Иоанн Кронш.

Вот уже свыше тысячи лет народы России, приняв Святое Крещение, восходят по ступеням своего величия, назидаемые на этом тернистом пути подвигами святых, в земле Российской просиявших. Следование примеру их жизни, подражание их христианским добродетелям издавна служило спасению, что благотворно влияло на страну, укрепляя в России единство народа.

В 1990 году в лике святых был прославлен протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев († 1908; память 20 декабря / 2 января). Отец Иоанн Кронштадтский ещё при жизни был известен как в России, так и далеко за её пределами как ревностный поборник Православия, великий молитвенник и чудотворец.

На протяжении 350 лет предки его в роду по отцовской линии были священниками. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию (1851) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1855). По рукоположении в пресвитера (1855) отец Иоанн был назначен в собор Апостола Андрея Первозванного в Кронштадте.

Свой пастырский долг он видел в непрестанной молитве, духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи сирых, убогих, нищих и бездомных.

На его средства были построены приходское попечительство для помощи бедным, дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом. Отец Иоанн основал в своем родном селе Сура Архангельской губернии женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге на Карповке построил Свято-Иоанновский женский первоклассный (ныне ставропигиальный) монастырь, в котором и был по кончине своей погребен, где и поныне пребывают его святые мощи.

География мест, которые посетил отец Иоанн в своём окормлении православного российского народа, впечатляет: от Прибалтики и Царства Польского до Печоры и Екатеринбурга, от Архангельска до низовий Волги – своеобразный православный подвижнический крест. Везде его ждали, везде во время его приезда царил дух торжества и праведности, везде он был долгожданным пастырем-наставником.

До нас дошли свидетельства о посещении всероссийским батюшкой нашего города 5 июля 1894 года.[1] Попытаемся восстановить картину минувшего, чтобы современный читатель представил себе тот небывалый духовный подъём, ту необычайно возвышенную атмосферу подлинного единения святого праведника со своей паствой, которые неизменно присутствовали при его посещении городов и весей нашей православной страны.[2]

В день торжественного приноса в Казань из Седмиезерной пустыни чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, 26 июня 1894 года, в городе распространилась весть, что мимо Казани из Нижнего Новгорода по Волге проследовал на пароходе «Отважный» отец Иоанн Кронштадтский. Действительно, высокочтимый путешественник, совершая миссионерскую поездку вниз по Волге, не заезжая в Казань, остановился лишь на противоположном берегу, у нефтеналивной станции, для того, чтобы заправить горючим пароход.

Весть о его кратковременной остановке моментально облетела все казанские пристани, и многие служащие пароходства со своими семействами тотчас устремились на лодках для принятия благословения от высокоуважаемого пастыря. Отец Иоанн благосклонно принял всех, милостиво беседовал с прибывшими, ласкал детей, раздавая образки с изображениями Святой Троицы, св. Иоанна Рыльского, его духовного покровителя.

Конечной целью его плавания в то лето была Самарская епархия. 29 июня отец Иоанн прибыл в Саратов, где при огромном стечении молящихся прослужил в кафедральном соборе. А 2 июля посетил село Алексеевку Хвалынского уезда, где отслужил в местной церкви. Неожиданный приезд всероссийского батюшки вызвали восторг и умиление многотысячной толпы православных жителей села и окрестных деревень.[3]

То, что отец Иоанн не удостоил Казань своим посещением в столь торжественный для города день, привёл многих горожан в глубокое уныние. Тогда же и возникла надежда увидеть и принять благословение о. Иоанна при обратном проезде его мимо Казани. Тотчас же в города вниз по Волге полетели десятки телеграмм с подобной просьбой. И вот на обратном пути, уже в Симбирске батюшка дал своё согласие на посещение нашего города.

На рассвете 5 июля волжская пристань и весь берег реки были уже переполнены. Люди подходили пешком, либо прибывали в экипажах и колясках. Вагоны конно-железной дороги не могли вместить всех желающих. Два казенных и несколько частных пароходов стояли под парами, готовые в любую минуту двинуться навстречу своему духовному Пастырю.

