Проповедь студента 2 курса бакалавриата Ивана Куликова на Литургии Преждеосвященных Даров 22 марта 2018 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! Собравшись, стоим мы с вами в этом святом храме, пройдя большую часть Святой Четыредесятницы, и приближаемся к Великим Дням — Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения.
Вчера вечером за богослужением, как мы помним было два особых чтения, которые переплетаются друг с другом – это Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Согласно синаксарю эти чтения были установлены для возбуждения в людях покаянного чувства и побуждения их к исправлению как на многочисленных примерах из всей библейской истории, проходящих в каноне, так и на примере одной жизни, которая явила тот идеал подлинного и глубокого покаяния, который описан преподобным Андреем в его каноне.
«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»[1] (по-русски: «С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христос, нынешнему рыданию?») — слышим мы первые слова канона, которые являются вступлением. Эти слова сразу направляют на покаяние нашу душу. Слушая внимательно эти слова я должен призадуматься о том, с чего же я должен начать свое исправление, чтобы изменить себя и чтобы не возвращаться к прежним грехам?
Как часто мы, якобы, каемся в своих грехах на молитве или исповеди, даже скупую, может быть, слезу прольем, но через день, раньше или позже опять идем тем же путем, на каком были до мнимого «покаяния». В чем причина? Почему мы «топчемся» на одном месте или, может быть, подсознательно мы считаем себя даже праведниками, конечно не признаваясь себе в этом? Однажды спросили преподобного Пимена Великого: в чем состоит покаяние во грехах? Преподобный Пимен отвечал: в том, чтоб более не делать этого греха»[2]. Получается, по словам преподобного, причина нашей неисправной жизни – это отсутствие истинного покаяния. А что такое истинное покаяние? В чем оно заключается?
Как пишет апостол Павел в своем послании, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние»(2 Кор. 7:10). Святитель Феофан Затворник объясняет эти слова так: «Печаль ради Бога есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда при мысли о Боге и своих отношениях к Нему, сознают себя безответно виновными пред Ним… Покаяние нераскаянное означает покаяние с твердою решимостью не возвращаться вспять»[3], то есть это горячая ненависть ко всему, что отдаляет нас от Бога. Покаяние – примирение и общение с Богом. Покаяние – это не только чувство, но это вся жизнь христианина. Покаяния не бывает без благодарности Богу за все. Без покаяния нет истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. Нам Сам Спаситель говорит в Евангелии: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15), то есть истинное покаяние взращивает веру. Как итог всего сказанного, можно понять истинное покаяние словами святителя Игнатия Брянчанинова: «Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди»[4].
Но, к сожалению, дорогие отцы, братья и сестры у нас очень редко бывает истинное покаяние и поэтому Господь попускает нам скорби для исцеления души и, как пишут современные подвижники благочестия, такие как игумен Никон Воробьев, архимандрит Иоанн Крестьянкин и другие, что в наше время мы больше по холодности покаяния спасаемся терпеливым перенесением скорбей.
Да поможет нам Господь исцелять наши души Своим Любвеобильным Промыслом и при встрече с трудностями с благодарением говорить: «Слава, Богу за все! Достойное по делам нашим приняли… помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:41-42). Аминь.
Источники и литература:
- Библия // Синодальный перевод., 2003. – 1178 с.
- Триодь Постная // М.: Московская Патриархия, 1992. – 436 с.
- Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т. 1-2. Минск, 2011. — 912 с.
- Феофан Затворник, свт. Толковый Апостол. Т.1. М., 2008. — 880 с.
[1] Триодь Постная. 5 Седм. Вел.Поста, Четверг Утреня., Канон свт. Андрея Критского, 1тр.1п.
[2] Игнатий Брянчанинов, свят. О покаянии. С. 20 // Аскетические опыты Т. 1-2.
[3] Феофан Затворник, свят. 2 Послание к Коринфянам. С. 603-604// Толковый Апостол
[4] Игнатий Брянчанинов, свят. О покаянии. С. 23// Аскетические опыты Т. 1-2.