9 августа 2018 года, в день памяти священномученика Амвросия, епископа Свияжского, в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре состоялась праздничная Божественная литургия.
Епископ Амвросий (Гудко) был одним из последних настоятелей Свияжской обители перед ее закрытием в советское время. 9 августа 1918 года архипастырь принял мученическую смерть от рук красноармейцев. В текущем году исполняется 100 лет с дня его кончины.
По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана богослужение в Богородице-Скорбященском соборе возглавил первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Ему сослужили наместник Свияжского Успенского монастыря игумен Симеон (Кулагин), настоятель Введенского Кизического мужского монастыря, курсовой наставник 3 курса Казанской православной духовной семинарии игумен Пимен (Ивентьев), исполняющий обязанности настоятеля Вознесенской Макарьевской мужской пустыни иеромонах Гурий (Ананьев), настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены острова Свияжск иерей Сергий Коробцов, братия Свияжской обители в священном сане, среди которых студенты Семинарии.
После заамвонной молитвы духовенством был совершен праздничный молебен чествуемому ныне святому угоднику Божию.
По завершении богослужения игумен Евфимий (Моисеев) поздравил наместника обители, духовенство и молящихся с днем памяти священноигумена Свияжской обители и обратился к собравшимся с пастырским словом:
«В годину лихолетья священномученик Амвросий принял мученическую смерть от рук безбожных и обезумевших людей. Его молитвами, как мы веруем, ныне возрождается духовная жизнь на острове-граде Свияжске, в богоспасаемой Свияжской обители снова возносится молитва ко престолу Божию.
Дорогой отец Симеон, сегодня особенный день для Вас, как игумена этой святой обители, ибо священномученик Амвросий был Вашим предшественником в управлении Свияжским монастырем.
Из его жития мы знаем, что, будучи назначенным сюда, в Свияжск он столкнулся со многими трудностями, которые мужественно преодолевал. Он увещевал братию вести истинно монашеский образ жизни и, главное, стойко исповедовать святую православную веру, которую он явил в своем житии и в своей исповеднической кончине.
Он родился на западных рубежах Российской империи и происходил из униатской семьи, однако в молодом возрасте принял Православие и в течение всей своей жизни самозабвенно служил Господу и Его Святой Церкви.
Промыслом Божиим он был направлен для миссионерских трудов на Дальний Восток в должности начальника Православной духовной миссии. Он нес свое служение в далекой Корее, поэтому этот святой муж почитается как духовный покровитель Православия на Дальнем Востоке и в том числе в Корее, хотя, как нам повествует его жизнеописание, ему не удалось потрудиться на этой ниве. Власти Кореи не допустили его до проповеди святого Евангелия в пределах своей страны. Однако известно, что ныне, пусть и немногочисленные, православные верующие Кореи почитают священномученика Амвросия как основоположника Православия на Корейской земле.
После этого он был направлен в город Сарапул, который находится не так далеко от Свияжска. Это старинный купеческий город, расположен на реке Кама. Святитель Амвросий, обладая исповедническим характером, обличал нравы живших там купцов и людей, которые искажали в своей жизни истины святого Православия.
В результате некоторых конфликтов и недоразумений, он был направлен в Свияжскую обитель. Также и здесь он столкнулся с определённым нестроением в рядах монашеской братии. Он стремился насаждать канонические порядки, несмотря на протесты и недовольства.
Он проявлял себя на всех местах своего служения как истинный воин Христов, поборник святой православной веры, как насадитель канонического строя и прядка, который должен господствовать в Православной Церкви.
Мы веруем, что ныне Свияжская обитель возрождается по молитвам священномученика Амвросия, новомучеников и исповедников Казанских и всей Церкви Русской.
Возможно, мы ещё далеко не в полной мере осознали значение их подвига, однако, несомненно одно — если бы эти люди не явили нам образ исповедания веры, образ мужества и стойкости, то православная вера, наверное, не сохранилась бы вовсе на нашей земле, ибо велики были грехи нашего народа, который, находясь в духовном помрачении, отступил от заповедей Божиих.
Однако сегодня, по милости Божией, идёт возрождение храмов и монастырей. И пусть не так много монашествующих подвизается на сегодняшний день в Свияжской обители, однако вчера за всенощным бдением и сегодня за молебном мы слышали слова Господа: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам царство» (Лк. 12:32).
Не будем смущаться тем, что в количественном отношении мы ещё не столь крепки, что под сводами этого величественного храма могло бы собраться гораздо большее число людей. Будем верить и надеяться, что придет время, когда этого просторного собора не будет хватать для всех молящихся, которые будут притекать в это святое место, чтобы вознести свои молитвы священномученику Амвросию, святителю Герману Казанскому и другим небесным покровителям Казанской земли.
Действительно, промыслом Божиим мы переживаем лето благости Божией, не такова была ситуация 100 лет назад. Когда мы читаем исторические мемуары, повествования о тех страшных событиях, то просто комок подходит к горлу и мурашки пробегают по коже. Сколько страданий претерпели русские люди, но страдания эти были попущены по грехам человеческим.
Давайте сделаем выводы и будем приносить усердное покаяние в тех согрешениях, которые мы совершили, и будем обращаться за молитвенной помощью к священномученику Амвросию и казанским святым, чтобы Господь преклонил гнев свой на милость, чтобы жила и процветала наша страна, чтобы православная вера укреплялась в Отечестве нашем, чтобы все мы были, подобно священномученику Амвросию, достойными свидетелями веры Христовой, ведь в этом и заключается призвание каждого православного христианина».
В завершении отец Евфимий пожелал, чтобы Господь по молитвам священномученика Амвросия каждому даровал свою великую и богатую милость.
Источник: Православие в Татарстане