Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем воскресном чтении (Мф. 6: 22-33) мы слышим призыв Спасителя: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). Господь указывает нам на «птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6: 26) и на полевые лилии, которые «ни трудятся, ни прядут», но так прекрасны, что и «Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29).
Как современному христианину, человеку, живущему в условиях общества потребления, понимать эти слова Спасителя? Значит ли призыв «не заботиться» то, что нам нужно оставить нашу работу, наши обязанности перед близкими, детьми, семьей и лишь уповать на волю Божию, при этом, ничего не делая самим?
У святителя Феофана Затворника есть прекрасная мысль что же значит «не заботиться»: «не томите себя этою заботою, которая съедает вас и день и ночь и не дает вам покоя ни на минуту. Она показывает, что человек на себя оперся, а Бога забыл, что упование на Промысл Божий потерял, все хочет у себя устроить одними своими трудами, добыть все нужное и добытое сохранить своими способами». То есть человек, который чрезмерно заботится о своем материальном благосостоянии забывает о Боге. И не случайно в этом же отрывке мы слышим слова Спасителя: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне [богатству]» (Мф. 6:24).
Святитель Филарет Черниговский так писал об этих евангельских словах: «заботы о земном тогда преступны в христианине, когда он ищет земного без мысли о промысле Божием. Тогда заботы его – заботы язычника, который не знал истинного Бога и не имел твердой веры в промысел Его».
Часто мы являемся свидетелями тому как христиан осуждают, приводя в качестве аргумента именно эти слова из Священного Писания, согласно которым, христианин, якобы, должен быть убежденным аскетом и вообще противником любой собственности. Особенно часто об этом говорят самые разные антиклерикалы. По отношению к этим людям прекрасно подходят слова Писания: «заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22:29), потому что такое понимание противоречит не только букве, но и духу Писания.
Апостол Павел призывает христиан к труду: «Лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4. 28) и он же пишет в одном из посланий: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фесс. 3: 10). Плоды от трудов принадлежат человеку: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1 Кор. 9. 7-9).
Для христианина труд тогда получает свой смысл, когда он благословлен Богом и когда часть от его плодов употребляется на благое дело, а не только на удовлетворение эгоистических потребностей человека.
«Ищите… прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам», – сказал Спаситель (Мф. 6: 33) -этими словами завершается сегодняшнее чтение. И действительно, мы должны правильно «расставлять приоритеты»: сначала духовное, а потом земное. И, по слову Писания, это земное приложится нам.
Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков!