IMG_04342_67856018519В далекой древности, впервые выступая на суде, Цицерон произнес речь, поразившую всех в Римской Республике. Особенно восхищались римляне прекрасным языком великого оратора. В КазПДС Цицероном становится, конечно, не каждый семинарист, но выучить латынь – святая обязанность всех воспитанников. «Многого для этого не надо,- считает преподаватель латыни Маргарита Михайловна Петрова, — Нужно лишь быть там, где ты есть».

— Когда училась в школе, нам дали задание перевести текст. Я сходила в магазин и взяла книжечку, которая мне больше всего приглянулась. Стала переводить. Перевела всего 3 страницы – было очень сложно, поэтому отложила на потом. «Потом» растянулось до конца года, но время от времени я всё-таки брала книжечку и стала уже кое-что понимать. И вот пришло время сдавать перевод. Преподаватель начала спрашивать меня по книге. Я всё отвечаю: читаю, перевожу, рассказываю. Она пристально так на меня посмотрела и спросила, где я взяла книгу. Я отвечаю, что купила в магазине. Оказалось, что книга была для ВУЗов, да ещё профильных филологических.

— Получается, Вы перепрыгнули свой уровень?

— Да, у меня часто так бывает. Я берусь за что-то, думаю, что это обычная вещь, а всё оказывается сложнее, приходится самой со всем работать. Получается очень трудно, но в результате выходишь на какой-то другой уровень, и начинает нравиться. Так, например, я увлеклась иностранными языками и решила поступать на филологический факультет.

— А преподаватель сразу поверила, что Вы сами всё сделали? Всё-таки для семиклассницы планка получилась высокая.

— Нет, не сразу. Дело в том, что на уроках я обычно под партой читала книжки. И когда меня вызывали к доске, рассказывала своё мнение, своё видение. Другим, наверное, слушать было интересно, но получалось всё не то.

— А что получалось?

— Однажды на уроке физике я вышла отвечать. Стала рассуждать, выводить формулы. В результате учитель сказал, что ответ двоечный, но, что я рассуждала, как механисты XVII века, вывела те же самые формулы, которые не могла знать. И он поставил мне 4. Проблема моя была в том, что я всегда была не там.

— А когда Вы поняли, где нужно быть?

— Когда стала учиться в университете. Это было время, когда конкурс составлял 8 человек на место. Мне для поступления всегда не хватало 1-2 балла. Родители уговорили поступать на вечернее отделение. И я поступила, чему была безумно рада. У нас была и латынь и древнегреческий, английский, польский – всё, что душа пожелает. И там я поняла, что учиться, как в школе уже не получится. Я поняла, что надо получить образование. И если тебе подарили 5 лет, чтобы учиться, то всё это время нужно посвятить этому. Всё остальное потом приложиться, но сейчас нужно учиться.

— Во время учебы Вы ведь ещё и работали, как получалось всё успевать?

— Было сложное время. И единственное, что меня спасало это моё решение быть там, где я есть. Когда была на английском, то занималось английским. Если на польском, то занималась польским, а не пряталась под партой. (Улыбается)

— Однако из всех языков с окончания университета Вы преподаете именно латынь. Почему?

— Латынь у нас была всего 1 семестр. С вечерниками-заочниками долго не мучились. Быстро всё объяснили, отправили учить. Уже потом после окончания университета ко мне подошли Геннадий Алексеевич Николаев и Ирина Эдуардовна Селевич, очень сильный преподаватель церковно-славянского, и сказали, что в результате с отличием закончили в этом году факультет только я и ещё одна девочка с заочного. Поэтому они хотят рекомендовать меня преподавателем латыни в Ветеринарный институт.

— Вы сразу согласились?

— Я долго сопротивлялась. Какая латынь? Она была на первом курсе. Да и занималась я тогда  совсем другим — историей древнерусского языка. Но пришлось идти. Мне тогда сказали: «Помните о том, что они (студенты) о латыни не знают ничего, а Вы что-нибудь, да знаете». Так стала учить других и при этом училась сама.

— А затем стали преподавать латынь в Almamater?

— Да, собралась большая комиссия из филологов классиков. Ведь я была заочницей- вечерницей, и по латыни только зачет, поэтому нужно было выдержать экзамен. Я тогда прочитала несколько учебников от корки до корки, всё перевела, посмотрела всё, что было написано мелким шрифтом. И как оказалось не зря. Когда начали задавать вопросы, я была счастлива непомерно. Всё-всё им рассказала, и меня пригласили преподавать в университет.

Доблестно сражаясь с трудностями жизни, Маргарита Михайловнаи сегодня стремится идтичерез тернии к звездам. Идет сама и учит своих студентов. Каждый воспитанник семинарии знает, что если хочешь сдать латынь – придется учить. И лучше делать это на уроке Magistrae, находясь там, где ты есть.

Пресс – служба КазПДС

 

Для справки:

Петрова Маргарита Михайловна родилась 24 апреля 1948 года в г. Казани.

Обучалась в казанской средне-образовательной школе №1. В 1973 г. с отличием закончила Казанский государственный университет по специальности «русский язык и литература».

Начала педагогическую деятельность в 1973 году в Казанском ветеринарном институте (латинский язык и русский язык). В 1975 году была приглашена на работу в Казанский Государственный Университет, где и работает в настоящее время старшим преподавателем кафедры истории русского языка и языкознания. Маргарита Михайловна вела занятия по орфографии и лексике русского языка (1978), занятия по русскому языку со студентами-иностранцами (1976-1982) , по латинскому языку ( с 1975 г.- по наст.время).

Окончила теоретический курс аспирантуры на кафедре русского языка ЛГУ (1980-1985). Имеет 16 печатных работ (статьи в научных журналах, методические пособия по латинскому языку). В 1995 совместно с ВЦ при КГУ разработала компьютерную программу по грамматике латинского зыка. Научные интересы – функционирование лексики и словообразовательных элементов латинского происхождения в русском языке, латинский язык и методика его преподавания.

Знание языков 

  • английский (читает и может объясняться)
  • итальянский (читает и может объясняться)
  • польский (читает и может объясняться)

Должность: старший преподаватель.

Преподаваемая дисциплина: латинский язык (бакалавриат).