По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана проректор по научно-богословской работе Казанской духовной семинарии иерей Сергий Фуфаев принял участие в III Петровских образовательных чтениях («Традиция и новации: культура, общество, личность»), которые прошли в Магнитогорске 19 и 20 октября. В работе конференции приняли участие: митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Троицкий и Южноуральский Григорийруководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, начальник Управления национальной политики Министерства культуры Челябинской области Илья Иванович Аносов, исполняющий полномочия главы г. Магнитогорска Виталий Викторович Бахметьев, первый помощник митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла протоиерей Алексий Кульберг, ректор Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова Валерий Михайлович Колокольцев, ректор Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки Наталья Николаевна Веремеенко, директор Института религиозной педагогики Русской христианской гуманитарной академии Федор Николаевич Козырев и др

19 октября на пленарном заседании священник Сергий Фуфаев сердечно поприветствовал от лица владыки Феофана, а также от лица ректора семинарии игумена Евфимия, все высокое собрание образовательных чтений. В своем приветственном слове отец проректор подчеркнул, что «Казань и Магнитогорск – это те места, где осуществляется встреча Запада и Востока, западной культуры и культуры восточной»Далее отец Сергий раскрыл основные особенности этих двух культур и рассказал каким образом возможна их продуктивная встреча: «В духовном, политическом и социальном плане Запад давно движется по направлению, которое обычно называют индивидуализмом. В рамках данной идеологии индивидуальная свобода одного человека зачастую оказывается угрозой для иной индивидуальной свободы другого человека. По-светски понятая свобода и, к тому же, провозглашенная высшей ценностью, давно стала источником неразрешимых социальных, правовых и политических проблем, и сама стала непреодолимой проблемой в сфере межнациональных, межрелигиозных и межличностных взаимоотношений. Индивидуализм как таковой неспособен породить живое единство человеческих личностей, но только лишь единство поверхностное, кажущееся, неустойчивое и противоречивое.

В свою очередь, на Востоке сильно движение по направлению, которое обычно называют коллективизмом. Внутри этой идеологии индивидуальная свобода хороша лишь тогда, когда она соответствует неким общим интересам определенного социума. На деле эти интересы далеки от высоких идеалов, поэтому личность конкретного человека со всеми своими особенными свойствами, как правило, вовсе выпадает из сферы этих общих интересов. Интересы индивида должны быть подчинены интересам коллектива, при этом интересы индивида, отделенные от коллективного интереса, никак не учитываются. Индивидуальность человека заслоняется и умаляется «общим». Коллективизм также оказывается неспособным породить живое единство человеческих личностей.

Продуктивная встреча западного и восточного менталитета, западной культуры и культуры восточной возможна только при устранении крайностей индивидуализма и коллективизма. Эти крайности отсутствуют в Православии. В православном богословии личностная инаковость и живое единство людей взаимно друг друга предполагают, друг без друга не могут. Весь строй жизни Церкви как мистического Тела Христова осуществляется по образу бытия Пресвятой Троицы, в Которой абсолютное единство по природе, свободной воле и действиям осуществлено в абсолютной личностной инаковости. Этот строй церковной жизни сообщается человеку в таинстве Евхаристии, участвуя в котором, причащающийся, по слову Господа нашего Иисуса Христа, пребывает во Христе и Христос в нем. Православие решает проблему соотнесения «частного» и «общего» не на социальном, политическом, правовом уровне или на уровне внешней морали, а на глубинном антропологическом уровне».

В завершение своего приветственного слова священник Сергий Фуфаев выразил уверенность, что Петровские образовательные чтения будут способствовать приближению людей к этому спасительному опыту Церкви.

20 октября была осуществлена работа секций. Отец проректор принял участие в работе секции, посвященной вопросам педагогики и образования.

Пресс-служба КазПДС