930ed6160778331cГод назад в Казанской духовной семинарии появился новый ректор — игумен Евфимий (Моисеев). За короткий срок он сумел сделать своего рода перезагрузку, внеся новую струю в жизнь семинарии, дав толчок для плодотворного диалога между мусульманами и православными, провел совместно с КФУ, РИУ и Институтом востоковедения РАН представительную научную всероссийскую конференцию, на которой побывал один из авторитетнейших иерархов РПЦ митрополит Иларион, что способствовало укреплению авторитета Татарстана. В эксклюзивном интервью «Реальному времени» игумен Евфимий не только подвел итоги первого года, но и поделился планами на будущее.

«Мы не нарушили ритм жизни нашей школы»

— Ваше высокопреподобие, прошел год с того времени, как вы возглавили духовную семинарию в Казани. Наверное, можно подвести первые итоги?

— Самым важным итогом я считаю то, что не был нарушен ритм жизни школы, сложившийся за годы ее существования. Ведь прежде чем говорить о развитии семинарии, нужно быть уверенным в том, что потенциал, имевшийся на момент произошедших изменений, не будет растрачен впустую. А на момент моего вступления в должность ректора Казанская семинария занимала шестое место в рейтинге Учебного комитета! Это достаточно высокое место, и это меня ко многому обязывало. По прошествии года можно констатировать, что смена администрации по меньшей мере не повлияла негативно на учебный процесс. В этом году мы выпускаем последний курс специалитета — пятилетней программы обучения, а с будущего учебного года полностью переходим на так называемую болонскую систему, которая принята в светских вузах как России, так и большинства европейских стран. Это четыре года бакалавриата плюс два года магистратуры. О воспитательном процессе я скажу чуть позже отдельно.

Из принципиально нового, что удалось сделать за прошедший год, могу отметить, что по благословению святейшего Патриарха Кирилла мы открыли регентско-катехизаторское отделение, на которое было принято девять девушек. Наши студентки очень гармонично влились в жизнь школы. Они учатся, трудятся, поют за богослужением в составе как женского, так и смешанного хоров. Вместе с ребятами несут различные послушания, ездят в паломнические поездки и даже принимают участие в балах!

Самым важным итогом я считаю то, что не был нарушен ритм жизни школы, сложившийся за годы ее существования

— Будут в будущем учебном году еще новации?

— Мы планируем открыть подготовительное отделение, потому что семинария — это высшее учебное заведение, а вот средних учебных заведений у нас не так много. Нам не хватает подготовленных абитуриентов, которые уже на момент поступления знали бы основы Священного писания, церковного пения, церковнославянского языка, богослужебного устава. Проучившись год на подготовительном отделении, будущие студенты получат базовые знания, необходимые для получения богословского образования.

Если наше развитие будет поступательным, конечно, хотелось бы в недалеком будущем открыть и аспирантуру. В этом случае мы сможем говорить о создании полного цикла высшего богословского образования.

В плане организации воспитательной работы мы опираемся главным образом на наработки Московской духовной школы, но стараемся учитывать и местные традиции

— Какова сейчас нравственная атмосфера в учебном заведении?

— Сфере духовно-нравственного воспитания наших студентов мы уделяем самое пристальное внимание. На настоящий момент заново сформирована воспитательная часть. У нас есть проректор по воспитательной работе, которому помогают пять дежурных помощников. Помимо этого есть так называемые тьюторы — наставники, которые призваны следить не только за поведением, но и за успеваемостью учащихся.

В плане организации воспитательной работы мы стараемся не изобретать велосипед. Опираемся главным образом на наработки Московской духовной школы — старейшего духовного учебного заведения нашей церкви, но стараемся учитывать и местные традиции. В первую очередь стараемся прививать студентам понятие церковной дисциплины.

У нас ведь камерная школа, практически все студенты здесь видны как на ладони. Считаю это большим преимуществом, поскольку в такой семинарии, как наша, возможен неформальный подход к воспитанию студентов, более внимательное отношение к ним, учитывающее их личные особенности, обстоятельства их жизни. К счастью, недавно в семинарию был назначен духовник для регулярного окормления студентов.

