109432.b

Священник Александр ЕРМОЛИН

«Христос Спаситель», «Спаси и сохрани», «Пресвятая Богородице, спаси нас» —  все эти слова  являются органичной частью жизни православного человека. Через пару-тройку лет церковной жизни они становятся привычными и, можно сказать, даже обыденными.  Но возникает вопрос: а понимаем ли мы что такое спасение и о чем мы просим Бога, говоря «спаси нас»? Что такое спасение, кого и от чего надо спасти  — давайте попробуем разобраться в  этом.

         Религия спасения

Начнем с тезиса: христианство  — это религия спасения.  Именно спасения, а не улучшения, не просто какого-то изменения. Об  этом очень хорошо сказал отец Александр Шмеман: «о спасении, а не об утешении и утешительных словах молит тонущий человек, или человек, дом которого охвачен пламенем, или человек, летящий в пропасть»[1].

А теперь откроем «Катехизис». Ради чего Христос пришел в мир: «спасти человеков пришел на землю Сын Божий от греха, проклятия и смерти»[2].  И там же мы читаем, что грех – это «преступление закона», произошедшее после грехопадения.  Христос как «новый Адам» пришел искупить грех первого Адама и показать людям путь  ко спасению.

Но для того, чтобы осознать необходимость спасения, нужно осознать свою гибель. К сожалению, мы перестали ощущать себя людьми по-настоящему погибающими.  Современному человеку все сложнее и сложнее осознать  себя гибнущим. Он очень хочет не заметить  это умирания: «нет, не случайно всё громче гремит оглушающая шумная музыка, ускоряется ритм жизни, всё увеличивается число новостей, которыми глушат нас день за днем. Это человечество, боящееся остановиться, боящееся задуматься, боящееся остаться наедине с собою и увидеть гибель, страх, ненависть и зло как саму жизнь, к которой мы приговорены»[3].

     Христианство без Христа

Христианство без Христа и христианство  без спасения — это мечта современного человека, боящегося узнать, что он не только смертен, но и погибает. В христианстве есть прекрасный нравственный потенциал,  его  заповеди полезны каждому – так рассуждают многие представители либерального протестантского богословия, говорящие о «христианстве без Христа». Но именно личность Христа-Спасителя  — это то, без чего не может быть  христианства.  «Многие хотели бы как бы «обезвредить» христианство, сделать его придатком к жизни, бытом, древностью, добрым обычаем. Но как нельзя убрать из Евангелия крест и распятие, так не убрать из христианства этого соотношения гибели и спасения»[4] —  так писал об этом отец Александр Шмеман.

«Царствие Божие внутрь вас есть»  (Лк. 17:21) – говорится в Евангелии. Святитель Лука Крымский прекрасно сказал об  этом отрывке: «Христос сказал, что Царствие Божие внутри нас. Оно не придет приметным образом, а тихо и незаметно придет в сердца человеческие, и оно уже в сердцах праведников, в сердцах святых Божиих. Царствие Божие начнется для них еще при жизни их. Жить в Царствии Божием — это значит жить там, где царствует Бог»[5].

Поэтому и спасение начинается здесь и сейчас. Осознать свою греховность, осознать, что нужно спасаться  —  вот с этого начинается спасение.

Таким образом, спасение  —  это ключевое понятие христианства. И от того как человек понимает что такое спасение, кто, кого и от чего спасает  зависит вся его религиозная жизнь.

[1] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6

[2] https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/prostrannyj-pravoslavnyj-katekhizis/2_5

[3] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6

[4] https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/#0_6

[5] http://bible.optina.ru/new:lk:17:21

Источник