В начале шестого утра толпа вдруг зашевелилась, заволновалась: на горизонте южного плёса реки показался долгожданный пароход. И тут же навстречу ему понеслось несколько судов. Впереди всех буквально летел казенный пароход «Свияга» с городским головой [4] и именитыми горожанами на борту. Вскоре их взору предстала убранная цветами палуба «Отважного» и, несмотря на столь раннее утро, на ней стоял в скромном одеянии священника отец Иоанн. Он высоко поднял над головой свою соломенную шляпу и громко воскликнул: «Приветствую почтенного представителя и достойных граждан благочестивой Казани!».

На это приветствие встречающие ответили низким поклоном. Через поданный трап они буквально бросились на «Отважный» и мгновение спустя уже стояли с преклоненными головами перед отцом Иоанном. Городской голова первый, припав на колени, принял благословение Преподобного, за ним и все остальные.

А в это время пароход уже причаливал к пристани, которая представляла из себя сплошную массу голов с горящими глазами, устремленными на своего пастыря. И только отец Иоанн ступил на землю, как буквально был сбит с ног и стиснут громадной толпой. Идти далее не представлялось никакой возможности, и, по настоянию сопровождавших его лиц, он был вынужден вернуться обратно на пароход.

И тогда Дьяченко С.В., протиснувшись в середину толпы, зычным голосом настоятельно потребовал расступиться и пропустить преподобного; в противном же случае Казань может лишиться представленной возможности лицезреть его. Слова произвели желаемое воздействие: тотчас образовались две цепи из взявшихся за руки стоявших впереди людей, и, таким образом, был образован проход от пристани до конных экипажей.

После этого городской голова, шествуя впереди, вывел на пристань отца Иоанна. Вначале проход был свободный, но затем напор и натиск толпы стал таким стремительным, что удержать его не было никакой возможности. Сдавленный со всех сторон, о. Иоанн медленно продвигался вперёд. Не отказывая однако никому в своём благословении. С нечеловеческими усилиями он был извлечен, наконец, из тысячной толпы и буквально «внесён» в коляску городского головы Дьяченко С.В., который, по приглашению отца Иоанна, занял место рядом с ним.

Как только кортеж колясок двинулся, то толпа в несколько сот человек кинулась за ними, причём бегущие с явным риском бросались к подножке экипажа, целовали руку о. Иоанна, прикасались к его одежде. Множество женщин при встрече с ним соскакивали со своих экипажей и бросались на колени, творя крестное знамение. По распоряжению полицмейстера, коляску с о. Иоанном конвоировали конные полицейские стражники, и только с их помощью экипаж мог достаточно быстро продвигаться вперед.

Весь путь от пристани до города и затем все улицы, по которым следовал экипаж, были запружены народом, и все при встрече с ним низко кланялись святому праведному. Многие, подбегая к коляске, бросали свёртки и конверты с деньгами.

Ввиду того, что для церковной службы о. Иоанн должен был испросить благословение Казанского архипастыря высокопреосвященнейшего Владимира, [5] то всему кортежу пришлось, проехав через весь город, направиться в загородный архиерейский дом владыки, находящийся в семи верстах от   города. Для продолжения пути потребовалось переменить лошадей на почте, где моментально собралась внушительная толпа народа, которая окружив о. Иоанна, приняла от него благословение.

Архипастырь любезно принял о. Иоанна и всех его спутников, преподав благословение на совершение литургии в Благовещенском кафедральном соборе. Отец Иоанн, побеседовав с владыкой несколько минут наедине, отправился обратно в город.

По улицам его следования набралась ещё большая толпа, набожно приветствовавшая дорогого гостя. При проезде через мясной и рыбнорядский базары вся громадная масса здесь находившегося народа низко склоняла головы, и многие совершали крестное знамение. Преподобный с видимым умилением отнёся к приветствию толпы, он высоко поднимал свою соломенную шляпу, вполголоса произносил молитвенное благословение и, обращаясь к городскому голове, часто восклицал: «Какой подъём религиозного чувства в народе!».

Общий вид города, большое количество церквей и соборов, передвижение народа, колясок и экипажей по улицам и площадям вызывали у него неоднократные возгласы, обращенные к городскому голове: «Какой обширный, благоустроенный город! Я и не представлял себе, чтобы Казань была так велика и красива».

