3 марта 2017 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник игумен Симеон (Кулагин) с братией обители в священном сане, настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев), благочинный Зеленодольского округа протоиерей Святослав Мирганиев, настоятель храма Илии Пророка села Ильинского протоиерей Константин Люкшин.

Песнопения Литургии исполнял мужской хор Казанской православной духовной семинарии под руководством Дмитрия Никитина.

За богослужением молились монашествующие, воспитанники Казанской духовной школы, паломники.

По заамвонной молитве правящий архиерей совершил чин молебного пения великомученику Феодору Тирону и освятил коливо.

Затем глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся с архипастырским словом.

«Как замечательно сегодня совершили Божественную Литургию Преждеосвященных Даров — спокойно, ровно, в монастыре. Хотел бы напомнить всем, особенно молодежи. Иногда приходится слышать, как в молодых умах возникает сомнение: «Правильно ли то, что мы верим в Бога?» — даже в среде семинарской и даже среди духовенства, особенного молодого! Я обратил внимание, насколько сильно влияние духа настоящего времени, насколько мы подвержены влиянию СМИ, особенно же интернета. Попробуйте пройти через репейник так, чтобы он к вам не пристал — невозможно, как бы аккуратно вы ни шли. Так и человек: если он начнёт из любопытства бродить по информационным помойкам, то выйдет оттуда с испачканной душой, с семенами, которые войдут в сердце, давая гнилые ростки, разлагая духовную сущность. Помните об этом, ребята.

Я встречаю это даже среди духовенства: «Правильно ли то, что я верю вообще? Может, это всё выдумки?» Как результат, возникает внутренняя опустошенность, а затем развращённая жизнь. Что, Феодор Тирон, Феодор Стратилат, многочисленные мученики XX века в России верили эфемерно и умирали ни за что? Они умирали за Христа. Они не просто верили, они доверяли Христу, были уверены, и многим из них Господь открыл Свою силу и славу.

Наше время — время настолько богоборческое, что напоминает змия, о котором сегодня мы слышали из Книги Бытия. Змий нашёптывал Адаму и Еве: «Бог боится вас, поэтому и запретил вкушать от древа познания добра и зла. Бог знает, что если вкусите, вы станете такими же как Он, богами». И этот яд дьявола, богоборца, изгнанного с небес, проник в души первых людей. Мы пожинаем эти плоды, но Христос пришёл и спас нас.

Яд сегодняшнего века не менее опасен, чем открытые гонения. Тогда было ясно, что идёт гонение и надо стоять за веру, а сейчас мы вроде все свободны, можем идти в храм и молиться. Но окружение информационное сегодня нельзя сравнить ни с чем. Нет, я не сторонник быстрого наступления Апокалипсиса. Но, к сожалению, мы можем констатировать, что последние времена близки. Если нередко мы видим нравственное отступление среди духовенства, среди монашествующих, наступление безбожия, стремление изгнать всеми средствами Бога из души каждого и из общества в целом — это страшное предупреждение.

Моё слово больше к вам, ребята. Запомните: от нас с вами — архипастырей, пастырей и будущих пастырей — зависит судьба нашей страны. Если мы внимательно, с полным пониманием отнесёмся к тому избранному пути, на который стали, тогда начнём искать самое главное — общение с Богом. Важно не формальное прочтение и даже заучивание наизусть священных книг, а именно богообщение, которое только там, где сердце открыто, где постепенно мы воплощаем в жизнь нормы и заповеди, которые Христос нам оставил.

Обращаюсь к монашествующим. Одна одежда монашеская не спасает, но может послужить в осуждение, потому что если оделся в монашеское, а в душе базар, непотребства, богоотступничество делами и мыслями, то горе таким монахам. Горе! Лучше было бы этому человеку не родиться (Мф. 26:24), чем соблазнять других. Надо быть особо внимательными к прохождению своей монашеской жизни. Три основных обета даёт монах — целомудрия, послушания и нестяжания — и бывает, что формально вроде исполняет их. Кто такие фарисеи? По сути, праведники, которые в точности исполняли повеления закона. Но в душе были гордецы… В притче о мытаре и фарисее Христос не сказал, что фарисей неправильно поступает, исполняя закон, постясь, отдавая десятину, помогая нищим. Он осудил его гордыню: «Я не как этот мытарь!» И здесь стало совершенно ясно, за что Бог не принял молитву фарисея — Бог никого не осуждает, мы сами себя осуждаем.

Братья монашествующие, будьте очень тщательны в своей жизни. С каким чувством вы читаете правила? Вы их «вычитываете» или молитесь? Не «вычитывайте», это очень плохая привычка… Монаху надо обращать особенное внимание на то, что называется умным деланием, то есть на внутреннюю сущность.

Дай Бог, чтобы в оставшиеся дни — Великий пост пролетит быстро, как пролетает вся жизнь — мы внимательно проходили его поприще, внимательно относились к своему признанию: монах — к монашескому делу, студент — к получению знаний. Цените, ребята, это время, в семинарии учитесь молиться и жить по-христиански. Пройдет совсем мало времени, и вы, возможно, примете сан. Как же будете учить, если сами не умеете? Лучшее — это наш личный пример. Храни вас всех Господь».

 

Источник