Слово перед Рождественским постом к учащимся духовной семинарии проректора по воспитательной работе КазПДС чтеца Сергея Забавнова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сёстры!
Нынешним днём мы вступили в душеспасительный Рождественский пост.
Нынешний день положил начало последующих дней, когда каждому из нас предстоит стать чище и светлее. В стенах духовной семинарии пост должен проходить особенно. Мы должны научиться упражняться стать чище и святее не внешним фарисейским воздержанием, но внутренним возгреванием нашей любви к Богу и ближнему, ведь именно нам через некоторое время надлежит нести в мир эти две заповеди любви в качестве священнослужителей.
Время поста – это время радости и покаяния одновременно. Не унылыми лицами и минорным пением отличается время постное, да и нам ли говорить, уж тем более, не сменой меню в трапезной. Да не будет! Всего этого искали фарисеи, за что и получили осуждение от Господа. Наш пост – это время подготовки к Рождеству Христову. Тайна боговоплощения, как мы знаем, была сокрыта от умных сил – ангелов, но открыта нам, бренным человекам. Тайна боговоплощения приоткрывается очищенному сердцем, смиренному духом, освобожденному от страстей.
Не будем лукавить, и брать на себя сверх меры непосильных подвигов, вступая в пост. Очиститься от всех страстей за сорок дней нелегко, а может быть и невозможно. Преодолев одну страсть – значит одержать победу, чем собственно и должен быть пост. Избавиться от одного крепкого мучающего врага, сидящего во мне и терзающего как червь мою и без того израненную душу, вырвать её клещами покаяния, пинцетом любомудрия — одну страсть мы в силах.
Если и этого не обретается в нас, если и на это не хватает сил, будем благоразумны: останемся людьми. Сегодня в век информационных технологий мы потеряли человека. Совсем скоро исчезнет человечность человека. Рассуждая на лекциях о еретиках, мы осуждаем тех, кто призрачно токовал о человечестве Христа. Речь о тех, кого мы называем «докетами». Над ними мы уже давно поставили точку. Этот вопрос решен.
Современный докетизм – не христологический. Сегодня мы потеряли самого человека и уже готовы поверить в его призрачность. Сегодня актуален свет, исходящий от фонаря известного философа Диогена, ищущего человека. Но где нынешний человек и что составляет наше человечество? Царь природы и венец творения безумно тратит время над компьютероми телефоном. Лживые минуты, проведенные в гаджетах успокаивают наше сознание от того, что именно там находится правда. Борьба за наши умы достигла апогея. Сегодня, чтобы получить какой-либо ответ на наши вопросы, мы просто вводим нужное слово в поисковик. Где же место творчеству? Человек перестал думать. Я не говорю уже об общении. Порой замечаешь, как люди, находящиеся в одном помещении пользуются текстовыми сообщениями, словно и тот и другой не живут реально, словно и тот и другой не видят друг друга. Мы разучились общаться, думать, говорить, творить. Вот уж воистину человеческий докетизм! Наконец, мы разучились любить. Не это ли составляет человечность человеческого?
«…Человек на… сирийском языке называется огнем, — пишет преподобный Пётр Дамаски, — Ибо от одного человека произошел весь мир, как от одной свечи можно зажечь сколько угодно других, и та первая от этого не оскудеет». Не о любви ли толкует преподобный, о той любви, которая может зажечь весь мир?
В дни поста будем усердствовать над собой, научимся быть человеками. Научимся любить. Пусть, всё то, что сегодня стало частью нашей жизни: компьютер, телефон или иное что: не будет возвышаться над духом. В дни поста отдадим приоритет живому общению, обычное просиживание в стенах семинарии посвятим чтению душеполезных книг. Приблизимся к аскезе…
Некоторые из здесь присутствующих скажут: не имеем духовника, нет примера и светоча, за которым бы идти путем духовной жизни. Не обманывайтесь! Мы ищем мудрость духовную в сединах бороды священника, лечим раны своей души, совершая паломничества по святым местам. И то и другое правильно. Вместе с тем, история Церкви и многоразличные примеры жизни святых подвижников свидетельствуют нам о том, что пали и те, кто жил под одной крышей с великими отцами. С пути подвижнического уклонялись те, кто был совсем рядом с духовником. Да, отсутствие духовника плачевно, в особенности для монаха. Но не будем обманываться! Пусть вашими духовниками станут святоотеческие писания, а вашим компасом Святое Евангелие. Сверяйте часы жизни с Словом Божиим, читайте и упражняйтесь в молитве. И пусть эти простые советы помогут нам в постном поприще.
В дни поста чаще старайтесь приступать к Чаше Тела и Крови Христовых. Евхаристическая жизнь – как документ, удостоверяющий наше христианство. Приступайте еженедельно, каждый воскресный день к Причащению. Кому-то недостаточно будет еженедельного насыщения — приступай чаще, приступай столько, сколько можешь. Не бойся и не смущайся подойти чаще к Святой Чаше, потому что она подается конкретно тебе. Тело ломается и Кровь изливается во оставление твоих грехов. Именно к тебе обращены слова священника: «Со страхом Божиим и верой приступи». Подходи, «вкуси и виждь, яко благ Господь». Не смущайся! Каждый сам вправе определять частоту причащения, но очевидно одно: без участия в Евхаристии время поста абсурдно.
Дорогие мои друзья! Нам совсем скоро вместе предстоит встать у яслей Богомладенца. Какой дар мы принесём Христу на День рождения? Пусть каждый об этом начнет задумываться сегодня. Иудея оказалась не подготовленной к пришествию Христа. Палестина уснула вместе с ночью в темноте неведения. Да не будет с нами сего! Христос грядет в наше сырое и темное место – в нашу душу и изъявляет о своем рождении в нашей ветхой пещере – в нашей душе. Пусть здесь совершится тайна боговоплощения, которая заставит наше сердце биться в унисон с сердцем Богомладенца Христа!
Аминь.