В период подготовки Казанской духовной семинарии к новому учебному году мы провели беседу с проректором по учебной работе иеромонахом Романом (Модиным). Отец-проректор рассказал о поступлении в семинарию, особенностях учебного процесса, нововведениях и планах на ближайшее будущее в жизни духовной школы.
— Отец Роман, расскажите, пожалуйста, какие вступительные испытания проводятся для будущих воспитанников?
— Будущие студенты сдают при поступлении в семинарию несколько экзаменов. Первый экзамен – сочинение по выбору на одну из трех тем: по богословию, русской литературе или актуальным общественным проблемам. Затем основной экзамен по будущей специальности – Закон Божий. Это экзамен комплексный, на котором проверяются знания по основам богословских дисциплин: Катехизису и Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, общей истории Церкви и истории Русской Православной Церкви. Кроме того, на этом же экзамене проверяются навыки абитуриента по чтению церковно-славянских текстов: как правило, это чтение какого-то фрагмента Псалтыри на церковно-славянском языке.
Абитуриенты пастырско-богословского отделения также проходят музыкальное тестирование, на котором оцениваются их слуховые и вокальные способности, а для абитуриентов нового для нашей школы отделения – Регентско-катехизаторского – музыкальное тестирование будет проходить уже в формате экзамена по музыке. И, конечно же, все абитуриенты пройдут собеседование с Ректором семинарии и членами администрации, задача которого – выяснить степень воцерковленности будущего студента и оценить качество его нравственной жизни.
— По каким критериям Вы отбираете будущих студентов Казанской духовной семинарии? Влияют ли на отбор результаты ЕГЭ?
— Учебный процесс в семинарии практически ничем не отличается от учебы в классическом гуманитарном ВУЗе. В программе семинарии нескольких иностранных языков (в том числе углубленное изучение древнегреческого и латинского языков), большое количество исторических, философских и, конечно же, специальных богословских дисциплин. Освоение такой серьезной гуманитарной программы требует наличия у будущего студента развития основных образовательных навыков, высокого уровня эрудиции и внутренней интеллектуальной культуры. Поэтому мы оцениваем, прежде всего, потенциальную возможность абитуриента освоить эту сложную учебную программу, и при этом результаты ЕГЭ, как правило, достаточно объективно характеризуют его способности.
Вторым важным критерием после академического является качество духовно-нравственной жизни абитуриента. Активное участие студента в богослужебной или миссионерской жизни Матери-Церкви является существенным фактором его будущей адаптации к внутреннему регламенту семинарской жизни, молитве и совместному участию в Таинствах. Поэтому наличие у абитуриента внутренней мотивации к получению духовного образования, его желание посвятить свою жизнь служению Церкви должно быть отражено в характеристике его духовника, который, таким образом, высказывает свое ответственное пастырское мнение о высоте нравственной жизни своего духовного чада. И приемная комиссия, конечно же, во многом опирается именно на эту характеристику.
Приемная комиссия при оценке готовности абитуриента получать духовное образование руководствуется в том числе и нормами канонического церковного права. Оно говорит об обязательном единобрачии будущего пастыря и о тех нравственных и духовных ценностях, которые с момента его поступления в духовную школу должны стать руководством для его жизни.
— Чем отличается Казанская духовная семинария от других учебных заведений РПЦ?
— Главное отличие Казанской духовной семинарии от других современных богословских школ Русской Православной Церкви заключается, прежде всего, в том, что она находится в таком регионе России, где большое значение имеет содержание и качество православной миссии. Поэтому одной из сторон образования будущего пастыря является в нашей семинарии развитие многосторонних миссионерских компетенций.
Многоконфессиональная и многонациональная среда Республики Татарстан, где уже столетиями мирно сосуществуют и сотрудничают православие и ислам, предполагает активное участие православного духовенства в контактах с представителями инославия. Поэтому апостольский завет «говорить с каждым человеком на его языке» приобретает в Татарстане особое миссионерское звучание.
