Доклад проректора по научно-богословской работе Артема Павловича Соловьева на IХ международной научно-богословской конференции Санкт-Петербургской духовной академии «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки», посвящённой 100-летию начала мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви.

 

Выпускник СПбДА – митр. Антоний (Храповицкий) руководил КазДА с 1895 по 1900 г. Ко времени назначения в Казань он уже имел опыт преподавания в СПбДА, СПбДС и МДА. Петербургскую семинарию и Московскую духовную академию он возглавлял в качестве ректора. В 1888 году, в СПбДА митр. Антоний защитил магистерскую диссертацию на чисто философскую тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности».

Основная идея диссертации митр. Антония выражается в положении о первичности деятельной воли по отношению к статично созерцающему сознанию. Эту идею он обнаруживает в трудах своего учителя – преподавателя психологии СПбДА Александра Емельяновича Светилина (1841–1887), являвшегося и руководителем митр. Антония по магистерской диссертации.

Идея первичности воли (не просто «желания», а волящего, то есть деятельностного «я», отличающего свои состояния и желания от самого себя) действительно есть у Светилина. При этом воля у Светилина – это определяющий фактор и самосознания и творчества.

Светилин же, в свою очередь был учеником Василия Николаевича Карпова (1798–1867), влияние которого можно косвенно можно обнаружить в труде митр. Антония. В центре воззрений Карпова стоит идея самопознания как главной задачи философии. Важным и для Карпова, и для Светилина, и для митр. Антония оказывается также и то, что метафизика может конструироваться, начиная с эмпирики, переход от которой к онтологии и теории познания лежит именно в психологии.

Что касается отношения митр. Антония к Карпову, то оно может показаться весьма опосредованным. Однако можно провести прямую линию философского антропологизма от Карпова к митр. Антонию через проф. Светилина, который был учеником Карпова по СПбДА и преподавал в ней психологию с 1867 по 1887 г. То есть Светилин застал последние годы преподавания Карпова, как и митр. Антоний застал последние годы преподавания самого Светилина.

О значении Светилина для митр. Антония можно заключить из того, что это наиболее цитируемый отечественный автор в магистерской диссертации митр. Антония, который ссылается на материалы литографированного лекционного курса по психологии своего учителя. Помимо Светилина митр. Антоний опирался на труды М.И. Каринского («Критический обзор последнего периода германской философии»), М.И. Владиславлева («Психология»), и прот. И.Я. Янышева (литографированные лекции). Последнего митр. Антоний высоко ценил как ученого богослова и специалиста по нравственному богословию.

Их идеи послужили отправной точкой диссертации митр. Антония, еще одно положение которой заключается в переходе от психологии не столько к метафизике, сколько к «психологической теологии». И именно эти воззрения, характерные для митр. Антония, вероятно, оказались одной из отправных точек знаменитого труда профессора КазДА В.И. Несмелова «Наука о человеке». Так у митр. Антония, вслед за Светилиным, речь идет о возможности восхождения от эмпирической психологии к метафизике и теологии человека. И именно этот переход к личности мы обнаруживаем у Несмелова.

Митр. Антоний еще в 1888 году делает вывод: «Насколько эта динамическая идея Безусловной Личности есть не что иное, как объективированная и, как такая, оправданная идея личности нашей, настолько несомненно, что в интуиции нашего самосознания мы видим не себя только, но и Творца». А это уже напрямую соприкасается с тем, что спустя 10 лет будет защищать Несмелов как основную идею своей докторской диссертации.

Основная мысль Несмелова, с которой он начинает свое исследование, соответствует методологии и выводам диссертации митр. Антония. Во-первых, он начинает с психологии, рассматривая человека как существо, поступки которого можно объяснить исходя из причинно-следственных связей. Сознание и свободную волю нельзя объяснить, исходя из физиологического аспекта психики человека: «По самой природе своей личности человек изображает собою безусловную сущность, а в то же время действительно существует, как простая вещь физического мира».

Владыка Антоний отозвался восторженным отзывом на «Науку о человеке» Несмелова. В качестве главного положения Несмелова он отмечает ту идею, которая появляется в его собственной работе. Митр. Антоний выражает эту идею так: «Бытие безусловное не есть вывод из наблюдений над душевной жизнью человека: оно прямо дано в ней – сознании ее свободы, ее нравственной ценности, – ибо этих свойств нигде нет в мире эмпирическом – они ему совершенно противоположны. Безусловное бытие отразилось, точнее – обнаружилось в самосознающей человеческой личности, непосредственно сознающей себя чуждой миру животному».

Несомненно, самостоятельные идеи Несмелова оказались тут настолько созвучны положениям диссертации митр. Антония, что общение двух философов не могло не способствовать решению Несмелова опубликовать свой труд и защищать его в качестве докторской диссертации.

Помимо идейного влияния митр. Антония на Несмелова, следует отметить и его влияние на учащихся. Важным событием для развития философии в Казанской духовной академии стало открытие Студенческого философского общества. Инициатором его появления стал именно владыка Антоний. Первый доклад был прочитан 17 декабря 1899 г. Членами и наставниками общества стали преподаватели академии В.И. Несмелов, А.К. Волков, А.Ф. Гусев, А.Н. Потехин, В.А. Никольский.

В докладах членов общества преобладает тематика, связанная с проблематикой трудов митр. Антония. Это, в первую очередь, критика религиозно-философского учения Л.Н. Толстого, теория искупления, вопрос о смысле жизни.

Таким образом, можно утверждать, что пребывание митр. Антония оказало влияние не просто на функционирование КазДА в целом, но в плане положительной динамики – именно на развитие философской школы в КазДА.