Комментарий  помощника ректора по информационно-издательской работе Анатолия Вячеславовича Вельмякина к фильму  «Левиафан»


nGtSKfl8i04Долго надеялся, что не придется на это смотреть, но вызванный картиной резонанс среди даже православной молодежи уже просто обязывает лично ознакомиться с новым детищем Звягинцева.

И в этом положительный эффект от фильма Левиафан, однозначно, присутствует. Он заключаются уже в том, что о нем хотят говорить. А если автор претендует на интерпретацию Библии, то разговоры об этой картине можно смело вести на нашей, т.е. православной территории.

Что собственно нового мы узнали? Ну разве мы не видели губернаторов-бандитов? Или ряженых под духовенство по сути таких же преступников? Подобное зло объективно есть, но в мире есть еще много чего: есть совершенно разные люди, есть трагедии и радости, подвиги и предательства. Но «правдолюбу» Звягинцеву сложность и разнообразие реального мира не интересны, и он создает свой зловонный мирок, наполненный мраком и безнадежностью, без малейшего шанса на рассвет. В этом и ответственность режиссера: он, в отличии даже от писателя, создает полностью законченный образ, от которого невозможно уйти свободно, отражая и интерпретируя предлагаемый персонаж или событие в своем воображении, как при чтении книги.

Камень преткновения в этом фильме заключается в том, что в мире Левиафана нет Бога. Как тут не вспомнить фразу Пушкинского Сальери: «Нет правды на земле. Но правды нет — и выше. Для меня это так ясно, как простая гамма». Под видом борьбы за истину Звягинцев исключает само существование Истины. Многострадальный Иов не стучал кулаком в Небо, но, убежденный в своей праведности, он требовал, чтобы его взвесили, чтобы пришел Посредник между Богом и человеком. Иов не просто верит, он требует Христа, Который «одолеет великого кита» и даст свободу праведникам. Книга Иова практически единственная, в которой содержится учение о сатане: Писание именует его здесь как сатана, левиафан, великий кит и бегемот. Читающий книгу становится свидетелем диалога Бога и диавола. Диавол выторговывает возможность прикоснуться к праведному Иову, и после такого прикосновения Иов — самый несчастный из всех людей. Но он не был сломлен и своей верой посрамил диавола, несмотря на все страдания, он не проклял Бога. Книга Иова учит тому, что мы призваны посрамить диавола твердой верой в Бога, даже когда нам кажется, что Он совсем оставил нас. Мы в силах твердой поступью наступать на аспида, т.е. убить мы его не можем, но посрамить его своим мужеством обязаны. Каждый, кто борется с ленью, изгоняет духа лени, кто борется с болтливостью — изгоняет духа болтливости, кто же с верой терпит скорби, тот колеблет весь шеол до самого «трона».

Но никаких возвышенных понятий, присущих христианскому мировоззрению, нет и быть не может в шкале ценностей скотского материализма Звягинцева: одна скотина жрет больше, чем другая, потому что сильней. Недаром модный режиссер крупным планом показывает в кадре жующую свинью и мастерски меняет ее на обедающую семью гаишника. О какой справедливости может идти речь, если отвергается сам критерий справедливости? Поэтому в мирке Левиафана все очень логично безнадежно.

Не менее интересно и впрочем понятно, почему фильм этот создан при поддержке Министерства культуры. История показывает, что без оппозиции нашему народу не живется, вот государство и удовлетворяет запросы шибко беспокойного населения, чтоб ругались себе спокойно перед телевизором и радовались, что возмездие, дескать, совершается. Поэтому и на пальмовую ветвь отправили, чтоб на западе скушали приманку о бутафорской России и порадовались, что не зря столько денег «навальщине» понаотправляли: раз Россия такая, значит, все хорошо. Ведь ни для кого не секрет, что, какой бы ни был этот фильм талантливый, если бы он был не о России и не о ее Православии, никаких подобных успехов быть в принципе не могло. Словом, пусть Америка с белоленточниками смотрят Левиафан и спят спокойно, пока мы будем возделывать свои рубежи. Спасибо вам большое, господин Звягинцев: вашу приманку успешно проглотило «продвинутое» общество!

Анатолий Вячеславович Вельмякин, помощник ректора Казанской духовной семинарии по информационно-издательской работе

Источник