Почти месяц прошел с закрытия XIII конференции в Казанской духовной семинарии. Конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» носит ежегодный характер, и свою историю этот научно-богословский форум ведет с 2000 г. Традиционно конференция привлекает к себе пристальное внимание духовенства и научной общественности Татарстана.
За эти 13 лет участие в конференции приняли гости из более чем 50 городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья (в разные годы на конференции выступали гости из США, Италии, Сербии, Армении, Украины). Масштаб конференции увеличивается из года в год. За последнее время количество докладов выросло втрое. Участниками все чаще становятся уважаемые и авторитетные ученые и специалисты Российской Академии Наук, Московского государственного университета, Высших богословских школ Русской Православной Церкви, а также иных высших учебных заведений и исследовательских центров. Так, на XI конференции свой доклад слушателям представил председатель Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Мефодия и Кирилла, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Спектр научных проблем, поднимаемых докладчиками, чрезвычайно широк: как правило, заседания распределяются по секциям, количество которых зависит от тематики заявленных докладов. Однако во все года неизменно работали три секции: богословско-философская, филологическая и историческая. Кроме них также были организованы секции «Православие, психология и педагогика» и «Церковное пение: история и современность». Таким образом, на форуме представляются работы, затрагивающие многие сферы научных знаний: история и современные тенденции православного богословия и христианской философии, церковное искусство, православное образование, история церковной книжности и проблемы перевода, история Православия в Казанском крае и традиции Казанской духовной академии, агиография и канонизация, проблемы психологии и психиатрии с точки зрения православного христианина, традиции хорового пения и современная церковно-певческая практика.
В связи с этим нашему сайту стало интересным мнение постоянных участников конференции о том, чем она привлекательна и какова ее дальнейшая судьба.
Заведующая кафедрой филологии, доктор филологических наук, профессор Николаева Наталия Геннадьевна:
«Считаю ее важной для нас, филологов, уже потому, что на ней на протяжении всех этих лет обсуждаются такие проблемные области, которые обычно очень редко становятся предметом научных форумов. Это, во-первых, история церковнославянского языка и, во-вторых, проблемы методики преподавания классических языков. Эти темы собирают вокруг себя каждый год известных специалистов, так что научное общение всегда проходит очень интенсивно и плодотворно.
Для Казанской духовной семинарии традиция филологической секции сыграла уникальную роль: в результате ее ежегодной работы выкристаллизовалось научное направление – теолингвистика, которое впоследствии легло в основание магистерской программы, реализуемой с этого года в стенах духовной школы.
В этом году мы с радостью встретили постоянных участников конференции с новыми результатами их исследований и надеемся на будущее их участие, а также появление новых коллег: хотелось бы, чтобы к нам стали приезжать также специалисты по библеистике и византологии».
Заведующий кафедрой богословия и философии, кандидат богословия иер. Сергий Шкуро:
«Вот уже 13-й год подряд проходит это масштабное мероприятие, уже 2-й год как вышедшее на международный уровень. Это показатель не только его значимости, но и востребованности.
Вряд ли у кого-то вызовет сомнение утверждение, что рентабельность проекта проверяется экспериментально. Казанская конференция зарекомендовала себя как серьезный научный проект, позволяющий обсудить и апробировать научные и богословские теории. Это уникальная возможность встречи признанных ученых как светской, так и богословской традиции для конструктивного диалога.
Необходимость конференции определяется не только тем, что будет сказано официально или в застольной праздничной беседе, но и количеством заявок исследователей на участие в конференции, а их число растет.
Результаты конференции радуют. Она прошла в очень гостеприимной атмосфере, значительно расширился круг общения разных духовных школ, что позволит в дальнейшем укрепить отношения между представителями православной интеллигенции городов России. Главным показателем состоятельности конференции стала возможность полноценного участия и общения признанных ученых и молодого поколения будущих богословов. В каждой из секций работали «круглые столы» для обсуждения актуальных проблем в рамках секции. По материалам конференции издан сборник научных трудов «Православный собеседник», который с каждым годом становится всё более востребованным.
Планы на будущее таковы: формат конференции придется менять. Это стало понятно из того обилия интереснейших докладов, которые были представлены на конференции. Возникла потребность не просто заслушивать доклады, но создавать специальные секции для обсуждения точечных и более узких проблем взаимодействия богословия и науки, а также чисто богословских вопросов и задач (например, проблемы онтологии свободы в русской религиозной философии и богословия)».
Кандидиат химических наук, доктор философских наук, профессор кафедры богословия и философии Курашов Владимир Игнатьевич:
«Зачем проводятся научные конференции такого рода и что могут они дать для православных христиан или тех, кто приближается к Истине – вот в чем вопрос!
Главное наставление содержится в словах Апостола Павла: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера наша утверждалась не в мудрости человеческой, но в силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо сели бы познали, то не распяли бы Господа славы» [1 Кор. 2,4-8]. Другими словами нужно соблюдать соразмерность словесного мудрствования и духовного чувства Истины.
