В силу обстоятельств, несколько раз в неделю вот уже третий месяц подряд я по несколько часов выслушиваю устные ответы по самым разным дисциплинам, а также виртуально присутствую на защитах дипломных работ в самых разных уголках нашей немаленькой Родины. Времени это занятие отнимает неимоверно много, но и пищу для размышлений дает большую.

Я задумался, какие самые значительные изменения произошли в образовании за последние 20-30 лет? Речь идет об уровне обыденного восприятия, т.е. эти изменения должны быть видны любому внимательному человеку.

Мне кажется, максимальные потери образование понесло в области устных ответов. Несолидно звучит, но это факт. Я учил — мои дети тоже учат, семинаристы учат. Я читал не по программе – и они также. Я прогуливал – и они прогуливают. Но! Были дни, когда на мою долю выпадало 4-5 ответов у доски, перед аудиторией. И это было не редкостью не только в средней школе, но и в ВУЗах. Спрашивали и спрашивали постоянно. Хочешь-не хочешь, а учись правильно строить ответ при любой степени готовности. Как спровоцировать преподавателя на нужный тебе вопрос, как уклониться от нежелательного направления беседы, где взять ответы на самые неожиданные (как казалось преподавателю) вопросы – все эти навыки мы получали в поле (в смысле в классе). Сейчас не так. Ответ у доски – событие. Оно встречается реже, чем какая-то нелепая презентация. Люди не успевают выработать хоть какую-то адекватную линию поведения. У них нет опыта преодоления сложных ситуаций, которые могут возникнуть устной речи, диалога, перекрестного опроса. Да у них нет даже представления о самих этих ситуациях.

Все это в полной мере проявляется при устных ответах на экзаменах. Бывает ситуация складывается так, что человек берет билет и понимает: «Сегодня не твой день…». Ладно, ты не сможешь выиграть, но, хотя бы не проиграй.

Вышел, взял билет, посмотрел (ужас!). Не паникуй, спокойно сядь, у тебя есть минут 20 на подготовку. Как правильно наивные и недальновидные педагоги разрешают при подготовки пользоваться Библией. Студент на интуитивном уровне понимает, что это его шанс, хватается за соломинку и …. допускает роковую ошибку. Он списывает все, что хоть как то относится к теме его ответа, выходит с этими записями на экзаменационную комиссию, как с гранатой на танк. И бросает списанные цитаты в лицо мучителям. Можно подумать преподаватели не знают, откуда он их взял. А дальше? Дальше следует мучительная тишина, позволяющая преподавателям шепотом проговорить все, что они думают об этом талантливом студенте. Инициатива упущена, наш студент окружен и уничтожен. Черный лебедь прилетел в ведомость. Печаль.

А как надо? А надо приберечь цитаты как резерв. Создать вступление из ничего: какое место занимает ответ на вопрос в общей системе знаний по предмету, посмотреть на соседние вопросы , рассказать как соотносится с ними ваш вопрос, как они связаны, отметить его особую роль и коротко рассказать как ответ на вопрос связан с практическими потребностями и опытом. Если Вас не остановили в резкой форме, то возможно Вы не умрете. И сейчас не время барабанить цитаты или переписанные из методички предложения. Кратко перечислите все найденное и бессовестно списанное, покажите количество. Если сможете, разделите на подгруппы и охарактеризуйте принцип по которому Вы произвели это деление. Дайте характеристику самим группам. Вот теперь переходите к цитатам. Не зачитывайте их. Часть перескажите, этим Вы покажите, что Вы часть помните и не нуждаетесь в записях, а что-то списали. Обманет ли Ваша стратегия педагогов? Конечно нет, но Вы будете выглядеть перед ними человеком с другими психологическими характеристиками. Вместо туповатого лентяя, перед ними будет стоять боец готовый к действиям в проигрышной для него ситуации, продумавший стратегию ответа. Просто ему сегодня не повезло, но он достоин большего.

Да, были люди в наше время…

in-nastavnik.ru