Студентам любого учебного заведения нужна разумная физическая нагрузка, а студентам такого учебного заведения, как наше, она нужна вдвойне, поскольку они ведут малоподвижный образ жизни: лекции, службы — службы, лекции

«Спортзал нам помог построить президент РТ»

— Слышала, что у вас появился отличный спортивный зал.

— Да, этот зал был построен при поддержке президента Рустама Минниханова, который выделил на эти цели в прошлом году весьма значительную сумму — 30 миллионов рублей. Спортзал оснащен самым современным оборудованием, в нем можно заниматься практически любыми видами спорта, включая игровые — мини-футбол, волейбол, баскетбол и т. д. Есть и тренажерный зал, и зал для настольного тенниса. По сути, правильнее было бы говорить о целом спорткомплексе.

— И это в кризис!

— Насколько мне известно, решение о выделении средств принималось еще в начале 2014 года, но это ни в коем случае не умаляет его значимости: наш спортзал — это уникальное явление для духовных учебных заведений.

— Вы считаете уникальным то, что спортзал построили или что президент помог будущим священникам?

— И то, и другое. На сегодняшний день ни одно духовное учебное заведение России не может похвастаться таким спорткомплексом. В семинариях с самым хорошим обеспечением в лучшем случае есть тренажерный зал и площадка для занятий спортом под открытым небом. А полноценных спортивных залов, где можно было бы заниматься всеми видами спорта в течение всего года, насколько я знаю, нет.

— А зачем будущим батюшкам спорт?

— Затем же, зачем и подавляющему большинству людей: для поддержания хорошей физической формы и жизненного тонуса. Внимательное отношение к своему здоровью — важный элемент воспитания гармоничной личности.

При строительстве спортзала учитывались и требования государственной аккредитации. И пусть даже пока вопрос, пойдем ли мы на госаккредитацию, остается открытым, спортзал нам очень нужен вне зависимости от того, будут ли наши дипломы признаваться государством или нет. Студентам любого учебного заведения нужна разумная физическая нагрузка, а студентам такого учебного заведения, как наше, она нужна вдвойне, поскольку они ведут малоподвижный образ жизни: лекции, службы — службы, лекции. А во время спортивных занятий они получают и физическую нагрузку, и психологическую разрядку. У нас есть даже группа студентов, которые добровольно перед утренней молитвой делают гимнастику.

Это может кому-то показаться странным, спортзал имеет и большое воспитательное значение. Имеется в виду, что при наличии свободного времени студенты не будут его попусту тратить в городе, а следовательно не будут подвергаться лишний раз соблазнам и опасностям мегаполиса.

Упомяну и еще об одном интересном моменте. Один из пунктов нашего соглашения с Российским исламским университетом предполагает проведение совместных спортивных турниров. Причем мы делаем смешанные команды, в каждой из которых оказываются и наши студенты, и ребята из РИУ. Первый такой турнир состоялся перед Великим постом, сейчас планируем продолжать эти соревнования. Это немаловажный фактор установления и укрепления дружеских отношений между будущими священнослужителями.

Мы должны питать наших студентов не только духовной пищей — хлеб насущный еще никто не отменял

«Нашим студентам незачем бегать по магазинам в поисках съестного»

— Здание семинарии сейчас поражает ухоженностью и уютом.

— Спасибо за комплимент, конечно, но нас оно поражает больше объемом ремонтных работ, который с каждым годом все возрастает. Здание строилось в 1990-е годы в тяжелых условиях, качество строительства, к сожалению, оставляет желать лучшего.

Однако стараемся делать то, что в наших силах. Например, сделали ремонт в пищеблоке, полностью заменили все оборудование, потому что, как бы банально это ни звучало, мы должны питать наших студентов не только духовной пищей — хлеб насущный еще никто не отменял. Следует учитывать, что студенты наши — люди молодые, растущие и нуждаются в полноценном питании. Я сам был студентом и знаю, как это важно. Если пища, которая подается в столовой, невкусная, это способно отравить жизнь и в прямом, и в переносном смысле.

