Дорогие братья и сестры! Словами мира и любовью Господа нашего Иисуса Христа приветствую вас и поздравляю с началом спасительных дней Святой Четыредесятницы.

Это время некоторые святые отцы называют «тихим пристанищем». Потому что корабль нашей души, несомый по бурным волнам житейского моря, ныне призван сделать краткую остановку для того, чтобы избавится от гнетущего греховного груза, и сделать надлежащий запас для дальнейшего плавания.

Великий пост — это совершенно особое время, как в богослужебном круге Русской Церкви, так и в жизни каждого христианина. Постов, как мы знаем, много. К духовному бодрствованию христианин призван во все дни и часы своей жизни, но календарные посты, и особенно Святая Четыредесятница, напоминают нам о нашем призвании и о плаче — о том, чего мы лишились в лице первого человека, совершившего грехопадение и изгнанного из рая. Недаром воскресенье, которое предшествует началу Святой Четыредесятницы, именуется Прощеным воскресеньем, или воспоминанием Адамова изгнания. В этот день вспоминается, как первый согрешивший человек Адам рыдал о том, чего он лишился. Каждый христианин в дни Великого поста призывается к подобному размышлению для того, чтобы попытаться разогреть в своем сердце тоску о Небесном Отечестве — о том месте, где наша настоящая жизнь.

«Ночь прошла, а день приблизился». Этими словами апостола Павла Церковь вводит нас в Великий пост. В эти дни все мы призываемся к духовному бодрствованию и работе над собой для того, чтобы могли найти дорогу к самим себе и к Богу. Для того, чтобы могли найти Царство Божие, которое сокрыто внутри каждого из нас.

Великий пост настраивает нас на подобные размышления и своим богослужебным ритмом. Богослужения в этот период отличаются от тех, что совершаются Православной Церковью в остальное время. Первая седмица — это дни, когда Церковь зовет нас слушать прекрасное поэтическое произведение преподобного Андрея Критского — Великий покаянный канон, где приводятся примеры как согрешивших, так и покаявшихся. И каждый христианин снова и снова призывается к размышлению и работе над собой. Все богослужения Великого поста проникнуты покаянным настроем, но это не время, когда нужно впадать в какое-то уныние. Это время светлой печали, духовного обновления и духовной весны. Подобно тому, как природа весной просыпается от зимнего сна, так наши душа и сердце должны проснуться от сна греховного и приблизиться к пониманию своей полной негодности для Царствия Божиего. Мы помним, что Святая Церковь, как заботливая мать, постепенно готовила нас к вступлению на спасительное поприще поста. Сначала мы слышали историю о Закхее — человеке, который был невысок ростом, но велик духом, и который пожелал видеть Господа, несмотря на все препятствия. Затем мы слышали притчу о мытаре и фарисее, в которой говорится о том, что гордость низвергает человека в глубины ада, а смирение, напротив, возвышает. Слышали историю о блудном сыне, растратившем на стороне все свои сокровища и вернувшемся буквально нагим к своему отцу, который с радостью принял его и простил нанесенные ему обиды. Слышали мы и притчу о Страшном Суде, в которой Господь предлагает нам выбор, с кем мы будем в вечности — с теми, кто проявил сострадание к своим ближним, или с теми, кто, отказывая ближним, не послужил и Самому Господу. И, наконец, в последнее воскресенье мы вспоминали праотца Адама из Рая. Все эти притчи глубоко поучительны, и уже много веков Церковь через них призывает нас к соответствующему настроению.

Великий пост — это время благодатного обновления сил, время примирения с Богом.

Я желаю всем достойно пройти предстоящий путь поста. Чтобы это время было не временем уныния, а чтобы песнь, прославляющая Воскресшего Христа Спасителя, уже где-то отдаленно звучала в течение всего поста для того, чтобы в светлую пасхальную ночь наполнить наши храмы и наши сердца радостью о Воскресении Господа. Всем вступившим на поприще поста желаю помощи Божией.

Источник