Наступил девятый час утра. Открылись магазины, расположенные на Воскресенской улице. Поклониться проезжавшему именитому гостю высыпал весь торговый люд. До совершения литургии отец Иоанн пожелал осмотреть Казанско-Богородицкий женский монастырь и приложиться к чудотворной Казанской иконе Божьей Матери. При приезде туда прихожан почти не было, на паперти были лишь нищие, многим из которых он милостиво раздал по одному рублю; но не успел Преподобный приложиться к святой иконе, как храм буквально весь наполнился страждующими получить у него благословение. В соборе собрались почти все сестры вместе с настоятельницей святой обители монахиней Серафимой, [6] которая поднесла о.Иоанну изящную копию Казанской иконы Божией Матери.

Благословив всех присутствующих, о.Иоанн направился в Благовещенский кафедральный собор, который буквально, включая и алтарь, был переполнен народом. Перед обедней была отслужена заутреня, затем отец Иоанн в сослужении с соборным духовенством совершил литургию.

Необходимо особо подчеркнуть, что святой праведный о. Иоанн при божественном служении отличался крайним воодушевлением, блестящие голубые глаза его были обращены всё время к небу, он, по-видимому, вовсе отвлечён был от всего житейского и преисполнен одной сильной верой; лицо его горело, движения его были быстры и уверены, голос громкий и певучий.

В алтаре, по преимуществу, собралось казанское духовенство, которое с напряженным вниманием и благочестием следило за его служением; по окончании же литургии все эти духовные лица почтительно облобызались с о. Иоанном.

Храм до такой степени был переполнен прихожанами, что войти в него не было никакой возможности, толпа стояла крепкой стеной в упор к иконостасу, что не могло не затруднять священнодействия. Духота была так сильна, что как в церкви, так и в алтаре с потолка буквально падали вниз большие капли скопившейся воды. Но кроме храма народ переполнил всю паперть, архиерейский двор и всю пред соборную площадь.

Выйти о. Иоанну из храма после службы без риска быть задавленным толпой не представлялось никакой возможности. Тогда ему предложили пройти через архиерейский ход в дом владыки, и уже оттуда выехать в город. Так и было сделано, но часть толпы узнав об этом, быстро заполнила все выходы архиерейского дома. Пришлось провести отца Иоанна через кухню и вывести во двор чёрным ходом, но и тут оказалось такое же скопление людей, что экипажи не могли подъехать. Толпа подняла на руках не только о. Иоанна, но и сопровождающего его иеромонаха, и только с помощью невероятных усилий Преподобный был буквально внесён в коляску, которая немедленно двинулась вперёд, а народ стал бежать за ней по улице.

Уступая усиленной просьбе вдовы Хохряковой, [7] о.Иоанн посетил её дом, где он совершил краткий молебен. Но это посещение вызвало категорическое решение о.Иоанна в другие дома не заезжать, так как по количеству набравшегося в её дом и на улице народа, опять появилась реальная опасность быть задушенным в толпе.

Тогда о. Иоанн и все сопровождавшие его лица, приняв приглашение именитого казанского купца Дмитрия Ивановича Черноярова, [8] двинулись в его дом отобедать.[9] Здесь повторилось то же самое, что и у собора, — масса народа заполнила улицу, двор, дом купца. Об отдыхе и обеде не могло быть и речи, так как все без исключения комнаты были заполнены, голова к голове, людьми.

Когда отец Иоанн отслужил здесь молебен, и поочередно благословил всех присутствующих, лишь после долгих увещеваний и просьб хозяев дом был освобождён от непрошенных лиц; лишь только тогда о.Иоанн был приглашён к столу, стоявшем на балконе, выходящем в сад усадьбы. Но толпа проникла и в сад, многие влезали на балкон, и теснота стояла неимоверная. После предпринятых усилий, наконец представилась возможность усадить гостей за стол.

