пустыне добыл для своего народа питьевую воду, ударив жезлом о камень.
В Новом Завете Христос на праздник Кущей входит в Иерусалимский храм и начинает учить, что в этом обряде есть грядущее предзнаменования действия Духа Святого, который снизойдет по Его Воскрешении. В этот день Он открыто проповедовал и о Своем Божественном посланничестве и о живоносной воде. Та Вода, о которой Он учил — это Его учение о спасении и дар Святого Духа. Из-за этого в церковных таинствах с водой соединяется благодать Божия. Соединяя воспоминания об освящении воды в купели Силоамской с живой водой в учении Иисуса Христа, Православная Церковь молится в этот день Господу о всех жаждущих водами спасения во Христе. Именно потому Он говорит всему человеческому роду: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37).
Вода, которую Христос нам дает, — это благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и дающая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть истинная небесная вода, которая одна способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда неоскудевающее насыщение.
Таким образом, праздник Преполовения таинственно говорит нам о воде живой, которую может нам дать Господь Иисус Христос. Наша же главная задача научиться правильно пользоваться этой живой и святой водой, принимать ее для возрастания своей духовной жизни и на пользу ближнего. Аминь.
Источники и литература:
- Священное Писание Нового Завета. – Минск: Свято-Елисаветинский женский монастырь, 2010. – 712 с.
- Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди // Азбука веры [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-postnoj-i-cvetnoj-triodi (дата обращения: 20.04.2018).
- Павлов Иоанн, священник. Преполовение Святой Пятидесятницы // Завет.ру [Электронный ресурс] URL: http://www.zavet.ru/b/ipavlov/086.htm (Дата обращения: 04.2018).
- Преполовение пятидесятницы // Храм преподобного Сергия Радонежского г. Челябинск [Электронный ресурс] URL: https://hramsergiy74.ru/news/prepolovenie-pyatidesyatnitsyi.htm (дата обращения: 20.04.2018).
- Слово отца Сергия на Преполовение Пятидесятницы. Что это за праздник? // Храм Илии пророка в Лесном [Электронный ресурс] URL: http://hram-v-lesnom.ru/content (дата обращения: 04.2018).
[1] Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди // Азбука веры [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-postnoj-i-cvetnoj-triodi (дата обращения: 20.04.2018).