На заседании Высшего Церковного Совета 22 ноября 2013 год утверждено Положение о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организаци.

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности индивидуальных наставников в духовной образовательной организации

1.     Общие положения.

1.1.Настоящее Положение определяет основные направления деятельности индивидуального наставника в духовной образовательной организации, осуществляющей обучение по программе бакалавриата.

1.2.Индивидуальный наставник (далее наставник) имеет такой же статус, что и преподаватель духовной образовательной организации. Труд наставника оплачивается согласно утверждённому штатному расписанию.

1.3.Наставник подчиняется ректору духовной образовательной организации, проректорам  по учебной  и воспитательной работе, а также старшему наставнику.

1.4.Ректор духовной образовательной организации избирает кандидатуру и назначает на должность старшего наставника. Старший наставник руководит индивидуальными наставниками и осуществляет контроль за их деятельностью. В семинариях с небольшой численностью обучающихся функции старшего наставника может осуществлять один из проректоров, согласно распоряжению ректора.

1.5.Старший наставник осуществляет набор кандидатов в наставники из числа преподавателей, сотрудников духовной образовательной организации, а также из числа наиболее подготовленных выпускников с последующим их утверждением ректором.

1.6.Для кандидата в наставники желательно иметь образование не ниже магистратуры и достаточный научный и педагогический опыт. Кандидатов в наставники утверждает ректор учебного заведения.

1.7.Наставники осуществляют работу с обучающимися первых трёх курсов обучения.

2.  Основные цели и задачи деятельности индивидуального наставника.

2.1. Цель работы наставников – повысить уровень духовного воспитания и образования обучающихся, привить им опыт научной работы, способствуя развитию индивидуальных особенностей.

2.2.Работа с обучающимися ведётся как индивидуально, так и  в составе групп.

2.3.Состав групп определяет администрация исходя из количества обучающихся на курсе. Оптимальное количество обучающихся в группе – 7-10 человек. Состав группы может изменяться. Возможна работа одного наставника с двумя группами на разных курсах при указанном оптимальном числе обучающихся в группе.

2.4.Для достижения поставленной цели наставники:

1)     помогают обучающимся адаптироваться к особенностям высшего образования в духовной образовательной организации;

2)     прививают обучающимся навыки по правильной организации своего времени;

3)     помогают обучающимся выявить и выстроить свой индивидуальный образовательный профиль;

4)     прививают обучающимся начальные навыки владения следующими образовательными практиками:

— написание текстов научного и публицистического характера;

— чтение и анализ текстов;

— ведение дискуссии;

— аналитическая обработка информации.

3. Формы и режим работы индивидуального наставника.

3.1.К основным формам работы индивидуального наставника относятся:

1)     контроль самоподготовки;

2)     индивидуальное консультирование, в том числе при написании письменных работ;

3)     занятия с группой;

4)     подготовка к занятиям;

5)     организация досуга обучающихся (экскурсии, паломничества, туристические походы и прочее).

3.2.Формы работы определяются требованиями учебного процесса и инициативой самого наставника. От соотношения  между этими формами зависит количество времени, затраченное на выполнение своих обязанностей.

3.3.Типовая раскладка затрат рабочего времени:

1)     Контроль самоподготовки — 12 часов в месяц (3 часа в неделю);

2)     Занятия с группой — 12 часов в месяц (2 раза в неделю по 1,5 часа);

3)     Индивидуальное консультирование — 14 часов в месяц (30 мин. в неделю с  каждым обучающимся при 7 обучающихся в группе);

4)     Подготовка к занятиям — 14 часов в месяц;

5)     Методологическая и административная работа — 4 часа в месяц (совещание — 1 час в неделю);

6)     Проверка письменных работ — 7 часов в месяц (15 минут на работу, 1 час 45 мин в неделю при 7 обучающихся в группе);

7)     Решение личных, административных и дисциплинарных вопросов обучающихся — до  4 часов в месяц.

В соответствии с вышеприведенной нагрузкой общие временные затраты наставника в месяц составляют около 67 часов (без учёта организации и проведения мероприятий досуга).

3.4. Наставник должен воплощать методические разработки и рекомендации творчески, с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающихся.

3.5. Для повышения результативности наставнику необходимо учитывать и анализировать не только положительный опыт, но и допущенные свои и чужие ошибки. С этой целью еженедельно проводятся организационно-методологические совещания.

4. Документация и отчётность.

 4.1. В целях организации своей деятельности наставнику необходимо вести следующие документы:

1) план работы наставника (составляется на месяц, полугодие, год);

2) отчет о проделанной работе (составляется по итогам месяца и предоставляется старшему наставнику).

4.2. Старший наставник ведет табель учета рабочего времени наставников.

4.3. Старший наставник отчитывается о проделанной работе наставников дважды в год на заседаниях Ученого совета.

5.  Специфика полномочий наставника.

5.1. Наставник должен являть собой пример веры и христианской нравственности.

5.2. Деятельность наставника не предполагает использование наказаний. Основой его авторитета должны являться: профессионализм, личные человеческие качества и, самое главное, – внимательное отношение к обучающимся.

5.3. Отношения наставника с обучающимися должны строиться на принципах взаимного уважения, доверия и доброжелательности.