С 6 по 8 декабря 2017 года проректор по научно-богословской работе Казанской православной духовной семинарии Артем Павлович Соловьев принял участие в Международной научной конференции «Русская философия в культурных контекстах. (Алешинские чтения – 2017)». Научное мероприятие было организовано кафедрой истории отечественной философии философского факультета Российского государственного гуманитарного университета, Обществом историков русской философии им. В. В. Зеньковского и Центром феноменологической философии философского факультета РГГУ.
Ежегодные «Алешинские чтения» проводятся в память о профессоре Альберте Ивановиче Алешине, одном из крупнейших современных российских специалистов в области философии науки и истории русской философии. Именно эти две темы объединяют на конференции историков философии, специализирующихся в разных областях. В этом году особенностью конференции стала тема взаимовлияния русской и западноевропейской философии.
В рамках конференции проводилось несколько секций: «Русская философия в культурном контексте», «Русская философия в европейском контексте», «Государственная академия художественных наук в русской интеллектуальной истории», «Русский/советский марксизм и неомарксизм», «Русская философия и русская литература».
Значительное число докладов было посвящено истории философского осмысления событий 1917 года и их последствий. На пленарном заседании эту тему, так или иначе, затронули: проф. Н. А. Дмитриева (Калининград, БФУ им. И. Канта) в докладе о понятии «духовного максимализма» у русской интеллигенции начала ХХ века; проф. А. И. Резниченко (Москва, РГГУ) в докладе о взаимодействии и противодействии русской эмигрантской среды и НКВД; проф. А. П. Козырев (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) при раскрытии взаимосвязи русского просвещения и русской революции в контексте философии В. С. Соловьева; научный сотрудник БФУ им. И. Канта А. А. Тесля в докладе об оценках революции у В. В. Розанова. Не менее важным для раскрытия темы конференции на пленарном заседании был доклад руководителя Центра феноменологических исследований РГГУ проф. В. И. Молчанова о проблеме чужого «я» у Н. О. Лосского. Также следует отметить и доклад заведующей кафедрой современных проблем философии РГГУ проф. С. А. Коначевой «Личностная диалектика о. Павла Флоренского и феноменологическая герменевтика просопон», в котором профессор показала взаимосвязь современной феноменологической теологии с философией иконы о. Павла Флоренского.
А. П. Соловьев сделал доклад на тему «Рецепция критической философии И. Канта в философии митрополита Антония (Храповицкого) и В.И. Несмелова» в рамках работы секции «Русская философия в европейском контексте». Основной целью выступления стало выявление различий в оценках критической философии И. Канта в трудах митр. Антония (Храповицкого) и В. И. Несмелова. Докладчик обосновал тезис об определяющем влиянии «Критики практического разума» И. Канта для формирования философских воззрений митр. Антония и Несмелова, а также показал, что это влияние признавал сам митр. Антоний, тогда как Несмелов напрямую это нигде не указывает, развивая тотальную критику кантовой «Критики чистого разума». Обсуждение доклада сконцентрировалось вокруг вопроса о причинах того, что митр. Антоний, оказываясь в зависимости от кантианства, признает этот факт в отличие от Несмелова, соединяющего неолейбницианский подход к личности с кантианским.
В рамках секции особое внимание участников привлекли доклады: Т. Н. Резвых (Москва, ПСТГУ) «Майстер Экхарт о времени», П. В. Ломанова (Красноярск, КГАУ) «Учение С.Л. Франка об обществе в контексте европейской социальной философии XX века», Е. И. Шашловой (Ростов-на-Дону, ЮФУ) «Влияние русской эмиграции на европейскую философию: подходы к исследованию».
В ходе конференции участники неоднократно отмечали необходимость дальнейшего исследования соотношения русской и западноевропейской философии как в их диалогическом взаимодействии, так и в отдельных случаях полемики и интеграции.
Пресс-служба КазПДС