В уходящем 2017 году мы встретили печальную дату – столетие революции, ставшей началом многих трагических страниц в истории нашего Отечества. Одним из непростых моментов, которые принесла нам революция, стал «календарный» вопрос. Теперь Советской империи уже нет, а вопрос остался.
В январе 1918 года вместо принятого ранее юлианского календаря был принят григорианский, то есть так называемый «новый стиль». В результате празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Идеологи советской квазирелигии действовали по простой логике: люди привыкли отмечать большой праздник в конце года. И перенесли центр тяжести с гонимого Рождества Христова на свой новый «пролетарский Новый год». В результате на самый разгар поста, на период особого воздержания, пришелся разгул новогоднего веселья. И сейчас для большинства воцерковленных православных христиан Новый год превратился в дилемму: праздновать или не праздновать? Если праздновать, то как, чтобы не нарушить пост? А если не праздновать, то как благочестиво провести новогоднюю ночь и не обидеть родственников?
На просторах православного интернета существует много разных ответов на этот вопрос: от призыва не праздновать этот «бесовский праздник» до либеральных рассуждений в стиле «чистому всё чисто, ешьте смело всё».
Не осуждайте
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3), – призывает верных апостол Павел. К сожалению, некоторые православные грешат фарисейством. Следуя благим побуждениям, строго соблюдают Рождественский пост, хотят достойно встретить Рождество Христово и осуждают всех тех, кто этот праздник отмечает. «Все они, заблудшие, отмечают бесовский праздник. Все они погибнут, одни мы спасемся», – так рассуждают многие.
«Вы должны быть не источником негатива и осуждения, а примером христианской жизни и любви»
Но Священное Писание говорит о другом. «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Если ваши близкие ещё не воцерковились, если не соблюдают Рождественский пост, то Вы должны стать для них не источником негатива и осуждения, а примером христианской жизни и любви. Ведь многие из них являются наследниками советского прошлого и просто не понимают, что Новый год – это далеко не самый главный праздник года.
Не пейте
«И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). Большинству наших современников хотелось бы напомнить эти слова. К сожалению, слишком много литров алкоголя выпивается в новогодние праздники, да и сами праздники для многих превращаются в сплошной алкогольный угар.
В православном календаре дни 1 и 2 января посвящены святым, которым молятся об исцелении от пьянства. 1 января – это память известного многим святого мученика Вонифатия. 2 января Церковь чтит святого праведного Иоанна Кронштадтского, исцелившего многих от этой страсти.
Не год собаки
Собаки, драконы, змеи и все прочие животные восточного календаря заполонили календари и прилавки сувенирных магазинов. Существует множество советов о том, как «правильно» встретить «год собаки», что можно и что нельзя подавать на стол. К сожалению, эта эзотерическая вакханалия стала почти нормой.
Но увлечение восточным календарем вещь небезобидная. Мы с вами исчисляем новую эру с великого события Рождества Христова, и грядущий год является 2018 годом от Рождества Христова. А если мы начинаем отмечать год собак, драконов и т.д., то ставим их на место Христа-Спасителя. Вспомним, что в европейской традиции годы нашей эры обозначаются AD – Anno Domini, т.е. «Год Господень». Для нас каждый год – год Господа, а не быка или крысы.
Как встретишь…
«Как новый год встретишь – так его и проведешь», – гласит народная мудрость. Поэтому предлагаю встретить его молитвой. 31 декабря – это воскресенье. Вместо отчаянной попытки закупить подарки и побольше всего на стол в последние дни уходящего года лучше сходите на воскресное богослужение. Во многих храмах служатся молебны на начало нового года, а в некоторых и ночная Божественная литургия. Поэтому лучше всего встретить Новый год молитвой, с тем чтобы и весь год был не просто «годом собаки», а годом, прожитым с Богом.