В живописном местечке «Знаменская роща» расположилось пастырское отделение Курской православной духовной семинарии. Пройтись после занятий по тенистым аллеям, вдохнуть полной грудью свежий лесной воздух, наслаждаясь красотами природы – такой возможности могут позавидовать воспитанники многих российских духовных школ. Курскую семинарию называют «Курским Оксфордом» и, конечно, не только из-за художественного месторасположения. О стратегических направлениях развития Курской духовной школы рассказывает ее ректор архимандрит Симеон (Томачинский), во второй раз посетивший Казань по случаю Актового дня Казанской семинарии.
-Отец Симеон, прошел почти год Вашего служения на посту ректора. Какие задачи Вы ставите перед собой в данный момент?
-В семинарии важны не стены и не здание, а профессорско-преподавательская корпорация. Слава Богу, я пришел в семинарию, которая не вчера возникла. И там уже сложился замечательный педагогический коллектив: это и священство, и преподаватели университетов. Главное, давать им возможность развиваться и самореализовываться. Над этим мы и трудимся.
— Уже есть положительные эффекты такой деятельности?
-Для того чтобы развиваться нужно использовать современные достижения преподавательской практики. За этот год мы оборудовали семинарию интерактивным оборудованием. Несмотря на то, что наша семинария маленькая, в этом есть свой плюс. Нужно было оборудовать всего 6 классов. Из такого маленького ядра мы можем выкристаллизовывать интересные проекты. В этом плане мы представляем собой творческую лабораторию, «Курский Оксфорд».
-У Курской семинарии есть стратегическое направление развития?
-Если для Казанской семинарии, на сколько я понял, важен межрелигиозный диалог, особенно диалог с исламом, то наш эксклюзивный компонент заключается в осмыслении современной и традиционной культур в свете христианства. Нам кажется это очень насущным, тем более, что курская земля дала много гениев. В этом году будет праздноваться столетие со дня рождения великого композитора Георгия Свиридова, нашего земляка. Также курская земля связана с именами А.А. Фета, Н.С. Лескова, художника А.А. Дайнека и многих других. Поэтому мы ввели спецкурс христианского искусства, разделенный на блоки: история литературы, история живописи, история музыки. Пригласили специалистов, которые преподают эти предметы именно в свете христианства. Лекции эти потрясающего уровня, я сам с удовольствием их посещаю.
-Почему именно культура?
-Через призму культуры мы можем говорить с современным человеком о христианских ценностях. Не все, к сожалению, знакомы с Евангелием, для многих авторитет Святых Отцов тоже весьма условный. А ссылки на авторитеты культурные, как например Ф.М. Достоевского, В. Шекспира, И.И. Левитана, И.С. Баха, они имеют совсем иную ценность. Мы показываем, что культура зиждется на христианских ценностях.
— Таким образом, культура становится местом встречи светского и церковного человека?
-Да, именно так.
—А если говорить о «встрече» богословской науки и духовного делания?
— Если честно признаться, то наш научный потенциал значительно ниже, по сравнению с той же Казанской семинарией. Ведь у нас нет даже магистратуры. Но мы на сегодняшний день и не ставим перед собой таких задач, поскольку есть множество прекрасных магистерских программ в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове, в других городах. И в этих магистратурах порой происходит недобор, поэтому мы не видим смысла открывать магистратуру, чтобы на ней учились два-три человека. В этом смысле, конечно, говорить о какой-то серьёзной научной работе было бы преувеличением. У нас есть замечательные конференции, те же самые Знаменские чтения, которые проводятся уже много лет. Ставку мы делаем больше на образовательный процесс, а не на научный.
-А как обстоят дела с духовным воспитанием студентов?
-Процесс воспитания студента в первую очередь связан с приобретением церковного опыта. В этом году у нас было замечательное поступление: в большинстве своем это люди, уже имеющие высшее образование. И в плане личного благочестия все ребята очень хорошие и чистые, однако, им не хватает опыта церковного. Мы стараемся их знакомить с таким духовным опытом, который ценен для них. В частности у нас была недавно поездка на Афон. Пять человек были выбраны по жребию, поездка произвела на них сильное впечатление, о ней они потом рассказывали другим ребятам. Приезжал к нам схиархимандрит Гавриил (Бунге). Это знаменитый швейцарский православный богослов. Отец Гавриил сам носитель святоотеческой традиции, святоотеческого аскетического опыта, много лет подвизается в монастыре. И мы рады, что имели возможность лично с ним пообщаться.
Курская семинария имеет более чем двухсотлетнюю историю. Разоренная в первые годы большевистской власти она была возрождена только в 1990 году благодаря усилиям архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия (Тарасова) (ныне — схимитрополит Ювеналий).
Сначала это было духовное училище с двумя отделениями — пастырским (с трёхгодичной программой обучения) и регентским (с двухгодичной программой обучения). 25 декабря 1991г. Курское духовное училище Постановлением Священного Синода и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было преобразовано в Курскую духовную семинарию с четырёхлетним обучением, что дало возможность увеличить число воспитанников и воспитанниц, а также открыть реставрационную мастерскую. Вскоре в семинарии открылось иконописное отделение.
В 1999 г. в связи с переходом на пятилетнее обучение, семинария получила статус высшего духовного учебного заведения.
С 1990 по 2004 гг. Курской духовной семинарией руководили ныне архиепископ Белгородский Иоанн (Попов), архимандрит Варнава (Дробышев), протоиерей Михаил Шурпо, митрополит Ювеналий (Тарасов). С августа 2004 года ректором семинарии был митрополит Курский и Рыльский Герман (Моралин).
25 декабря 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви новым ректором Курской духовной семинарии назначен преподаватель Московской духовной академии иеромонах Симеон (Томачинский) с возведением в сан архимандрита.
На сегодняшний день в семинарии работают три отделения: пастырское отделение, иконописная школа и регентская школа. Всего на них обучаются 92 студента очного отделения и 105 заочного.
Беседовал А.Павлов, студент III курса КазПДС
Фото: сайт КурПДС и группа ВКонтакте КурПДС.