Почти 437 лет назад состоялось чудо обретения Казанской иконы Божьей Матери. В июле на месте, где чудотворный образ был обнаружен в 1579 году, там, где столетиями стоял один из ярчайших архитектурных памятников Русской Православной Церкви, уничтоженный в начале XX столетия,пройдет закладка первого камня в основание возрождающегося собора Казанской иконы Богородицы. Инициатива властей Татарстана была поддержана федеральным центром. Одновременно в столице республики начнет свою работу международная научно-практическая конференция, посвященная одной из величайших святынь Русской Православной Церкви и всего христианского мира.
В преддверии этого события мы встретились с директором Института социально-филосовских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ, заслуженным деятелем науки РТ, член-корреспондентом Академии наук Татарстана, доктором философских наук, профессором Михаилом Щелкуновым.
— В скором времени в Казани пройдет Международная конференция, Татарстан снова становится центром. Кто будет ее участником и насколько велика значимость этого события?
— В соответствии с Указом Президента Республики в числе мероприятий, посвященных большому событию — закладке камня в основание восстанавливаемого собора в честь Казанской иконы Божией Матери на территории нынешнего Богородицкого монастыря, с 19 по 20 июля в Казани состоится международная научно-практическая конференция под названием «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». На конференцию приглашены люди различного рода деятельности и разного положения: иерархи Русской Православной Церкви и зарубежных представительств, ученые, деятели Церкви, преподаватели духовных образовательных учреждений, светские ученые, гуманитарии, историки, философы, социологи. Ожидается не менее 100 приглашенных участников конференции. Конечно же, участниками конференции являются и наши Татарстанские представители. Конференция пройдет в 3-х секциях. Казанский университет, как соорганизатор конференции, принимает на себя вторую секцию, она называется «Историческое значение Казанской иконы Божией Матери, Казанского Богородицкого монастыря для России и мировой цивилизации». Как Вы видите по названию, секция в первую очередь привлечет историков, деятелей Церкви, представителей образовательных учреждений, которые попытаются совместными усилиями осмыслить исторические аспекты этого выдающегося события.
— Насколько известно, исторические аспекты взаимодействия Казанского императорского университета с Казанской епархией достаточно глубоки?
— Совершенно верно, в традициях Казанского университета, который имеет более 200-летнюю историю, имело место длительное сотрудничество в области научной деятельности со знаменитой Казанской духовной академией, которая просуществовала до начала 20-х годов XX столетия. Нам известны такие имена, как архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Вознесенский) и, конечно же, выдающийся религиозный философ Виктор Иванович Несмелов. Трудно сказать, кем они были — профессорами Казанской духовной академии или университета. Они трудились в обоих образовательных учреждениях. Работали советы по защите диссертаций в области богословии и теологии. Это было сотрудничество, которое шло на пользу, как светскому, так и духовному образованию.
К сожалению, как Вы знаете, с утверждением Советской власти, нового режима, духовная академия прекратила свое существование. Это случилось в 1921 году, когда была арестован последний ректор академии — епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк), после чего академию закрыли.
Сегодня одной из задач Татарстанской митрополии является постепенная подготовка кадров для Казанской духовной академии и ее воссоздание как физически, так и интеллектуально. Данная инициатива приветствуется и университетскими гуманитариями. Но этот процесс, конечно, небыстрый.
— История самой Казанской иконы Божией Матери, она достаточно интересна…
— И интригующая, я бы сказал.
— Расскажите, пожалуйста, вкратце?
— Если только, действительно, кратко, по-другому в нашем формате невозможно. Начало этой истории выпадает на 1579 год, когда после пожара в Казани одной 12-летней девочке Матроне трижды во сне являлась Богоматерь, прося на одном из пепелищ найти Ее образ — икону. После некоторых сомнений девочка нашла его, и это событие стало началом всей этой большой драматической истории. Событие получило поддержку в первую очередь со стороны тогдашнего царского двора, по указу которого на этом месте был создан знаменитый женский Богородицкий монастырь.
На самом деле, по разным сведениям история происхождения этой иконы разная, нет единого мнения откуда она сюда пришла. Я могу рассказать разные версии, но дело не в этом. В дальнейшем с именем этой иконы стали связывать победы русского оружия и русского духа после нашествия польских интервентов в 1612 году, в Отечественной войне 1812 года икона стала символом защиты всей России, символом исцеления и других очень важных богоугодных дел. Неслучайно в обеих столицах России — в Санкт-Петербурге и Москве, в Казанских соборах были помещены списки, то есть копии этой иконы.
Как свидетельствуют источники, Казанско-Богородицкий монастырь получил статус I класса, очень хорошо развивался и к началу XX века стал одним из крупных и богатых монастырей с числом послушниц до 500 человек.
Трагическим моментом стало то, что в 1904 году, накануне очередного июльского празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, нашелся (по-другому никак не скажешь) вандал-урод из числа разбойников, который тайно похитил икону из Казанского собора Богородицкого монастыря, разрубил ее на куски, как потом он говорил на следствии, драгоценные атрибуты забрал. Преступник был вскоре очень быстро пойман, он хотел показать всем, что это якобы простая доска, ничего не значащая. Более чудовищной акции по тем временам придумать было невозможно! Было открыто следствие, вопросом заинтересовался царский двор, но увы, икона была разрублена, продана, отдана, сожжена — об этом достоверно сказать нельзя.
Шло время. Октябрьская революция внесла свои коррективы. Богородицкий монастырь был упразднен. На его месте в революционные и советские годы чего только в нем ни было: и склад, и табачная фабрика, и помещение для каких-то оборонных обществ. Но уже в 90-х годах начинается движение по восстановлению исторической памяти, и, конечно, кульминационным стал принесение в Казань так называемого Ватиканского образа, который при посредничестве Президента России Владимира Путина, бывшего мэра Казани Камиля Исхакова, сначала оказался в 2004 году у Патриарха Алексия II, а в 2005 году в дни празднования тысячелетия Казани он был торжественно передан в Богородицкий монастырь. Она сейчас, естественно, нашла другое свое прибежище, собора, в котором она хранилась ранее, нет. И вот тогда встал как раз вопрос о полном восстановлении этого храма.
По своим размерам, по своей красоте этот собор — один из самых крупных, очень ярких архитектурных памятников Православия. И если он будет восстановлен, а в этом есть большая уверенность, он станет отличным дополнением к нашей мечети Кул-Шариф, как два великих символа единства двух конфессий, мирно соседствующих в Татарстане уже на протяжении столетий.
ИА «Татар-информ»