Доклад секретаря Ученого совета Казанской православной духовной семинарии, заведующего кафедрой общей и церковной истории, кандидата исторических наук,
председателя Комиссии по канонизации святых Казанской епархии иерея Антония Ермошина на конференции «Святоотеческое наследие и воспитание детей и юношества» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений.

 

Москва, Белый зал Храма Христа Спасителя, 27 января 2016 года

 

Ушедший 2015 год был ознаменован для Русской Православной Церкви 1000-летием преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, а для Казанской епархии особой памятной датой – 100-летием со дня преставления преподобного старца Гавриила Седмиезерного, почившего в Казани 24 сентября 1915 г. (ст.ст.).

Этот великий подвижник веры и благочестия просиял на нашей земле в недавнее и, в то же время, в ставшее уже далеким от нас время – последние предреволюционные десятилетия жизни той – «старой» России. Его труды и подвиги, а особенно его роль в духовной жизни учащихся богословских школ, а также светского студенчества невозможно до конца понять и оценить, не попытавшись прочувствовать духовную атмосферу этой эпохи. А эпоха эта была крайне сложной.

С одной стороны, это был период развития российской церковной науки и образования, одним из главных центров которой была в то время Казань, благодаря существующей здесь духовной академии.

С другой стороны, эти годы стали временем серьезного духовного кризиса не только т.н. «светского» общества, но и церковного сообщества, особенно молодой его части – учащегося студенчества. Интересующемуся читателю можно посоветовать прочесть воспоминания будущего митрополита Евлогия (Георгиевского), содержащиеся в книге «Путь моей жизни» и описывающие годы его учебы в семинарии, чтоб прочувствовать ужас духовной атмосферы большинства духовных школ того времени. Сам он признавал, что от морального разложения в те годы его буквально спас Оптинский старец преподобный Амвросий. А для многих казанских семинаристов и академистов таким спасителем стал ученик Оптинских старцев – преподобный Гавриил Седмиезерный.

Будущий старец (в миру Гавриил Федорович Зырянов) родился в 1844 году в Пермской губернии в благочестивой крестьянской семье. Уже в детстве в жизни мальчика имели место чудесные знамения, а в юности, совершая паломничество к мощам праведногоСимеона Верхотурского, он сподобился явления этого святого, предрекшего ему монашество.

В возрасте 20 лет Гавриил поступил послушником в Оптину пустынь, а после 10 лет оптинского послушания был приглашен в Московский Высоко-Петровский монастырь, где через год принял постриг в мантию с именем Тихон, а еще через два года был рукоположен в сан иеродиакона. В 1880 г. иеродиакон Тихон был переведен в другой московский монастырь – Богоявленский. Спустя два года он перешел в Казанскую епархию – в Раифскую пустынь, где вскоре стал иеромонахом, а позднее, столкнувшись с непониманием части братии, оказался на должности эконома Казанского архиерейского дома.

Видимо, последняя должность не соответствовала духовному настрою воспитанника Оптинских старцев, и уже через месяц он стал насельником Седмиезерной пустыни под Казанью, в которой провел следующие 25 лет своей жизни.

В возрасте 45 лет он стал духовником этой древней обители, а через три года при трагичных обстоятельствах принял великую схиму (осенью 1892 г.) с прежним именем Гавриила.

Пять лет отец Гавриил не вставал с постели, будучи прикован к ней тяжелым недугом. И «чем более страдал, тем легче себя чувствовал», – писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества и прозорливости. И именно с 1890-х годов начинается его служение не только как духовника монастыря, но и как духовного наставника многих преподавателей и студентов Казанских духовных академии и семинарии, столь нуждавшихся в этот тяжелый для духовного образования период в старческом руководстве.

«Академики» нередко неделями гостили в Седмиозерной пустыни у своего «батюшки Гавриила». Именно в эти годы из стен Казанской духовной академии выходят многие будущие иерархи Русской Церкви. Большинство из них приняли в разные годы мученическую смерть. Кто-то из них уже прославлен Русской Церковью, чья-то канонизация еще впереди. Но стоит заметить, что все духовные сыновья преподобного Гавриила в этот сложный период не только гражданской, но и церковной смуты не отреклись от веры и от священного сана, не уклонились в раскольнические сообщества, что, несомненно, характеризует авву Гавриила как замечательного наставника.

К этому времени старец был известен уже далеко за пределами Казанской епархии. Среди высоких покровительниц, почитательниц, а позже и духовных чад старца была и преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна.

В 1908 г. старец Гавриил вынужденно покинул Казанскую епархию, вернуться в которую ему было суждено лишь накануне кончины. И в этот сложный период поддержку старцу оказали именно его духовные чада – питомцы Казанской духовной академии, помнившие и ценившие тот духовный вклад, который внес в них в их молодые годы схимник из Седмиезерного монастыря.

Вспомним лишь некоторых из многочисленных духовных сыновей преподобного Гавриила, среди которых и святители-исповедники Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (+1932), Виктор (Островидов), епископ Глазовский (+1934), и священномученикИоасаф (Удалов), епископ Чистопольский (+1937), священномученик Герман (Ряшенцев), епископ Вязниковский (+1937) и его брат исповедник веры архиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) (+1942), архиепископ Шадринский Евсевий (Рождественский) (+1937) – не только выпускник, но и доцент КазДА, принявший монашество под влиянием преподобного Гавриила уже через год обучения в академии, и многие-многие другие.