Чаще всего площадкой встречи становятся у нас различные гуманитарные или социальные проекты, поэтому и студенты получают в нашей семинарии образование, может быть, с бОльшим количеством общегуманитарных компетенций, чем в других духовных школах. Это и углубленные курсы Общей истории и Истории России, и дисциплины, способствующие высокой уровню коммуникации (Логика, Риторика, Техника речи). Разумеется, в программе семинарии много дисциплин, связанных с историей и культурой родного края, таких как История христианства в Казанском крае, История Казанской духовной академии, Исламоведение и другие.
Еще один характерный атрибут Казанской семинарии – это наличие в ней магистратуры. Ее формирование еще в прошлом году, когда ее ректором был митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, вывело нашу духовную школу на 6 место в рейтинге духовных образовательных школ России – после Москвы, Санкт-Петербурга и Смоленска. Сегодня магистратура имеет уже два отдельных профиля научно-богословского образования: «Общая и церковная история» и уникальный для Русской Православной Церкви профиль – . В 2014 году магистерские звания успешно защитили 7 магистров богословия, что является довольно высоким показателем для региональной духовной школы.
Кроме того, в 2015/2016 учебном году мы планируем в магистратуре открытие еще одного уникального профиля – «Исламоведение». В рамках этого профиля будущие магистры будут изучать арабский и персидский языки, историю татарского языка, историю и культуру тюркских народов и народов Востока, богословие исламского мира, экономику и историю арабских стран. Новый профиль призван стать площадкой для подготовки богословских экспертов по исламу для всех епархий Русской Православной Церкви. А в академическом плане мы все, конечно, надеемся, что развитие этого востоковедческого в научном плане направления станет центром кристаллизации для воссоздания в Казани некогда славной Казанской духовной академии.
— Чем отличается образование духовное от светского?
— Главным образом, тем, что духовное образование по своему характеру – аксиологическое, ценностное и направлено на формирование цельной личности, в которой бы гармонично были сформированы и сбалансированы все человеческие способности – и духовные, и интеллектуальные. В этом, наверное, самое привлекательное отличие современной духовной школы от светской, которая в значительной степени утратила сегодня свои воспитательские функции. И каждый педагог, служащий в семинарии, осознает свою воспитательскую нагрузку, которая порою бывает не меньше нагрузки академической.
И конечно, духовное образование имеет целевой характер. Все наши студенты понимают, для чего они учатся, и каким образом они будут возвращать Богу свои таланты, которые они приобретают в стенах духовной школы. В семинарии складывается их modus vivendi, — это служение, служение Богу, Церкви, своему народу, своему Отечеству. И без служения в самом высоком смысле этого слова, служения, которое нельзя бросить, от которого нельзя отказаться, которым нельзя пренебречь, — они уже не мыслят своей жизни. Это не люди культуры потребления. Напротив, они носители созидания. И, пожалуй, такими людьми и строятся такие великие цивилизации, как русское православие.
— В Казанской духовной семинарии преподают много профессоров, докторов, доцентов и кандидатов наук. Скажите, как Вы находите тех или иных преподавателей?
— Когда человек уверовал в Бога, он уже начинает понимать, что с верой связано и «доверие», причем не только в этимологическом, но и в экзистенциальном смысле. Доверие Богу, Христу Спасителю, Освятившему нашу историю Своим Вочеловечением, означает согласие человека, чтобы Христос действовал в его судьбе, путеводительствовал и руководствовал им.
В судьбе верующего человека нет никакого безсмыслия, и все, что с ним происходит, он уже рассматривает, как вмешательство Промысла Божия в его жизнь. Поэтому если человек пришел работать в духовную семинарию, это, во-первых, уже означает, что Господь приглашает его послужить Ему своими педагогическими талантами, и, во-вторых, он никогда отсюда по своей воле не уйдет, так как понимает, что это даже не служение, а призвание.
А как приходили в семинарию наши педагоги? Наверное, это какое-то откровение в судьбе каждого из них, и до конца на этот вопрос не смог бы ответить ни один из наших коллег.
— Какие возможности предоставляются учащимся КазДС в период их учебы в стенах духовной школы?
— Нашим студентам предоставлены все те возможности, которые имеют студенты и обычных светских институтов. Образование у нас бесплатное и на очном, и на заочном секторе. Питанием и жильем они также обеспечены. Так что главные акценты во время их обучения в семинарии сделаны на их всестороннем развитии.