Мы вообще пересмотрели принципы питания наших студентов и преподавателей, сделали новое меню, ввели в рацион больше овощей и фруктов, свежих полезных продуктов, которые иногда закупаем по недешевым ценам на рынке. Огромная благодарность приходам и монастырям, а также нашим прихожанам, которые поддерживают нас, снабжая продуктами питания.

Нашим студентам нет необходимости рыскать по окрестным магазинам в поисках съестного — питание у нас четырехразовое. Если студент пропустил какую-то трапезу по уважительной причине, он может прийти в столовую, где всегда есть чем подкрепиться. Выпечку, кстати, делаем сами, планируем в ближайшем будущем наладить и производство хлеба.

Соглашение о сотрудничестве, в котором приняли участие РИУ, КФУ и Институт востоковедения Российской академии наук, создает уникальные условия для взаимодействия светских и конфессиональных ученых в области исследования мировых религий

«Для Татарстана особое значение имеют православие и ислам»

— Первый год вашей жизни в Казани ознаменован налаживанием контактов с двумя университетами — Российским исламским и Казанским федеральным. Хотелось бы знать подробности.

— Вы совершенно правы. 21 ноября 2014 года мы подписали четырехстороннее соглашение о сотрудничестве, в котором помимо РИУ и КФУ принял участие и Институт востоковедения Российской академии наук. Это соглашение создает уникальные условия для взаимодействия светских и конфессиональных ученых в области исследования мировых религий. Для Татарстана особое значение имеют, конечно, православие и ислам.

В конце марта мы провели первое масштабное совместное мероприятие: это была всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный выбор народов России». Она проходила в Казани с участием многих известных ученых, в том числе митрополита Волоколамского Илариона, с которым читатели «Реального времени» имели возможность познакомиться благодаря вашему интервью.

Кстати, во время конференции ректор КФУ Ильшат Гафуров объявил, что принято решение о передаче православной общине университета одного из храмов, находящегося в ведении главного вуза Казани.

— То есть будет своя домовая церковь, как храм святой Татьяны в МГУ?

— Насколько я понял, нечто подобное предполагается. Как бы то ни было, в том, что верующие студенты КФУ должны иметь место для молитвы, не приходится сомневаться.

При институте международных отношений и востоковедения КФУ недавно открылся ресурсный центр по изучению ислама. При нем оборудована молельная комната для мусульман, где можно совершать намаз. Будем надеяться, что свое место для молитвы будет и у православных.

Для Казани тема взаимодействия православия и ислама, несомненно, одна из важнейших

— За год в Казани ваше отношение к исламу поменялось?

— Скажу откровенно, я просто заново должен был открыть для себя ислам. Поскольку большую часть своей жизни я прожил в центральной России, то не соприкасался с мусульманством напрямую. До приезда в Казань мои знания об исламе ограничивались сведениями из общего курса религиоведения. За время своего пребывания в Казани я познакомился со многими муфтиями и мусульманскими учеными, регулярно пересекаюсь по служебным делам и с простыми мусульманами. Это дает возможность увидеть изнутри, как живет вторая по численности религиозная община России. Для Казани тема взаимодействия православия и ислама, несомненно, одна из важнейших. Поэтому как ректор семинарии считаю одной из своих важнейших задач всестороннее содействие диалогу между исламской и православной общинами Татарстана.

«Президент РТ поддерживает нашу идею возрождения духовной академии»

— Казанская духовная академия была одним из центров по изучению ислама. Сейчас идут разговоры о ее возрождении. Насколько это реально?

— Считаю, что этот проект имеет серьезные перспективы, он чрезвычайно востребован нашей жизнью. Однако совершенно очевидно, что усилий одной только церкви для возрождения академии недостаточно, тут все должны подключиться — и государство, и общество. Могу сказать, что этот вопрос уже обсуждался с президентом Татарстана и в лице Рустама Нургалиевича мы нашли сторонника этой идеи.