Центральное место занял святой праведный, причём его окружало местное почётное духовенство. Перед ним сидели вице-губернатор и городской голова. Всех обедавших было около сорока человек. Во время обеда многие из казанских граждан, в их числе ректор университета Константин Васильевич Ворошилов, вдова генерала Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, [10] поочередно подходили и принимали благословение от о.Иоанна. Сюда же для принятия благословения было приглашено много детей и взрослых больных. На всех преподобный обращал своё доброе внимание, он обнадеживал, увещевал, ласкал и, творя молитву, благословлял.

Когда было разлито по бокалам шампанское, то городской голова в краткой речи выразил благодарность отцу Иоанну от лица казанских граждан за милостивое посещение города и высказал отрадное чувство, вызванное его посещением, проявившем высокое поднятие религиозного духа в народе, которое вместе со святой молитвой и благословением высокочтимого пастыря, будет служить залогом счастья и нравственного преуспевания города. На ту речь отец Иоанн горячо приветствовал местных представителей власти и городского управления и предложил за них тост. В ответной речи о. Иоанн сказал следующее: «В каждом человеке Богом насаждено религиозное чувство, которое по свойству своему должно выражаться во внешней форме, должно изливаться так или иначе наружу, это неудержимое свойство каждого человека. Благодаря Господу, я наделён Божественным милосердием, выражающимся в способности вызывать в народе это религиозное чувство, чем бесконечно счастлив и за что непрестанно благодарю Бога».

За обедом было принесено письмо от викарного епископа Анастасия, приглашавшего о.Иоанна к себе, в Спасский монастырь. Любезно отблагодарив хозяев за хлеб и соль, высокочтимый пастырь со свитой, усевшись в экипаж с городским головой, отбыл от Черноярова. Хотя никто из находящихся на улице и не предполагал, что о.Иоанн отправится в Спасо-Преображенский монастырь, тем не менее толпа сразу же заполнила монастырский двор и здесь произошла давка.

Его Преосвященство крайне внимательно принял отца Иоанна и беседовал с ним около четверти часа. Вечерело, и о.Иоанн, зная, что его ждут на пароходе и боясь опоздать в дальнейшем следовании, с трудом добравшись до экипажа, из-за нового натиска толпы, неуклонно решил тотчас возвращаться на свой пароход. Почтовая коляска, запряженная четвериком и окруженная конным полицейским конвоем, повезла обратно духовного Пастыря. Рядом сидел городской голова, спереди иеромонах и причетник, а на подножке с обнаженной головой стоя до самого Устья ехал полицмейстер.

Вся дорога до Устья и берег реки сплошь были заполнены народом. С величайшими усилиями среди двойной цепи лиц, крепко державшихся за руки, отец Иоанн с окружавшими его лицами, наконец, достиг «Отважного». Но и тут, несмотря на прикрытие парохода крепкими матросами, некоторым из толпы всё же удалось протиснуться на палубу и принять благословение от пастыря.

Отец Иоанн, несмотря на видимое утомление, остался чрезвычайно доволен своим посещением Казани. Он горячо поблагодарил С.В. Дьяченко, благословил его образом, призывая благодать Божию на дальнейшее управление его «просвещенным, столь значительным и благочестивым городом», коему пожелал «истинного счастья и Божественного покрова».

Раздался третий свисток, и все посторонние бросились на рядом стоявший казенный пароход «Свияга». «Отважный» быстро отошёл от пристани и направился вверх по Волге в сторону Нижнего Новгорода. Тысячи людей, сплошь усеявших берега реки, с непокрытыми головами молча провожали отходящий пароход. «Свияга» с несколькими пассажирами и городской головой долго шла рядом с «Отважным», на палубе которого, творя молитву, стоял дорогой путешественник. Пристань, усеянная народом, уже почти исчезла из виду, а о. Иоанн, ярко озаренный багровыми лучами заходящего за высокий правый берег реки солнца, стоял, вдохновенный, на палубе, высоко подняв левую руку со своей соломенной шляпой, а правой совершая крестное знамение…

Так завершился этот приезд в Казань Всероссийского пастыря. Не знаю, кого и когда подобным образом в своей многовековой истории встречал ещё наш город!

