Немного уже осталось мест в Казани, сохранивших в себе уходящее дыхание старины. Одно из них — Свято-Успенский Зилантов монастырь, расположившийся на горе при впадении Казанки в Волгу.
Об истории обители рассказывает доцента Казанской православной духовной семинарии, действительного члена Императорского Православного Палестинского общества, лауреата Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.
На змеиной горе
Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Грозного. 15 октября он вошел в город. В тот же день на берегу Казанки, на могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвящённый Успению Божией Матери и Всем святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим». Эта обитель была одной из древнейших в Казани и Среднем Поволжье.
Из-за частых и бурных разливов Казанки, разрушавших деревянную церковь и кельи, около 1560 года её перенесли на возвышенное место — Зилантову гору. Название горы происходит от имени легендарного дракона («змия»), якобы жившего в древности на этом месте. С тех пор за монастырём и утвердилось название — Зилантов.
В XVII веке обитель обнесли каменными стенами. В 1625 году возвели Успенскую церковь, в 1681 году — церковь во имя Всех Святых, дошедшую до нас с изменениями, храм святителя Алексия. В середине XVIII века монастырь имел уже четыре каменные церкви, дворовые постройки и ухоженный сад. Ему принадлежала роща, остаток древнего Ягодного леса, а сам холм с трёх сторон живописно огибала Казанка.
Зилантов монастырь никогда не имел всероссийской известности, и в нём не было святынь, привлекавших многочисленных паломников. Самой почитаемой реликвией монастыря была Смоленская икона Божией Матери, якобы привезённая ещё Иваном Грозным.
Строгую жизнь проводили иноки на горе, выполняя завещание о поминовении воинов, молясь о всех от века почивших православных. Здесь читалась Неусыпаемая молитва. В Национальном архиве РТ хранится уникальный Синодик для поминовения всех усопших и убиенных с каплями воска на страницах, начатый ещё в 1560 году. В нём тысячи имен — от царей до князей, бояр и простолюдинов с их родами.
О некоторых настоятелях святой обители хочется сказать особо. Архиепископ Амвросий (Сретенский) (1765 — 1828) организовал в 1812 году общероссийскую подписку по сбору средств и построил Храм-памятник на братской могиле русских витязей. Ему монастырь обязан сооружением могучих зубчатых стен зилантовского кремля и ныне стоящего настоятельского корпуса.
Архимандрит Пётр был настоятелем всего год, впоследствии был утверждён наместником Киево-Печерской лавры. Это ему во сне явился патриарх Никон, которого он особо почитал, предупредил об опасности, грозившей его жизни и прикоснувшись жезлом, исцелил от тяжёлой болезни. В 1829 — 1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Воскресенский) — ученый, монах, аскет, воспитанник Троице-Сергиевой лавры. Архимандрит присутствовал при коронации и миропомазании императора Николая I, получив из рук государя медаль. Вторая их встреча произошла уже в Казани во время посещения императором Зилантова монастыря и могилы воинов на Казанке летом 1836 года.
Святитель Филарет (Амфитеатров) — один из двух «Великих Филаретов» XIX столетия. Поднял монастырь из нищеты, а храм-памятник определил под попечение именитых казанских купцов. Ему город также обязан организацией торжественных крестных ходов от кремля до храма-памятника на могиле воинов, так называемых «казанских именин». Частичка его мощей находится в мощевике Зилантова монастыря.
«Красный террор» и новое время
Своими мучениками прославилась обитель и в XX веке. Штурм Казани красными войсками в сентябре 1918 года начался именно с Зилантовой горы. Надвигавшийся «красный террор» заставил тысячи горожан, в том числе архиепископа Казанского и Свияжского Иакова и священство, покинуть город. Но не ушли монахи обители. Иноки монастыря, отслужив последнюю в своей жизни литургию, трапезничали. Красноармейцы ворвались в трапезную и зверски расстреляли всех находившихся там во главе с архимандритом Сергием (Зайцевым), которого называли миротворцем. Чудом выжил лишь духовник обители престарелый иеромонах Иосиф, который и поведал братии Иоанно-Предтеченского монастыря о страшной трагедии.