В качестве одного из примеров пастырства преподобного Гавриила хотелось бы остановиться на истории священномученика Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского (+1937). Этот уроженец Цивильского уезда Казанской губернии первоначальное образование получил в Чебоксарском духовном училище, после чего поступил в Казанскую духовную семинарию. С юных лет будущий иерарх-мученик ощутил призвание к иноческой жизни и, учась в семинарии, решил принять постриг в одном из отдаленных монастырей. Однако духовник посоветовал ему отложить на время это намерение и поступить в духовную академию. Имя этого духовника мы можем видеть на сохранившейся дарственной надписи студенту 1 курса Казанской духовной академии Александру Скворцову, поступившему в нее в 1906 г. и уже 22 марта 1907 г. (на 1 курсе) постриженному в мантию с именем Амфилохий. Конечно, это имя – «схимо-Архимандрит Гавриил».

В 1908 году под влиянием и по благословению преподобного Гавриила на иноческий путь вступил выпускник не духовного, а светского вуза – Казанского ветеринарного института – Александр Лебедев, ныне весьма почитаемый старец Московского Высоко-Петровского монастыря преподобномученик Игнатий (+1938).

В годы изгнания из Казанской епархии по наветам клеветников (1908–1915) преподобный Гавриил проживал в Спасо-Елеазаровой пустыни Псковской епархии у своего духовного сына по Казанской духовной академии, будущего священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского (+1937). В 1915 году старец внезапно сказал, что собирается в Казань: «Поеду в Казань и там умру!» Это было в июле, а в августе события Первой мировой войны и внезапно пошатнувшееся здоровье побудили келейников преподобного Гавриила просить его переехать в более спокойное место.

27 августа 1915 г. старец прибыл в ставшую для него родной Казань, где остановился у своего духовного сына – инспектораКазанской духовной академии архимандрита Гурия (Степанова), будущего архиепископа Суздальского, еще одного новомученика эпохи советского лихолетья. Утром 24 сентября старцу прочитали исповедание грехов повседневное, по окончании которого преподобный Гавриил явственно произнес: «Прости мя, отче, и разреши грешника». И добавил: «Спастися подобает многими скорбями». Это были последние слова святого старца. В последний путь его напутствовал еще один духовный сын – будущий святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоуский, чудотворец (+1925). Отпевание 28 сентября было совершено в академической церкви четырьмя архиереями, пятью архимандритами, иеромонахами из числа преподавателей и студентов академии (всего более чем двадцатью священнослужителями). На отпевание прибыла и великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами своей Марфо-Мариинской обители.

Преподобный Гавриил почил всего за полтора года до Февральской и за два года до Октябрьской революций 1917 г., за которыми последовали гонения на Церковь в нашем Отечестве. Множество мучеников и исповедников явила в это время Русская Церковь. Многие из них были выпускниками, а также преподавателями Казанской духовной академии и семинарии. И то, что в эти страшные годы многие из них не отступили от веры, не отреклись от своего служения, но до последнего свидетельствовали о вере в победу Христа над смертью – несомненная заслуга их духовного отца – преподобного Гавриила.

В чем особенность духовнического служения преподобного Гавриила среди казанского студенчества?

Во-первых, Седмиезерная Богородичная пустынь, духовником, а впоследствии и наместником которой был преподобный Гавриил, располагалась далеко за городом. Ни духовная академия, ни семинария не находились на ее территории, а также в какой-либо географической близости от нее. Т.е. студентам нужно было самим преодолевать значительный путь, чтоб увидеться со своим аввой.

Во-вторых, преподобный Гавриил никогда не занимал официальную должность духовника академии или семинарии. А значит, обращение студентов за его духовным руководством было их личных выбором, а не чьей-то директивой.

Почему же они шли к нему, тянулись к его руководству, передавая из уст в уста рассказы о своем «батюшке», привлекая к нему новые поколения учащихся, причем не только духовных, но и светских учебных заведений?

Ответом, пожалуй, может стать название книги о старце, написанной его учеником архимандритом Симеоном (Холмогоровым): «Един от древних». Да, в этом схимнике, никогда не учившемся даже в семинарии, молодые «академики» видели живого носителя того духа, каким жили древние пустынники Египта и Палестины, Печерские подвижники и отшельники «Русской Фиваиды». Доселе они читали о них лишь в книгах, а в лице преподобного Гавриила они видели пример такой святости вживую. Поэтому и шли они к нему, получая взамен такое пастырское окормление, которое поддерживало их и в те относительно спокойные годы учебы, и в годы будущих суровых испытаний, выпавших на их долю после революции.

И сегодня, развивая систему образования в духовных школах Русской Православной Церкви, следует помнить о том, что это должны быть не только учебные заведения с качественным теологическим образованием, но, в первую очередь, именно духовные школы, где будущие пастыри Церкви могли бы прикоснуться к опыту духовной жизни и пронести его через жизненные испытания, поделившись им с другими.

Смотреть презентацию