3 октября Русская Православная Церковь празднуем прославление священномученика Амвросия, епископа Сарапульского, Свияжского и Казанского (†1918).
Будущий архиерей родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах Люблинской губернии в благочестивой семье униатов. При крещении ему было дано имя Василия Ивановича Гудко. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.
В 1889 году после окончания Холмской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1891 году был пострижен в монашество и 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха. В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия и был назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.
В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской Духовной Миссии с возведением в сан архимандрита. Однако, корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке, а затем перебрались в посёлок Новокиевск, где занялись изучением корейского языка среди местных корейцев-старожилов. Здесь отец Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве. В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.
30 апреля 1904 года в Житомирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 27 февраля 1909 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 14 февраля 1914 — епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. 5 октября 1916 года Император Николай II утвердил доклад Священного Синода о наименовании Преосвященного Амвросия, викария Вятской епархии, епископом Сарапульским и Елабужским. В этот период Синод рассматривал вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию, но он так и не был разрешён до Февральской революции.
Священномученик Амвросий считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства в Сарапуле и Елабуге. Придерживался крайне правых политических взглядов, выступал с антисемитскими заявлениями. В 1916 получил от правления петроградского черносотенного «Общества изучения иудейского племени» письмо с благодарностью «за грозное слово по отношению к евреям и еврействующим».
18 марта 1917 года был уволен на покой как последовательный монархист с назначением управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Богородице-Успенским монастырём Казанской епархии. Пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. Вступив в управление монастырём, обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Стремление навести порядок привело к конфликту настоятеля с частью братии, а иеродиакон Феодосий даже покушался на его жизнь. В начале марта 1918 владыка Амвросий был предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Основным свидетелем обвинения был иеродиакон Феодосий, поступивший к тому времени на работу в милицию. В защиту епископа выступили многие свидетели, и, в результате, он был оправдан. В июне 1918 был арестован, но через несколько дней освобождён, после чего вернулся в Свияжск. На уговоры повременить с отъездом из-за сложных отношений с местными властями и явной опасности для жизни ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять».
8 августа 1918 году священномученик Амвросий был арестован красноармейцами, прибывшими в монастырь, чтобы реквизировать хлебные запасы. На следующий день расстрелян. По рассказам очевидцев, епископ стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока для него рыли неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Через несколько часов его келейник иеродиакон Иов (Протопопов) нашёл тело владыки, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Был похоронен келейником на месте расстрела.
В 1999 году канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии. Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
В этот день и накануне в храме Казанской православной духовной семинарии были совершены всенощное бдение и литургия, которые возглавил священник Александр Данилов заведующий сектором заочного обучения. Ему сослужили учащиеся семинарии иеродиакон Александр (Есин) и диакон Игорь Антонов.