***
Для начала – небольшая справка:
22 ноября 2013 года «Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации» было утверждено на заседании Высшего Церковного совета. Тогда же было решено распространить практику наставничества на все учебные заведения Русской Православной Церкви.
24 февраля 2014 года Учебный комитет провел в Московской духовной академии семинар «Индивидуальные наставники. Опыт Московской духовной академии», в котором приняли участие 35 представителей региональных семинарий.
***
Андрей Ашмарин исполняет послушание индивидуального наставника в Московской духовной академии уже три года, заниматься со студентами начал сразу после окончания МДА.
— Тогда эта должность только вводилась, и я оказался в числе первых, — рассказывает Андрей.
Сперва за ним, как и за его коллегами, закрепили 6 студентов. Предполагалось, что наставники «доведут» их до третьего курса бакалавриата, а потом, когда учащиеся начнут вплотную заниматься дипломной работой, «передадут» научным руководителям. Но через год в семинарию поступили новые студенты. Количество учащихся удвоилось, а число наставников осталось примерно прежним. В группу Андрея добавили еще четверых студентов, а в этом году их, как более старших, распределили между другими наставниками, а за ним официально закрепили 15 новопоступивших человек с Подготовительного отделения.
— На это пришлось пойти, чтобы вся группа состояла из студентов одного курса и было возможно проведение групповых занятий, — объясняет Андрей.
Как правило, в группу к определенному наставнику студенты попадают случайно: список курса по алфавиту просто делят на группы по несколько человек. Если студент захочет посещать занятия у определенного наставника, это возможно. Наставник может взять к себе в группу, например, учащегося из своей епархии.
Группы примерно одинаковы по количеству. Например, иеромонах Кассиан (Плоский) (опыт индивидуального наставничество – полтора года) занимается с 11 студентами 2 курса бакалавриата, а иерей Димитрий Барицкий (опыт наставничества – три года) «ведет» 10 учащихся Подготовительного отделения.
Основная цель индивидуального наставничества, как ее формулирует старший индивидуальный наставник МДА Олег Анатольевич Суханов – обеспечить студентам свободное владение тремя простыми навыками, которые особенно пострадали в результате реформ средней школы, — читать, писать и говорить.
— К сожалению, иногда даже выпускники вузов, при всем богатстве изученных предметов, не умеют быстро и с правильным пониманием читать текст. Письменно излагать мысли чуть более сложные, чем простые предложения, умеют единицы. Говорить на публике не умеет никто. Суть деятельности индивидуального помощника — в том, что он отрабатывает со студентами навыки, необходимые для успешной учебы, и в этом смысле в чем-то похож на тренера. Введение индивидуального наставничества – попытка нащупать новую форму, новый формат, создать атмосферу, в которой студент будет наращивать свои образовательные возможности, — говорит Суханов.
О том же говорят и молодые индивидуальные наставники.
— У учащихся возникает множество вопросов, которые выходят за рамки учебной программы. И эти вопросы важно, по меньшей мере, обсудить, — говорит индивидуальный наставник Андрей Ашмарин. — Важно показать, что изучаемые предметы имеют гораздо большее отношение к жизни, чем кажется на первый взгляд студентам, особенно тем, у кого преобладает формальный подход к приобретению знаний. И, конечно, человеку который начинает учиться в высшем учебном заведении, очень нужно показать оптимальные подходы к обучению.
Иеромонах Кассиан (Плоский) формулирует для себя цель занятий с подопечными следующим образом: «помочь студентам с меньшими затратами сил, времени и напряжения достигать нормальных учебных результатов».
Иерей Димитрий Барицкий особенно выделяет несколько моментов: научить человека осмысленному чтению, составлению письменного текста (эссе, сочинение) и публичному выступлению и подготовить к написанию квалификационной выпускной работы уровня, который соответствует государственному стандарту высшего гуманитарного образования.
Занятия со студентами делятся на индивидуальные и групповые.