Второй раз святой праведный посетил Казань летом 1897 года по приглашению своего земляка, заслуженного профессора Казанской Духовной академии Николая Ивановича Ивановского. На протяжении почти сорока лет Ивановский Н.И. вёл большую практическую работу по воцерковлению раскольников, проводя публичные собеседования со старообрядцами в городах и сёлах Казанской губернии; приложил много трудов и забот в устроении единоверческих храмов. Его миссионерская деятельность приобрела всероссийскую известность. Он был награждён орденами св. Анны 2-й и 3-й степеней, св. Владимира 4-й ст., Станислава 2-й ст.[11]

Отец Иоанн спускаясь по Волге на пароходе «Самарянинъ», остановился в пригороде Казани – селе Васильево, где находилась дача Ивановского Н.И. 12 июля он отслужил литургию в Крестовоздвиженской церкви этого села. Апостол читал профессор Ивановский. После обедни высокочтимый гость более получаса находился на террасе его дачи, пил чай и благословлял подходивших к нему селян. В двенадцатом часу дня он отплыл вниз по Волге.[12]

16 июля, на пути из Самары, о. Иоанн в 6 часов утра прибыл в Казань. Желающих встретить отца Иоанна оказалось так много, что ещё не начало светать, как на пристани собралось большое скопление народа.

С пристани отец Иоанн сразу же отправился в Благовещенский кафедральный собор, где ему сослужило несколько местных священников и епископ Анастасий. После литургии он ненадолго заехал в Спасский монастырь. В Казанско-Богородицком монастыре приложился к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. На архиерейской даче пообщался с архиепископом Казанским и Свияжским Владимиром (Петровым).

В час дня вернулся в город и четверть часа провёл в Казанской Духовной академии у отца — ректора Владимирского А.П. Почтил своим вниманием вице-губернатора Левченко А.Г. и отобедал, как и три года назад, в доме купца Черноярова Д.И. После трапезы посетил отца -ректора Казанской Духовной семинарии Кирилла (Лопатина). В доме известного купца-благотворителя Урванцова, по его просьбе помолился над его тяжелобольной родственницей. И в начале восьмого вечера отбыл на пароходе в Нижний Новгород.[13]

Мы умышленно не описываем обстановку всеобщего духовного восторга и подъёма, которые царили в Казани в день пребывания Высокочтимого старца, ибо они были такие же, как и летом 1894 года.

7 июля 1902 года в размеренной жизни Макарьевской пустыни совершилось знаменательное событие – обитель посетил по пути своего следования по Волге из Нижнего Новгорода протоиерей Иоанн Кронштадтский. Известный российский молитвенник отслужил Божественную литургию, причастил своих спутников по поездке. В конце службы храм наполнился прихожанами из Свияжска и окрестных сёл и деревень, узнавших о его прибытии. Батюшка немного отдохнул, отпил чай у игумена обители и отбыл вниз по Волге.[14]

Летом 1902 года о. Иоанн, к великому сожалению казанцев, проплыл мимо нашего города. Конечным пунктом его миссионерской поездки по Волге в тот год стала Астраханская епархия.

В Астрахани Кронштадтский Протоиерей освятил 15 июля новый величественный храм во имя Св. благоверного Князя Владимира, возведённый в византийском стиле. Пароход для поездки арендовали астраханские купцы и следовал он из Нижнего Новгорода. 16 июля о. Иоанн спустился по Волге ещё ниже и в Красном Яру освятил место под строительство городского двухклассного училища.

На следующий день, он отбыл вверх по Волге до Царицыно, где сел на поезд, и через Москву добрался до Кронштадта.[15]

В течение долгого времени Пастырь окормлял известных елабужских купцов Стахеевых. Последний раз российский молитвенник посетил их и совершил литургию на Святом ключе 1–2 июля 1908 г., [16] за полгода до своей кончины (†20 декабря, по ст.ст.).

В этот, свой последний раз, отец Иоанн прибыл на Святой ключ по приглашению владетельницы имения, известной казанской и елабужской благотворительницы Ольги Андриановны Стахеевой (1847–1912). Она специально послала за ним пароход «Талантъ», привезя его из Ярославля. Батюшка уже угасал, чувствовал себя неважно, но он не мог отказать Стахеевым, которых он духовно окормлял с 1880-х годов.

Ольга Стахеева
Стахеева Ольга Андриановна (1847–1912). 1908 г. Фото Гришина Г.А.