В годы советской власти монастырь разграбили, осквернили и почти стёрли с лица земли. Здесь поочередно располагались тюрьма, склады МВД, детская колония, коммунальные квартиры. Когда в конце 1980-х годов оттуда из-за невыносимых бытовых условий переселили всех жителей, то почти вся гора представляла собой сплошную свалку отходов и мусора.
В 1998 году Зилантову обитель вернули Казанской епархии. Монастырь возрожден как единственный женский в Казани и её окрестностях. Настоятельница монастыря сегодня — игуменья Сергия (Лакатош). В июле 2004 года освятили Владимирскую церковь, а в 2006 году при стечении прихожан — Троицкий храм. Действует Успенский собор (бывший Всехсвятский). Зилантова гора после долгих десятилетий запустения и забвения оглашается благовестом.
Самый старый некрополь
Зилантовское кладбище занимало всю северо-восточную половину древней горы. По северной, обращенной к Казанке её части, живописными группами росли вековые вязы, дубы, свидетели исторических событий 1552 года.
Некрополь составлял часть многовековой истории и славного прошлого монастыря. Это самое древнее в Казани «русское кладбище», где ещё 24 января 1529 года было погребено тело святого мученика Иоанна — нижегородца, находившегося в казанском плену. «И положено бысть честное его и многострадальное тело на старом русском кладбище», — как писал о нём святой Ермоген в 1592 году.
А в 1774 году на ней принял смерть от повстанцев Пугачева настоятель монастыря игумен Асинкрит. Название «старого русского кладбища» довольно долго именовалось даже в официальных документах.
На монастырском некрополе хоронили не только священнослужителей, но и имелись семейные усыпальницы именитых горожан Александровых, Тихомирновых, Кондыриных, Крашенинниковых, Шмагиных, Моисеевых, Еремеевых, Нееловых, Растовских, маркизов де Траверсе. В фамильном склепе был похоронен почётный потомственный гражданин Казани, купец 1-й гильдии Иван Иванович Алафузов.
В монастыре похоронена известная казанская благотворительница, подарившая городу здание Пассажа — Ольга Александрова-Гейнс († 29 октября 1927 г.). Здесь нашли свой последний приют князь Василий Болховский († 1801 г.), генерал-майор Ермолай Великопольский († 1802 г.), бывший губернатор Казанской губернии Александр Гейнс († 1892 г.), командир порохового завода Василий Глухов († 1835 г.), архитектор Василий Кафтырев († 1807 г.), генерал-майор Алексей Лецкой († 1800 г.), благодетель монастыря, купец Николай Мясников, подполковник, троюродный брат А. С. Пушкина Александр Неелов († 1844 г.), гвардии капитан, дядя Л. Н. Толстого Николай Юшков († 1828 г.). Не менее трёх тысяч наших земляков упокоилось на монастырском погосте.
Как отмечает известный казанский исследователь Пётр Дульский, некрополь Зилантова монастыря имел немало деревянных резных памятников редкой красоты, что «свидетельствовало о большом чутье форм мастеров, которые с увлечением воплотили в своей работе частицу художественных заветов народного творчества». Кресты-надгробия подчас были настоящими произведениями старинной русской деревянной резьбы, не уступающей по изысканности резьбе иконостасов. Когда в советское время кладбище разорили и полностью сровняли с землёй, один крест XVIII века не был уничтожен именно потому, что его причислили к «произведениям искусства» и поместили в качестве экспоната в Национальный музей. Там он находится и поныне. Почти два с половиной столетия не разрушили деревянную резьбу. Четыре изящных столбика в форме миниатюрной башенки-часовенки держат на себе многоярусный витой столбик, увенчанный восьмиконечным православным крестом. Фотографии этого надгробия есть как в дореволюционных книжках, так и в советских путеводителях по Казани.
В октябре 2006 года в обители установили поклонный крест. Пришло время покаяния.