Проект очень масштабный, сил одной только республики, скорее всего, будет мало, понадобится поддержка и федерального центра, но я надеюсь, что эта поддержка будет оказана. Возрождение академии важно в первую очередь с точки зрения поддержания межконфессионального баланса в республике. Необходимо, чтобы по всем вопросам взаимодействия между религиями велся полноценный диалог и чтобы вели его профессионалы — прежде всего исламские и православные богословы. В этом случае можно будет надеяться, что подавляющее большинство возникающих вопросов будет разрешаться на научных площадках, в ходе открытой богословской дискуссии.

Еще не все казанские книголюбы знают о существовании нашего книжного магазина, поэтому приглашаем всех, кому интересна православная книга, его посетить

— Как складываются ваши отношения со светскими властями, помощь и поддержка есть?

— Безусловно, и немалая. Хотел бы отметить в первую очередь самое серьезное внимание, которое уделяется государственно-конфессиональным отношениям в Татарстане. Это, кстати, не для всех регионов страны характерно. Часто власти если не препятствуют, но и не помогают всерьез ни церкви, ни иным религиозным общинам. Целенаправленная работа в области межконфессиональных отношений ведется, насколько я знаю, далеко не везде. Очень часто чиновники, отвечающие за эту тонкую и чувствительную сферу, назначаются по формальному принципу, совмещают работу в этой области с исполнением многих других обязанностей, не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В республике наработан большой и позитивный опыт взаимодействия с религиозными общинами, не сомневаюсь, что он может быть востребован и в масштабах всей страны.

Что касается конкретно наших отношений со светскими властями, могу сказать, что они носят весьма конструктивный характер. Это не означает, что мы всегда во всем соглашаемся, но важно, что есть диалог и стремление услышать друг друга, аргументированно донести до партнера свою точку зрения — а это залог нахождения оптимальных решений для выхода из самых сложных ситуаций.

— По городу пошли слухи о вашем уникальном книжном магазине, где есть книги, которых нет в других книжных лавочках. Расскажите о нем, пожалуйста.

— До назначения в Казань я работал в издательском совете Русской православной церкви, поэтому все нюансы книгораспространения знаю не понаслышке. В конце прошлого года митрополит Анастасий передал нам часть помещений бывшего епархиального управления, за что я, пользуясь случаем, хотел бы его сердечно поблагодарить. Среди переданных помещений была и церковная лавка, которую нам оставалось наполнить современными изданиями. На праздник Крещения Господня книжный магазин был освящен и начал свою работу.

Надеемся в ближайшем будущем создать и интернет-магазин, с тем чтобы жители удаленных районов Казани, а также других городов Татарстана и близлежащих республик могли бы заказывать интересующую их литературу.

К сожалению, еще не все казанские книголюбы знают о существовании нашего книжного магазина, поэтому приглашаем всех, кому интересна православная книга, его посетить.

— Вчера наступила Пасха. Что значит для вас пасхальная радость?

— Празднику Пасхи предшествует Великий пост — время сугубой молитвы и духовного испытания себя. Нередко бывает, что испытания посылает нам и Господь для нашего укрепления, поэтому Пасха — праздник победы Спасителя над смертью — воспринимается в повседневной жизни как символ преодоления испытаний или как залог этого преодоления. В этом смысле чем сильнее испытания, которым подвергается человек, тем сильнее и пасхальная радость. По крайней мере, я воспринимаю пасхальную радость именно так.

Татьяна Мамаева, фото: Роман Хасаев
Справка

Игумен Евфимий (Моисеев) родился в 1972 году в Москве, окончил среднюю школу в подмосковном Калининграде (с 1994 года — Королев). В 1989 году поступил на филологический факультет Московского государственного университета, после его окончания в 1994 году стал студентом Московской духовной семинарии, в 1997 году — академии. С 1997 года — преподаватель Московских духовных школ; в 2001-2010 гг. — сотрудник учебного комитета Русской православной церкви; в 2010-2014 гг. — заместитель председателя издательского совета Русской православной церкви. Кандидат богословия. 19 марта 2014 года назначен ректором Казанской духовной семинарии.

 Источник:  Интернет-газета «Реальное время»