Литургии были отслужены в новоустроенном храме во имя Св. Иоанна Предтечи, освященного 23 марта 1908 г. Храм тогда имел назначение домовой церкви и обслуживал религиозные потребности многочисленного семейства Стахеевых, а также служащих их предприятий.[17]

К сожалению, богоборческое время не пощадило эту церковь, она была разрушена в 1930-е годы. Двадцать лет назад, в память о пребывании всероссийского батюшки, на Красном ключе возвели небольшой уютный храм во имя Святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского. Связь времён воссоединилась.

Святой Ключ — так называлось село на левом берегу Камы (ныне в пяти километрах от Нижнекамска). Красным ключом стали называть его после Октябрьской революции по воле новой власти. Как бы там ни было, а святое место всегда остается таковым, несмотря на прихоти людей.

Совершим небольшой экскурс в прошлое. «…Святой Ключ, находящийся в лесу в середине горы. Ключ течет из вершины, изобильной водой. Часть оного проведена вроде бассейна или ямы, обложенной известным камнем, подле оного часовня, кружка для сбору, а из ямины сделан проток гребнем в три пальца шириною и в два вершка глубины, по которому вода стекает в Каму. Вода весьма чистая и вкусная…»[18]

Это описание из дневника А.Н. Радищева, побывавшего на Святом Ключе в июне 1797 года. По преданию, здесь, в роднике, в незапамятные времена была найдена икона Святителя Николая Чудотворца, с тех пор и стали звать родник святым.

Стахеевы и Святой Ключ — это целая эпоха. В 1882 году земельным участком в этой местности завладели купцы Стахеевы, купив его за 400 тысяч рублей у оренбургского губернатора Крыжановского. В 1895 году в их усадьбе проживало 145 человек, в том числе 100 мужчин.

Купцы приобретя этот участок земли, развернули здесь широкое строительство. Здесь они начали строить роскошную дачу с домами городского типа, которые благоустраиваются водопроводом, местной канализацией, водяным отоплением, электрическим освещением. Заметим, что это происходило в начале столетия, в то время как электричество в район пришло лишь в начале 1960-х годов, с началом строительства Нижнекамска.

Заметно выделялся своей архитектурной красотой и размерами деревянный, обшитый тёсом двухэтажный дом, занимавший 750 квадратных метров, с изящными резными балконами и фронтоном. В нём было 20 комнат, часть которых с разнообразным паркетным покрытием полов. Дом этот был построен на средства Николая Ивановича Стахеева в 1900 году. До наших дней это ажурное чудо деревянного зодчества, к сожалению, не сохранилось: дом сгорел в пламени пожара в ночь на 8 мая 1967 года. Вокруг дома росли сосны, липы и голубые ели, а возле угла терема стоял красавец-кедр. Перед домом располагались два бассейна. В одном из них стоял уникальный действующий фонтан, сохранившийся до наших дней.

Усадьба. 1905
Дача Стахеевой О.А. 1905 г. Фото Гришина Г.А.

Стахеевы возвели четыре оранжереи, в которых произрастали редкостные южные деревья: ореховые, лимонные, пробковые. Оборудуются одиннадцать теплиц, где круглогодично выращивают цветы, клубнику, помидоры, огурцы, баклажаны. Закладывается большой фруктовый сад.[19]

Купцы сооружают несколько мельниц, из которых самой крупной была крупообдирочная — “крупянка”, несколько больших хлебных амбаров.

“Чрезвычайно эффектную картину представляет собой Святой Ключ ночью, когда он бывает весь залит электрическим светом. Святой Ключ — громадное и в высокой степени благоустроенное имение, принадлежит купцам Стахеевым, имя которых известно по всему Камскому краю”. Так описал это место русский путешественник, журналист А.Фирсов в начале XX века.

Дача Стахеевой
Вид со второго этажа усадьбы Стахеевой О.А. 1905 г. Фото Гришина Г.А.

Благодатная тема посещения нашего края русскими православными святыми далеко не исчерпана, она ждёт своего пытливого и вдумчивого исследователя.