Вместе с обычным учебным планом в рамках учебного процесса существует множество интересных факультативных занятий. Например, в течение всего курса бакалавриата студенты могут посещать иконописную мастерскую, где в течение четырех лет они осваивают квалификации реставратора икон и иконописца, а по окончании семинарии получают специальный вкладыш в диплом об окончании мастерской.
Все студенты за четыре года осваивают навыки техники речи и ораторского искусства. Занятия по этим дисциплинам ведут квалифицированные педагоги из театрального училища и Академии Культуры и Искусств. Почти всем студентам удается развить певческие способности: сначала им ставят голос специалисты по вокалу, а потом 3-4 раза в неделю в течение всех четырех лет они фактически осваивают базовую квалификацию вокалиста почти на уровне выпускника музыкального училища, поют с листа, могут свободно импровизировать и петь в составе большого хора.
Существуют факультативы по изучению второго нового европейского языка, древнееврейского языка, татарского языка и другие возможности развивать свои способности и таланты.
— Семинария – закрытое учебное заведение. Может ли туда попасть человек нецерковный, внесеминарский? Есть ли у студентов свободное время, и чем они занимаются? Разрешается ли выход в город?
— Семинария – конечно, закрытое учебное заведение в том смысле, что представляет собой настоящий оазис интеллектуальной и духовной жизни. Все существующее в ней, ее внутренний ритм и регламент, предназначены для формирования цельной развитой личности. В ней воспроизводится культура самого высокого качества, и невозможны никакая поп-культура и никакая вульгарность. Напротив, любая профанация культуры здесь сразу отделяется от жизненного процесса и называется своим именем.
В этом смысле внутренняя атмосфера семинарии больше напоминает привилегированный европейский колледж с его классическими традициями, каким-то духом средневековья и приверженности печатной книге в противовес электронной, духом постоянной занятости и коллективизма.
Мы очень много трудимся над тем, чтобы создать в семинарии подобную атмосферу, и, наверное, только в ней можно научить будущих пастырей Церкви той внутренней свободе, которая поможет противостоять культуре потребления и эгоизма и нести в окружающий мир слово Евангелия. Ведь только внутренне свободный человек способен нести в себе логику Христа. Поэтому нецерковные люди могут попасть в атмосферу подобного интеллектуально-духовного пространства только по специальному разрешению администрации или в рамках экскурсий, которые у нас возможны для всех.
А у самих студентов свободного времени бывает очень мало, так как за четыре года бакалавриата очень трудно освоить все то богатство культуры, которое им предлагается. Поэтому, хотя выходить в город они могут в любое свободное время, и здесь никаких ограничений нет, но многие предпочитают тратить свое время более разумно. Тем более что в семинарском кампусе сконцентрированы почти все необходимые для учебы и жизни услуги, а после строительства большого нового спортзала в семинарии можно будет полноценно заниматься и поддержанием своего здоровья, развитием силы и выносливости.
— Бывает ли такое, что семинаристы жалуются на жизнь? Случается ли, что им что-то не нравится, не устраивает?
— Недовольство самим собой, любовь и снисхождение к окружающим – эти этические императивы, обязательные для всякого думающего и живого человека, конечно же, свойственны и студентам нашей духовной школы. А что касается жалоб и забот, то с момента своего возрождения в 1998 году семинария под руководством владыки Анастасия обрела устойчивую и незыблемую опору в лице Казанской епархии, которая покрывала все ее нужды и потребности. Это сейчас, когда создана серьезная материальная и техническая база школы, мы можем думать о развитии новых научных проектов. А в конце 1990-х годов, когда необходимо было оборудовать учебные аудитории, формировать с нуля библиотеку и покупать мебель, создавать первые учебные планы и обслуживать учебный процесс – вот тогда, наверное, было не всегда просто.
