Вечером 25 марта, в пятое воскресенье Великого поста, в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии была совершена очередная Пассия.
Пассия (от лат. passio – «страдание») – в православной традиции особое богослужение, посвященное воспоминанию страданий Господа нашего Иисуса Христа. Оно включает в себя чтение акафиста страстям Господним и евангельского отрывка, описывающего страдания Спасителя.
Богослужение возглавил первый проректор духовной школы игумен Евфимий (Моисеев). Ему сослужили доцент кафедры общей и церковной истории протоиерей Кирилл Бухараев, проректор по учебной работе иерей Александр Ермолин, заведующий отделением заочного обучения иерей Александр Данилов, диаконы Кирилл Дмитриев и Никита Кузнецов.
Песнопения богослужения исполнил смешанный хор под руководством В.Г.Архиповой.
По окончании чтения положенного евангельского отрывка иерей Александр Ермолин обратился ко всем присутствующим со словами проповеди.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братия и сестры! Сегодня мы совершили четвертую, последнюю пассию. Богослужение пассии является своего рода подготовительным к Страстной седмице. И действительно, очень многое в этом богослужении взято из службы Великой Пятницы — дня Распятия Христова. Что для нас значит Великая Пятница?
В этот день произошло страшное преступление — люди распяли Бога. Великий сербский святой преподобный Иустин (Попович) писал, что этот день страшнее, чем даже день грехопадения первых людей: «нынешнее падение человека неизмеримо страшнее первого падения человека; тогда человек отпал от Бога, а сегодня распял Бога, убил Бога». За время, разделяющее грехопадение и Распятие на Голгофе человек пал столь низко, что сам распял Бога.Святой Иустин жил в XX веке и был свидетелем споров о человеке, о высоте его достоинства, то есть о том, что было названо «гуманизмом», «верой в прогресс», «верой в человечество». При этом «вера в человечество» заменила собой веру в Бога. А святой Иустин предлагал посмотреть на человека в разрезе одного дня – Великой Пятницы. «Ты веруешь в человека, хвалишься им, ты оптимист? Эх, посмотри на человека, посмотри на человечество с высоты Великой Пятницы, посмотри на человека, как он убивает Богочеловека, и скажи, останешься ли ты и теперь оптимистом?».
Господь наш Иисус Христос был истинным Богом и истинным Человеком. Христианское богословие принесло в мир откровение о Богочеловечестве. И мы знаем, что Господь пришел в мир и стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом. И нам с Вами нужно идти по этому пути – по пути обожения, по пути преодоления греха человеческого.
Давайте задумаемся: что для нас с Вами Великая Пятница сейчас? Два дня до Пасхи? Для апостолов это была настоящая катастрофа: они потеряли любимого Учителя, они потеряли все. Более трех лет они ходили за Ним, совершали чудеса и исцеления, проповедовали, ожидали «Царства Израилева». Несколько дней назад Иерусалим торжественно встречал Спасителя миру. Но произошло ужасное, произошла катастрофа. Христос предан и распят. Они еще не знают, что произойдет Воскресение. И это день великой катастрофы и великого траура.
А что делаем мы в Великую Пятницу? Да, мы приходим на богослужение, слушаем Царские Часы, выносим плащаницу, но, вместе с тем, мы знаем, что послезавтра Пасха. Наверняка, у всех уже дома все готово к тому времени: приготовлены куличи, покрашены яйца, составлен какой-то план «походов в гости» и так далее. Мы с Вами не можем прочувствовать Великую Пятницу в той полноте, как ее прочувствовали апостолы. Да и современный мир стремится как бы «минимизировать Пасху».Пасху празднуют почти все, в том числе неверующие в этот день скушают кулич и яйцо. Индустрия общества потребления, в котором мы живем, предлагает нам огромный ассортимент: можно наклейки, можно пасхальные яйца всех видов, можно купить любую «атрибутику праздника». И, как правило, на тех же витринах, на которых продаются обереги от порчи и сглаза, талисманы на удачу и многое другое. Мир по-прежнему пытается изгнать из себя Христа, изгнать Его спасительное Воскресение, превратить Пасху не в радостное событие, говорящее о будущей жизни, а просто в день очередного потребления праздничной продукции.
Дорогие братия и сестры! Осталось немного. Давайте же постараемся достойно провести оставшееся время Великого Поста, постараемся сораспяться Христу, постараемся распять наши грехи и страсти, чтобы достойно встретить Светлое Христово Воскресение.
Аминь!
Пресс-служба КазПДС