23 декабря 2015 года в Республиканском Доме дружбы народов прошла научно-практическая конференция: «Переводы Священного Писания и православной литературы для кряшен: история и современность».
Предлагаем вниманию читателей доклад «Отец Василий Тимофеев и центральная крещено-татарская школа», с которым на этой конференции выступил доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.
В холодный день 2 декабря 1895 года, 120 лет назад, отошёл ко Господу отец Василий. Он ушёл из жизни через четыре года после смерти своего
учителя Николая Ивановича Ильминского (27 декабря 1891 г.). Весть о кончине отца Василия облетела весь Волжско-Камский край.
Отца Василия уже при жизни называли «первенцем инородческого священства», «первым учителем старокрещённых татар Казанского края». Более 30 лет он трудился на ниве просвещения, неразрывно связав своё имя с именем основоположника инороднического просвещения Н.И. Ильминского.
Отец Василий был безсеребренником. За свои тяжёлые 25-летние труды по переводам он не получал ни копейки, несмотря на то, что ему, как члену переводческой комиссии, было назначено 300 рублей годового жалованья. Да и получаемые скудные средства он употреблял большею частью на оказание материальной помощи своим родным.
![3](https://i0.wp.com/kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/12/3-158x200.jpg?resize=158%2C200)
После его смерти осталась лишь бедная обстановка, простая одежда, поддержанная фисгармония, но довольно обширная библиотека. Даже похоронили усопшего за счёт известного казанского благотворителя, купца 1-й гильдии Павла Васильевича Щетинкина.[1]
Его похоронили на Арском православном некрополе, на II пешеходной (академической) аллее справа. Рядом с ним упокоились его сестра Мария Тимофеевна, жена Матрона Алексеевна, сын Василий, а также жена Ильминского Екатерина Степановна Колерова (1841 -?). За могилами ухаживают прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери.
Василий Тимофеевич Тимофеев родился в селе Никифоровке Мамадышского уезда, Казанской губернии в 1836 году.[2] С 1856 г. ближайший помощник, сотрудник Ильминского, практикант татарского языка на миссионерском отделении Казанской Духовной академии. Вот как отзывался Николай Иванович о нём в своём письме к князю Урусову, бывшему тогда прокурором Св. Синода «Это единственный в своём роде и неоценимый человек» (сентябрь 1864 г.), «Вполне заслуживает уважения эта светлая, пламенною ревностью к христианскому просвещению своих единоплеменников одушевлённая личность» (декабрь 1864 г.).[3]
За свои просвещенческие труды отец Василий был награждён золотой медалью для ношения на шее с надписью: «За усердие» (1866 г.), золотым наперсным крестом (1887 г.), орденом Св. Анны 3 ст. (1892 г.). В 1870 г. был награждён императором Александром II премией в 500 рублей.[4]
![8](https://i0.wp.com/kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/12/8-131x200.jpg?resize=131%2C200)
С именем Тимофеева тесно связано основание и развитие его основного детища – центральной крещено-татарской школы. Н.И. Ильминский, познакомившись с Тимофеевым, устроил его практикантом татарского языка в Казанскую духовную академию. В 1863/64 учебном году Тимофеев, проживая в подвале академии (по другим сведениям – в подвальном этаже частного дома в Академической слободе), обучал трёх мальчиков односельчан.
Успехи в этом обучении обратили на себя внимание Н.И. Ильминского, Е.А. Малова. В 1864/65 гг. школа действовала уже как официально зарегистрированная частная, в ней обучалось 15 человек, в 1865/66 учебном году она переехала в нанятый одноэтажный дом рядом с академией.
В письме к князю Урусову Ильминский так отзывался о Тимофееве: «…Вся сила школы в её настоящем учителе: без него она не могла бы существовать; он её главная опора…».[5] И это было вполне справедливо. Ради существования школы и распространения истинного Православия среди своих сородичей Василий Тимофеевич, по словам Николая Ивановича, трудился в ней с утра до ночи практически бескорыстно, получая ничтожное – 120 рублей в год – жалованье. Он жил со своими учениками в одной комнате, питался с ними с одного котла, мылся в одной бане.
В 1866 году городская дума выделила школе обширный участок на Арском поле недалеко от академии, а к началу 1867/68 учебного года купец-подрядчик С.А. Арефьев на свои средства выстроил здесь двухэтажный деревянный дом, куда школа и перебралась.
В 1869 году в жизни Василия Тимофеева произошло знаменательно событие — он был рукоположен во священника. Долго не соглашался смиренный Василий Тимофеевич принять священный сан, ссылаясь на свою малообразованность. Но по настойчивой просьбе архиепископа Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова), Николая Ивановича Ильминского и других ценителей его достоинств и заслуг, заставили, наконец, согласиться. С умилением, глубочайшим благоговением и со слезами на глазах молился он во время своего рукоположения.[6]
![10](https://i0.wp.com/kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/12/10-142x200.jpg?resize=142%2C200)
Слух о нём быстро разошёлся не только по Казанской губернии, но и вскоре его имя стало известным почти всем кряшенам Волжско-Камского края. Служба, пение и поучения на родном языке стали привлекать в Казань массу молящихся и производили на них незабываемое впечатление. Кроме того, о. Василий и сам выезжал в сёла с проповеднической целью.
