7 октября в Казанской епархии чтут память святого преподобного Гавриила Седмиозерного.
В день памяти прп. Гавриила в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии были совершены праздничные богослужения. Их возглавил первый проректор духовной школы игумен Евфимий (Моисеев), которому сослужили заведующий регентско-катехизаторским отделением иерей Константин Колыганов, проректор по научно-богословской работе иерей Сергий Фуфаев, заведующий отделением заочного обучения иерей Александр Данилов, и.о. проректора по учебной работе иерей Александр Ермолин, преподаватель диакон Кирилл Дмитриев и иеродиакон Илья (Тепикин).
Богослужение сопровождалось пением праздничного хора под управлением Дмитрия Александровича Никитина.
«Преподобный Гавриил имеет особенное значение для нашей духовной школы, по его молитвами и наставлениями укреплялись многие преподаватели и учащиеся Казанской духовной академии. И благодаря этому духовному наставничеству старца Гавриила первые десятилетия XX-го века духовная школа действительно являлась не только центром богословской науки, но и источником духовного просвещения. Среди его чад были будущие новомученики, исповедники Церкви Христовой. Его значение не оценено в полной мере, а ведь он стоит рядом с такими великими подвижниками как прп. Сергий Радонежский и прп. Серафим Саровский, благодаря тому, что явился родоначальником самобытной традиции старчества, чем и уподобился великим столпам Русской Церкви. Прп. Гавриил Седмиозерный и сейчас для нас является примером духа и благочестия…» — сказал в проповеди по окончании литургии игумен Евфимий (Моисеев).

Будущий старец схиархимандрит Гавриил (в миру — Гавриил Феодорович Зырянов) родился 14 марта 1844 года в благочестивой семье крестьян Пермской губернии Ирбитского уезда Феодора и Евдокии Зыряновых. С юных лет зародилось в сердце Гавриила желание стать иноком, и 13 августа 1864 года поступает он послушником в Оптину пустынь. Оптинские старцы св.Амвросий, о.Илларион, о.Исаакий, о.Мелхиседек и др., среди коих Гавриил нес свои послушания, сформировали и воспитали в будущем подвижнике дух старчества и иноческого смирения, дух кротости и по-детски трепетной любви к Богу. Так и случилось. Через десять лет оптинского послушания Гавриил согласился на приглашение архимандрита Григория в Московский Высоко-Петровский монастырь, где через год получил постриг с именем Тихон (в честь свт.Тихона Задонского). Но внутренняя атмосфера московских монастырей сильно разнилась с духом Оптинского старчества. Однако, уже через год о.Тихон оказался волею Божией в Седмиозерной пустыни. Здесь, в лице наместника пустыни архимандрита Виссариона, уважаемого и благочестивого монаха, о.Тихон нашел искреннего духовного друга и наставника и вскоре был назначен братским духовником, а затем — и благочинным. В этой пустыни, в которой будущий старец прожил 25 лет, и явился во всей своей полноте дар его старчества.
Но настоящее почитание пришло к старцу тогда, когда прикованный к постели тяжким и внезапным недугом, о.Тихон, был пострижен 5 октября 1892 года в схиму (с наречением прежнего имени Гавриил — в честь Архистратига Гавриила), и в борьбе с телесными скорбями снискал особую благодать Божию. Старец Гавриил получил к прежним своим дарам дар врачевания (по молитве) душевных и телесных недугов. Пять лет был прикован иеросхимонах Гавриил к постели тяжкой своей болезнью, но телесная немощь укрепляла дух. Святой старец Гавриил, еще не оправившись от болезни, стал принимать богомольцев. Посетителей становилось все больше и больше. Старец поначалу, чтобы не отвлекать сердце от Иисусовой молитвы, принимал богомольцев, стараясь не открывать глаз. Однажды он был отвлечен от внутренней молитвы внезапно раздавшимся плачем. Оказалось, что пришедшие к старцу посетители уже давно молчали, он же — беседовал с ними, читая их мысли и отвечая на них. Это столь потрясло и испугало богомольцев, что они заплакали.
Появились у старца и совершенно особые духовные чада — студенты и преподаватели Казанской духовной академии из числа монашествующих, коим давно не хватало такого духоносного и опытного наставника. “Академисты” не редко неделями гостили в Седмиозерной пустыни у своего “батюшки Гавриила”. В эти годы из стен Казанской духовной академии выходят многие будущие иерархи Русской Церкви. Большинство из них приняли в разные годы мученическую смерть. Кто-то из них уже канонизирован Русской Церковью, чья-то канонизация еще впереди.

С.Грязнов
Фото: Д.Жуков