P.S. До сих нет достоверных сведений о пребывании святого праведного в Елабуге. Хотя автору известен один источник, указывающий на то, что отец Иоанн все же мог быть у Стахеевых.

Весной 1912 года машинист парохода «Святой Ключ», принадлежащего Стахеевым, Сергей Николаевич Панфилов (племянник известного казанского полицмейстера П.Б. Панфилова, которому удалось достаточно быстро арестовать шайку святотатцев, уничтоживших Казанскую икону Божией Матери 29 июня 1904 года (ст. ст), рассказывал анонимному автору, что действительно сопровождал высокочтимого батюшку на этом пароходе от Рыбинска до Елабуги и обратно, где он был по приглашению Стахеевых. [20] Можно предположить, что это произошло в летнюю навигацию 1906–1907 гг.

Отче Иоанне, моли Бога о нас!

 

Елдашев А.М., доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии

Гришин. 1905
Гришин Георгий Анисимович (1873–1966), иконописец, живописец, фотограф Стахеевых. 1905 г.

 

Примечания:

  1. Дом купца Черноярова Д.И. сохранился. Ныне – это улица Муштари, дом 13.
  2. Почётный гражданин Казани Дмитрий Иванович Чернояров упокоился 16 марта 1898 года и был погребён в семейной часовне на центральной аллее Арского кладбища. См.: Елдашев А.М. Арский православный некрополь. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 58.
  3. Отец Иоанн помянул казанского купца – благотворителя Андрея Михайловича Хохрякова, умершего менее года назад, 23 сентября 1893 г. Похоронен на Арском некрополе за алтарём кладбищенской церкви. О нём см.: Елдашев А.М. Казанский некрополь (XVI – начало XX вв.). – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – С. 83.
  4. Монахиня Серафима указом Св. Синода от 26 марта 1890 года была назначена на должность настоятельницы обители, с возведением в сан игуменьи. Игуменья Серафима упокоилась 7 ноября 1903 г. и была погребена в ограде Казанско-Богородицкого женского монастыря. См.: Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: очерки истории. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. – С. 36–37.
  5. Архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Петров) на казанской кафедре с 1892 по 1897 гг.; до этого – на Нижегородской кафедре (1889 – 1892). См.: Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555 – 2007 гг. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – С. 259–263.
  6. Отца Иоанна встречал и целый день пробыл с ним известный казанский городской голова Сергей Викторович Дьяченко (4 октября 1846 – 7 января 1907), трижды избиравшийся на этот ответственный пост. См.: Достойны памяти потомков (Городские головы Казани 1767 – 1917 гг.). Сборник документов и материалов / Сост. А.М.Димитриева и др. – Казань: Гасыр, 2002. – С. 232–270.
  7. Саратовские епархиальные ведомости. 1894 год. – С. 713–723.
  8. О пребывании Пастыря в нашем городе ярко живописует неизвестный автор в небольшой брошюре «Посещение отцом Иоанном Кронштадтским города Казани». Казань, 1894. 16 с.
  9. Источник живой воды. Описание жизни и деятельности отца Иоанна Кронштадтского. — СПб. 1910. — С. 456. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. — М. 1997. — С. 316-317.
  10. Известная в Казани благотворительница Ольга Сергеевна Александрова – Гейнс (1847–1927), супруга казанского губернатора Александра Константиновича Гейнс (1834 – 1892).
  11. Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии. Вып. 2. — Казань, 1892. — С. 401-402.
  12. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1897 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1897. — С. 430.
  13. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1897 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1897. — С. 431.
  14. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1902 год. – Казань: Типо-литография императорского университета, 1902. — С. 682–683.
  15. Астраханские епархиальные ведомости. 1902. – С. 638–645.
  16. Уфимские епархиальные ведомости. – Уфа: губернская типография, 1908. – С. 695–696.
  17. Там же. – С. 420.
  18. Ларионов А.С. Село Соболеково и Красный ключ. Нижнекамск, 1992. – С. 59.
  19. Ларионов А.С. Указ. соч. — С. 68.
  20. М. С – въ., священник. Святой Ключ. Известия по Казанской епархии, издаваемые при Императорской Казанской Духовной академии за 1913-й год. – Казань: Центральная типография, 1913. — С. 646–649.