Школу неоднократно посещали высокие государственные и духовные лица. В 1866 году ее посетил министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой, после чего дела школы резко улучшились. Она стала получать пособие от министерства – по 1000 руб. в год (до этого содержалась исключительно на благотворительные средства). В 1868 г. её посетил сын Александра II Великий князь Алексей Александрович, 18 июля 1869 г. – наследник, Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой. Наследник пожаловал на развитие учебного заведения ежегодно выдавать по 500 руб. серебром.[7] В 1870 г. школу посетил брат Александра II Великий князь Константин Николаевич, видный государственный деятель либеральных взглядов.
27 августа 1871 г. в жизни Казани произошло знаменательное событие – наш город посетил Государь император Александр II с наследником престола Александром (будущим императором Александром III) и Великим князем Владимиром Александровичем.
Высокие гости посетили кафедральный Благовещенский собор,[8] казанский Богородицкий первоклассный женский монастырь, Родионовский институт благородных девиц, а также крещено-татарскую школу.
Особо отметим, что все члены Дома Романовых, бывшие в Казани в XIX столетии всегда посещали это учебное заведение.
![12](https://i0.wp.com/kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/12/12-156x200.jpg?resize=156%2C200)
На встречу с монархом съехались родители почти всех учеников, а также учителя чувашских и черемисских школ. Высоких гостей встречали попечитель казанского учебного округа П.Д. Шестаков, Н.И. Ильминский, В.Т. Тимофеев. Строго и торжественно было пропето учениками школы и учителями инородческих школ «Спаси, Господи, люди твоя» на кряшенском, чувашском и черемисском языках. Посещением школы император был удовлетворён и выразил надежду, что учащиеся будут хорошими христианами.[9] В память этого события в школе позже была установлена мемориальная доска.
11 и 13 июля 1885 г. школу дважды во время своего пребывания в Казани, а в городе проходил тогда миссионерский Поволжский съезд, посетил обер-прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев.
В 1870 – 1871 гг. был выстроен основной двухэтажный каменный корпус. В нём разместились дирекция, классы, общежитие для мальчиков, помещение для ночлега родителей. 10 тысяч руб. на строительство выделило министерство народного просвещения, 4000 руб. – профессора университета, 1200 руб. – духовная академия, 1450 руб. – Великая княгиня Мария Феодоровна, будущая супруга Александра III.
В 1872/74 гг. в помещениях школы временно находилась учительская семинария, тогда же было построено последнее из зданий школьного комплекса – двухэтажный деревянный дом.
12 декабря 1871 г. архиепископом Казанским и Свияжским Антонием была освящена домовая церковь во имя Святителя Гурия Казанского Чудотворца. Автор проекта – архитектор казанского учебного округа В.К. Бечко-Друзин.[10] Церковь была оборудована на средства П.В. Щетинкина. Надписи на иконах были сделаны на кряшенском языке – на новом алфавите, созданном Н.И. Ильминским. Литургия совершалась на русском и кряшенском языках.[11]
Радением П.В. Щетинкина была также построена новая колокольня-звонница и приобретён праздничный колокол весом в 8,5 пудов (136 кг).[12]
Школа представляла собой неполное среднее учебное заведение, в которое на казённое содержание или за мизерную плату принимались выпускники начальных школ Братства Святителя Гурия и миссионерских школ, открытых в большинстве кряшенских деревень. Обучение в школе продолжалось четыре года, для завершения среднего образования необходимо было доучиваться в старших классах учительской семинарии. Школа сыграла важную роль в ликвидации неграмотности среди кряшен, по существу, явилась колыбелью формирования кряшенской интеллигенции и становления института священства среди кряшен.
За 50-летний период своего существования с 1863 по 1913 гг. в школе обучилось 4454 мальчика и 1885 девочек, из них удостоены звания учителей 636 и учительниц – 260 человек. К 1914 году 398 чел. трудились на ниве образования в Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской, Самарской, Оренбургской, Астраханской, Томской, Тобольской, Пензенской губерниях; 167 выпускников носили священнический сан.[13]
![15](https://i0.wp.com/kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/12/15-158x200.jpg?resize=158%2C200)
После смерти о. Василия Тимофеева, с 1896 г. вплоть до закрытия в 1918 г. её руководителем был священник Тимофей Егорович Егоров (1856 – 1927), уроженец д. Янцевары (ныне Пестречинский район), выпускник ЦКШ и Казанской учительской семинарии. Женским отделением руководила его жена и дочь В. Тимофеева Пелагея Васильевна, выпускница женского училища духовного ведомства. Попечителем школы все годы её существования был купец Павел Васильевич Щетинкин, постоянно жертвовавший школе крупные суммы, в частности, в 1913 году он с супругой Марией Петровной пожертвовал школе 2500 рублей. Руководители и все преподаватели школы пользовались неизменным уважением среди кряшен, конкурс при поступлении был всегда высок.