Как правило, групповые проводятся раз в неделю. Например, Андрей Ашмарин занимается с группой в течение одного академического часа в воскресенье вечером во время самоподготовки. Священник Димитрий Барицкий встречается с группой раз в неделю после ужина до молитвы или после акафиста. Количество индивидуальных занятий не так строго регламентировано: индивидуальные консультации могут осуществляться по мере необходимости, причем не только при личных встречах, но и в электронной переписке.
— На встречах со всей группой я узнаю общие проблемы студентов и делюсь тем, что может пригодиться всем. В последнее время проходят занятия-тренинги навыков восприятия, анализа и использования информации. Цель частных встреч — поделиться опытом и решить возникающие казусы, — говорит иеромонах Кассиан.
Индивидуальные наставники подчеркивают: участие в занятиях с ними – дело сугубо добровольное. Если студент не посещает эти встречи, никаких дисциплинарных взысканий к нему не предъявляется. Другое дело, что сами студенты должны понять, что занятия с наставниками – не дополнительная обязанность, а возможность улучшить свою успеваемость и более эффективно провести время учебы.
— Самое сложное — чтобы студенты не воспринимали занятие с индивидуальным наставником как дополнительную обязанность. Эти занятия не должны становиться новыми лекциями и семинарами, которых у студентов и так предостаточно. Занятия должны отвечать потребностям студентов, не ложась на них дополнительной нагрузкой, — подчеркивает Андрей Ашмарин.
— В идеале – больше знаний и опыта, меньше ошибок и впустую потраченных сил, — так формулирует ожидаемый итог от занятий иеромонах Кассиан.
Само занятие каждый проводит по-разному. Например, у о. Касиана все проходит четко по регламенту.
— Заблаговременно проводится информационная рассылка о месте и времени встречи. Непосредственно в день встречи официальный представитель администрации оповещает студентов. За пять минут до начала мероприятия студенты собираются в определенном кабинете. Краткое приветствие – открытие — вступительное слово индивидуального наставника — и далее по свободному плану, — рассказывает отец Кассиан.
— С группой мы обычно обсуждаем вопросы, относящиеся к богословию, истории, актуальным вопросам современности. Среди индивидуальных наставников распространена практика разбора во время занятий сочинений святых отцов и текстов современных богословов. Единообразия у нас нет, но это, может, и к лучшему, — говорит Андрей Ашмарин.
Немаловажно найти с учащимися контакт и понять, что именно им нужно.
— Я постоянно общаюсь с ними, что позволяет мне иметь представление об их интересах, приоритетах и успехах, — делится опытом отец Кассиан.
Индивидуальное наставничество – практика новая, и сами наставники стараются анализировать свой опыт, делиться навыками, находить и устранять ошибки.
— Раз в полгода мы проводим семинар, на котором пытаемся аккумулировать наработанный опыт, — говорит Олег Анатольевич Суханов. — Было бы здорово проводить совещания ежемесячно, но многие индивидуальные наставники живут в Москве, служат на приходах и не имеют для этого времени, так что мы обмениваемся электронными письмами. Ключевой критерий работы индивидуального наставника – полезность.
Проработав со студентами несколько месяцев, индивидуальные наставники выделяют то, что представляется им самим наиболее сложным и существенным.
— Самое сложное — начать работать по определенной методике, ведь сначала ее нужно найти, опробовать, а затем еще заставить себя по ней работать, — говорит иерей Димитрий Барицкий.
— Сосредоточиться, — отвечает на вопрос о самом сложном иеромонах Кассиан.
По мнению отца Кассиана, самые необходимые качества для индивидуального наставника – терпение и выдержка.
На вопрос о том, каких качеств ему недоставало в своей деятельности и какими знаниями и навыками должен обладать индивидуальный наставник, иерей Димитрий Барицкий отвечает так: «Постоянства и постоянством».
Подготовила Ольга Богданова.