Православные в Республике Татарстан: социологический портрет

Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и этнической социологии ИСФНиМК КФУ Мария Ефлова приводит данные, полученные в рамках научно-исследовательского проекта «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан». 

Думается, что интерес к торжествам, посвященным закладке памятного камня на месте воссоздания Казанского собора 21 июля 2016 года — это объективный показатель постоянно возрастающей роли религии в жизни современного российского общества. Об этом свидетельствуют данные научных исследований.

В рамках научно-исследовательского проекта «Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан» в Казанском федеральном университете в 2012 году было проведено социологическое исследование (метод сбора данных — анкетный опрос), выборочная совокупность которого составила 1590 респондентов. Согласно проведенному исследованию, в целом 70% опрошенных татарстанцев считают себя верующими людьми, 16% сомневаются и не могут дать однозначный ответ на вопрос о вере. Из числа верующих 44% исповедуют православие, 54% — ислам, 2% — другие религии.

По данным опроса, среди тех, кто относит себя к православным, 42% мужчин и 58% женщин. 

Подавляющее большинство православных — русские (88%), тогда как ислам исповедуют преимущественно татары (95%). Отсюда можно сделать вывод, что этничность во многом определяет конфессиональную идентичность.

Безусловно, выбор религии — сложный процесс, который находится под влиянием объективных и субъективных факторов, взаимодействующих между собой и определяющих духовные поиски человека. Данное исследование представляет собой срез религиозности, который дает некоторое понимание особенностей восприятия жизни человеком через призму религиозной самоидентификации. Половина респондентов (51%) отмечают, что обрели свою веру благодаря семейному воспитанию, почти пятая часть (16%) опрошенных считают, что на формирование их религиозного мировоззрения оказали влияние родственники, десятая часть (11%) респондентов утверждают, что самостоятельно пришли к вере, 14% участников опроса пришли к вере благодаря воскресной школе, общеобразовательной школе или влиянию друзей, знакомых и 9% затруднились с ответом на данный вопрос.

Наставничество в Православной Церкви играет важную роль. Во многом данную функцию берет на себя священник, который исповедует, служит, читает проповеди. У священника на приходе постепенно появляется своя паства, которая к нему обращается как к духовному отцу. Если говорить о религии как о социальном институте, то данный механизм имеет определенные формальные и неформальные правила поведения, разобраться в которых на начальном этапе довольно сложно. Далее в процессе воцерковления прихожанина духовник играет роль наставника в вопросах веры и православного мировоззрения. Большинство опрошенных (93%) ответили отрицательно на вопрос о наличии духовника. Духовник для мирянина — это прежде всего священник, которому он доверяет. Лишь 7% опрошенных православных верующих имеют духовников. Большая часть православных (83%) регулярно посещает храм.

Анализируя повседневные практики, можно выделить следующие наиболее типичные модели выбора религии: этничность предопределяет религиозность, то есть большинство татар выбирают мусульманство, а подавляющее число русских — Православие.

Источник