Среди выпускников школы были не только священники и учителя, но и видные учёные и деятели культуры: известный татарский поэт, священник Яков Емельянов (1848 – 1893), педагог Роман Павлович Даулей (1879 – 1952), историк и педагог Василий Михайлович Горохов (1891 – 1960), поэт, публицист, миссионер, священник Давид Григорьев -Саврушевский (1876 – 1939), удмуртский просветитель Иван Степанович Михеев (1876 – 1937), поэтесса Дарья Семёновна (Даржия Сейфулловна) Аппакова (1898 – 1948) и многие другие.
Выпускниками школы также были легендарный защитник Брестской крепости, Герой Советского Союза майор Пётр Михайлович Гаврилов (1900 – 1979), полководцы Великой Отечественной войны генерал Алексей Ефимович Яковлев и герой обороны Севастополя А.Г. Новиков.[14]
В 1918 году школу закрыли, а спустя 13 лет над зданием надстроили третий этаж, исказив первоначальный замысел архитектора. Церковь разломали, как и окружающие деревянные постройки.
Если бы не документальные свидетельства недавнего прошлого, то сегодня мало, что говорит о том, что некогда школа была одним из центров Казани духовного и нравственного воспитания учащихся.
Основные этапы жизни и деятельности
о. Василия Тимофеева
1836 | Василий Тимофеев родился в с. Никифоровке Мамадышского уезда Казанской губернии |
1856 | Первая встреча с Н.И. Ильминским в Казани. Василий Тимофеев практикант татарского языка на миссионерском отделении Казанской Духовной академии |
1863 | Основание Н.И. Ильминским Казанской центральной крещено-татарской школы |
1866 | Посещение школы министром народного просвещения Д.А. Толстым. Отец Василий награждён золотой медалью для ношения на шее с надписью «За усердие» |
1867 | Школа переезжает в новое деревянное здание напротив Арского православного некрополя. |
1868 | ЦКШ посетил сын Александра II Великий князь Алексей Александрович |
1869, 18 июля |
Школу посетил наследник престола Великий князь Александр Александрович (будущий император Александр III) с супругой. Василий Тимофеев рукоположен во священника |
1870 | ЦКШ посетил брат Александра II Великий князь Константин Николаевич. Для школы выстроен двухэтажный каменный корпус с отдельно стоящей домовой церковью. о. Василий награждён указом императора Александра II премией в 500 рублей. |
1871, 27 августа |
Посещение школы императором Александром II |
1871, 12 декабря |
Освящение архиепископом Казанским и Свияжским Антонием (Амфитеатровым) домовой церкви во имя Святителя Гурия, Казанского чудотворца |
1885, 11 июля |
Посещение школы обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым |
1887 | Отец Василий награждён золотым наперсным крестом |
1892 | Отец Василий награждён орденом Св. Анны 3 ст. |
1895, лето |
По инициативе Тимофеева по проекту казанского архитектора Хрщоновича на средства Щетинкина в с. Никифоровке был построен Никольский храм |
1895, 2 декабря |
Кончина о. Василия Тимофеева, похоронен на Арском православном некрополе |
1895 — 1918 | Директор школы священник Т.Е. Егоров |
[1] Уфимские епархиальные ведомости. – Уфа, 1905. – С. 892.
[2] По инициативе Тимофеева в его родном селе летом 1895 г. По проекту архитектора Льва Хрщоновича на средства П.В. Щетинкина была построена деревянная Никольская церковь. Храм был освящён в память Николая Ивановича Ильминского. В советские годы церковь была закрыта. Действует с 1993 года.
[3] Уфимские епархиальные ведомости. – Уфа, 1905. – С. 825.
[4] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1870 год. – Казань: Университетская типография, 1870. – С. 3.
[5] С.Д.Г. К 10-летию со дня кончины о. Василия Тимофеевича Тимофеева // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1906 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1906. – С. 66.
[6] С.Д.Г. К 10-летию со дня кончины о. Василия Тимофеевича Тимофеева // Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1906 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1906. – С. 67.
[7] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1869 год. – Казань: Университетская типография, 1869. – С. 466.
[8] Антоний…
[9] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1871 год. – Казань: Университетская типография, 1871. – С. 596 — 599.
[10] В.К. Бечко-Друзин, …
[11] Фролов Г.В. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С. 84.
[12] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии. 8 января 1914 г., № 2. – Казань: императорская Казанская Духовная академия, 1914. – С. 117.
[13] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии. 8 января 1914 г., № 2. – Казань: императорская Казанская Духовная академия, 1914. – С. 109 – 110.
[14] Республика Татарстан: православные памятники (середина XVI – начало XX веков). – Казань: Фест, 1998. – С. 50 – 51.