Проповедь студента 2 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии Максима Кочеванова на вечерних молитвах в семинарском храме 15 марта 2018 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Слава Богу за то, что  Он сподобил нас снова предстоять в нашем семинарском храме за вечерним правилом, на котором мы воздаем молитвы Господу, благодаря Его за прожитый день и, испрашивая Его благословения на грядущую ночь.

Вот уже который день на центральном аналое нашего храма, как и во всех храмах нашей православной Матери Церкви находится Крест — символ нашего спасения, Которому покланяются православные христиане, целуют Его, выражая  тем самым свое неподдельное почтение. И вся эта неделя от прошлого воскресения до завтрашней пятницы называется Крестопоклонной. Казалось бы, мы проходим поприще Великого поста, период особого покаяния, период сугубой молитвы и время сосредоточенного взгляда в глубины нашей внутренней жизни, и вдруг – поклонение Кресту и Его прославление…

А объяснить это мы можем достаточно просто. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, мы поклоняемся образу Креста как образу и символу Самого Христа, Спасителя нашего[1]. Крест напоминает нам, что Сам Господь явил Свою безгрешную любовь нам, грешным людям, Его творениям. Христос принес Себя Самого в жертву ради каждого из нас, принял страдания и претерпел страшную боль. Повторюсь – ради каждого из нас…

А что же мы? Мы грешим, мы ленимся бороться со страстями, мы ленимся учиться, пренебрегая временем нашего нахождения в стенах духовной школы, а ведь как бесценно это время, как беспощадно и безвозвратно оно проносится…, мы не соблюдаем, как следует постов, мы забываем молиться, мы не творим добрых дел. Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Господь не требует, чтобы мы, как и Он взошли на Крест и пострадали за Него,  Он призывает следовать за Ним и жить по заповедям Его, отвергнув самих себя. Это означает, что нам следует перестать самолюбоваться, самовосхищаться, самоудовлетворяться в духовном смысле, создавая себе все более и более комфортные условия. Если мы хотим угождать Богу, то мы должны забыть про самих себя ради служения Богу и своим ближним. Ведь ради нас пострадал Христос и взошел на Крест, призывая и нас, чтобы и мы шли за Ним, шли к Нему.
Господь, видя нашу немощь идти этим спасительным путем к вечной жизни, даровал нам орудие, которое освятил прикосновением Своего Святого Тела и Своей Святой Крови, чтобы мы смогли победить врага рода человеческого, — Свой Крест. И этот Самый Крест мы имеем своим мечом в борьбе с лукавым. Мы с момента нашего крещения, когда священник, совершавший это таинство, повесил на нашу грудь нательный крестик, уже не просто слабые воины, которые идут на войну с голыми руками и без оружия, мы теперь имеем Крест своим мечом, которым можем победить всякий грех. И Великий пост – самый благоприятный период для такой победы, когда мы можем все свое личное время посвятить борьбе со своими страстями, я не говорю со всеми…, но хотя бы с некоторыми, хотя бы с одной страстью, когда мы можем выбросить из нашего существования все лишнее: какую-то суету, мелочные заботы и ненужные занятия. Оставим теперь все это и в оставшиеся дни Святой Четыредесятницы совершим истинный пост: будем усерднее молиться, чаще посещать богослужения, просвещаться Словом Божиим, устремимся всем сердцем к умножению добродетелей и на делах покажем свою любовь к ближним. Другими словами наполним нашу жизнь духовным смыслом. Ведь от наших усилий, в том числе зависит наше спасение.

Братья! Давайте помнить ту великую цену нашего искупления от смерти, от вечной погибели. Через Крест нам дарована великая благодать – Царство Божие, Царство Небесное.

Богу нашему слава, всегда,  и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Источники и литература:

  1. Библия // Синодальный перевод., 2003. 1178 с.
  2. Григорий Палама, свт. Омилии. Т. 1
  3. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной веры. М., 2015. 476 с.
  4. Феофилакт Болгарский, блж. Святое Евангелие с толкованием текста. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2013. 823 с.