Всякий богословский (теологический) труд создается только по необходимости для объяснения уже того, что сказано в Священном Писании и содержится в Священном Предании. Словом, такой труд – это попытка прояснения некоторых истин в авторской интерпретации. Результат такого труда может быть (и чаще всего это так и бывает) двояким: приближение читателя к истине через ее прояснение и удаление от истины в результате ее замутнения по причине неустранимой предвзятости, или субъективности, конкретного интерпретатора. Наша конференция, надо полагать, может внести скромную, но полезную лепту в православное богословие и соответственно что-то улучшить в сфере духовного образования».
Заведующий кафедрой общей и церковной истории, помощник проректора по учебной работе по магистратуре иер. Антоний Ермошин:
«Из года в год ежегодная научно-богословская конференция Казанской духовной семинарии становится все более представительным и авторитетным форумом, на котором происходит встреча и активное взаимодействие представителей церковного и светского научного сообществ. Уникальный и ценный опыт, приобретаемый в рамках этого мероприятия, имеет важное значение как для нашей духовной школы, так и для развития современного богословского образования и науки в нашей Церкви в целом. И можно только радоваться тому, что постоянно расширяется география участников конференции: это вузы и научные центры не только Казани, но и различных городов России и зарубежья.
Особенно хочется подчеркнуть приятные впечатления от нынешней конференции, которая не просто прошла в привычном теплом духе братского общения, но и была представлена интереснейшими и актуальными докладами на нескольких секциях.
Как для меня, так и для многих участников (по их собственным признаниям), единственное, что по-своему «омрачало» участие в нынешней конференции, – это невозможность одновременно попасть на разные секции и послушать все заинтересовавшие доклады, ибо их было очень много. Поэтому хочется скорее получить печатный сборник материалов, чтоб можно было с ними ознакомиться. Еще раз подчеркну, что такое желание выражали многие участники, с кем довелось пообщаться в рамках секций, бесед в перерывах, за общими трапезами. Убежден, что для всех гостей конференции опыт участия в ней является важным и значимым. Поэтому хочется надеяться, что с помощью Божией мы сможем еще не раз в будущем иметь такие полезные и результативные встречи».
Секретарь оргкомитета конференции, проректор по учебной работе иером. Филарет (Кузьмин):
«Впервые организовывать конференцию мне пришлось 9 лет назад, и тогда это был преимущественно форум казанских ученых с тремя-четырьмя гостями. Со временем мы осознали свою конференцию как площадку для установления контактов между светскими науками и возрождающейся теологией. С тех пор название конференции закрепилось и не менялось, а вот численный состав стал постоянно расти. Для меня было важным не только позиционирование Казанской духовной семинарии как динамично развивающегося учебного заведения с собственными научными изысканиями, но и позволить ученым в спокойной и ровной атмосфере обсудить свои научные исследования, создать платформу для активного, в том числе и междисциплинарного взаимодействия. Я с радостью услышал высказывание главы синодальной библейско-богословской комиссии владыки митрополита Илариона (Алфеева) о том, что богословие призвано критически осваивать знание, накопленное светскими науками, и в то же время предлагать обществу свои ответы на обсуждаемые в научной среде вопросы мировоззренческого, нравственного и духовного характера. Я считаю, что наша конференция как раз и является той платформой, где поставленные священноначалием задачи реализуются в полной мере. Конечно, материально бывает очень сложно для нашей провинциальной духовной школы обеспечить приезд большого количества участников из других регионов и стран. Но когда я вижу заинтересованность студентов, которые сами выбирают секции для посещения и в эти два дня погружаются в атмосферу науки, я понимаю, что наши труды не напрасны. Итак, наш научный форум решает, с одной стороны, важную задачу установления диалога между светской наукой и богословием, позволяет установить платформу для сотрудничества в рамках образовательного пространства Русской Православной Церкви, а также дает для студентов пример презентации проведенного научного исследования и мотивацию к собственным изысканиям. К сожалению, конференция широко не освещается в медиа-пространстве, ни в церковном, ни в светском, но быть может и это хорошо, так как показывает, что мы работаем исключительно на результат, а не для галочки, как принято говорить.
В этом году очевидной стала необходимость смены формата конференции. Сейчас мы обсуждаем новый проект организации. Возможно, это уже не будет одновременным форумом с участием представителей всех секций; возможно, что сами секции станут более узкими, а доклады более проблемными и обширными. Кроме того, в этом году мы попробовали провести два круглых стола и поняли, что такой формат просто необходим! Один проблемный доклад и полтора часа дискуссии по вполне конкретным вопросам, с вполне конкретными и практически применимыми предложениями – это показатель успешности, на мой взгляд. Одно совершенно ясно и точно – мы будем прилагать все свои силы и возможности для того, чтобы сохранить нашу конференцию в будущем».