Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из трех отрывков и в каждом из них Господь открывает для Своих учеников много важных истин.
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33) – говорится в первом отрывке.

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19) – заповедал Господь Своим ученикам. И мы, Его ученики, должны и сейчас проповедовать Христа нашим родственникам, друзьям и близким. И в наше время эта задача как нельзя актуальна: ведь очень многие окружающие люди не знают Христа. И речь идет не только об иноверцах, но и тех православных людях, которые не живут духовной жизнью.

Как проповедовать? Как научить людей? Современный мир устал от слов, он верит только поступкам. Жить согласно своей православной вере так, чтобы окружающие люди в поступках и делах православных христиан видели свидетельство об истинности нашей веры. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16) – говорит нам Священное Писание.

Итак, первое, о чем говорится в сегодняшнем чтении – это необходимость исповедовать свою веру.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:37-38). Эти слова Священного Писания служат для многих нецерковных людей своего рода «камнем преткновения» и многие удивляются им, в первый раз читая Священное Писание. Но Писание надо понимать в контексте. Нельзя «выдернуть» цитату из контекста, необходимо смотреть целостно на текст.

Священное Писание однозначно говорит о том, что Богу должно принадлежать главное место в жизни человека. Не второе, не третье, не «очень важное в моей системе ценностей», а именно первое. Нельзя быть христианином наполовину, или на четверть или на какую-то часть. И Писание напоминает нам об этом Божественном максимализме: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37) – Господь не раз призывал своих учеников следовать этим путем.
Но значит ли это, что нам нужно отказаться от каких-то забот о своих родственниках? Нет. Семья и наши близкие — это особое благословение Божие. Мы знаем о том, что Сам Господь Иисус Христос жил в послушании у Пресвятой Богородицы и святого Иосифа Обручника. Более того, даже на Кресте, во время страшных мучений Господь не оставляет Пресвятую Богородицу и поручает ее заботам апостола Иоанна. «Жено, се, сын Твой. Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си» (Ин. 19:27).
Ближние даны человеку для спасения, но нужно понимать, что Господь всегда должен находиться на первом месте.

И в третьей части сегодняшнего евангельского чтения апостол Петр задает Господу вполне человеческий вопрос: «что же будет нам?» (Мф. 19:27). Ведь действительно апостолы оставили все, и пошли за Христом. И в ответ Господь дает обетование вознаградить тех, кто последует за ним. «Всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29).

Господь никогда не оставит того человека, который идет за Ним.

Святитель Феофан Затворник в своем комментарии на этот евангельский отрывок выводит своего рода формулу христианской жизни: «исповедание веры в Господа, преимущественная любовь к Нему, поднятие креста самоотвержения и сердечное ото всего отрешение».

Это путь, которым шли святые. А святые, как известно, являются для нас примером.

Молитвами всех святых, Господи Иисусе Христе, наставь нас на истинный путь христианской жизни! Аминь!