И выпускники первых лет, которые сейчас служат на приходах Казанской и других епархий Русской Православной Церкви (а один из них в этом году защитил уже и магистерский диплом в первом, историческом выпуске нашей магистратуры), помнят, как созидалось это начало. Доброе начало, которое заложил в основание семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий, возрастало под его попечением в течение 15 лет, и сегодня Казанская епархия по благословению правящего владыки покрывает все наши материальные и хозяйственные нужды. В какой духовной школе, кроме нашей, подают такие вкусные обеды, так заботятся о повседневной чистоте и уюте в кельях и классах, ежегодно шьют для студентов костюмы и обеспечивают их всем необходимым?
У нас созданы все необходимые условия, чтобы четыре года бакалавриата были потрачены студентами с максимальной полезностью. Но если вдруг бывает тяжело – то унывающим помогают все: и старшие студенты, и педагоги, и священники.
— В народе ходит слух, что если семинарист за годы учебы в семинарии не нашел будущую матушку, то он становится монахом? Так ли это?
— Пастырское отделение семинарии готовит как кандидатов для рукоположения в священный сан, так и работников церковных учреждений. Поэтому, если в течение четырех лет пребывания в семинарии выпускник не утвердился в решении послужить Богу в священном сане, он может выбрать научно-академическую карьеру, заниматься педагогикой или церковной наукой, наконец, выбрать служение миссионера, катехизатора или православного социального работника, в которых сейчас Церковь испытывает большую потребность.
Монашеский же путь выбирают очень немногие. И связано это не с тем, что выпускник семинарии не готов вступить в брак по окончании духовной школы, а с тем, что это особое призвание к аскетической жизни, во многом свободной от мирских привязанностей и оков. Если осознание этого желания свободы во Христе приходит к кому-то во время учебы в семинарии, это означает только то, что в нашей духовной школе созданы условия для такого благодатного возрастания. А святые отцы Церкви, называя жизнь монахов равноангельной, всегда понимали, что для рождения в монашескую жизнь всегда необходим какой-то благой пример, которому хочется подражать.
И если в Казанской семинарии рождается один такой будущий подвижник хотя раз в год или два, значит, духовная ветвь нашей школы не иссякла и, питаясь от виноградной Лозы Церкви Христовой, живет и приносит свой духовный плод.
— Как известно, с этого года при КазДС открывается Регентско-катехизаторское отделение? Какие предметы будут изучать будущие матушки?
— Да, действительно, в этом году нас ожидает это радостное событие, и в семинарии появится совершенно новое Регентско-катехизаторское отделение. С самого начала было решено, что студентки этого отделения будут осваивать две базовые компетенции – богослова-катехизатора и регента церковного хора. Поэтому можно сказать, что будущие матушки будут осваивать почти те же дисциплины, что и будущие пастыри, только в меньшем объеме.
А второй блок дисциплин, связанный с получением компетенции регента, предполагает освоение множества профессиональных музыкальных дисциплин, таких как музыкальная литература и история музыки, гармония и сольфеджио и другие. Педагогическая корпорация семинарии должна пополниться специалистами из Казанской государственной консерватории, а специфике церковного хорового пения будут учить студенток лучшие регенты казанских храмов.
Надо отметить, что на отделении предлагается довольно высокий уровень профессиональной музыкальной подготовки. Так, на индивидуальные занятия с педагогами по специальному фортепиано и специальному вокалу отводится по 3-4 занятия в неделю для каждой студентки, что соответствует профессиональной компетенции в специальных музыкальных училищах. Кроме того, было решено принимать на это отделение абитуриентов по наличию у них разнообразных музыкальных навыков. Таким образом, абитуриенты, не имеющие диплома об окончании музыкальной школы или училища, но имеющие хорошие навыки хорового церковного пения, будут иметь те же права, что и лица, имеющие музыкальный диплом.
Индивидуальным будет на отделении и академический подход. Студентки, имеющие музыкальное образование, будут больше изучать специальных богословских дисциплин, а не имеющие музыкального образования будут больше изучать гармонию, сольфеджио и другие музыкальные дисциплины, чтобы сформировать высокие музыкальные компетенции.
— На какой стадии сейчас находится вопрос о получении аккредитации Казанской духовной семинарией? Что для этого необходимо?
— В этом году Учебным Комитетом Русской Православной Церкви перед духовными школами поставлена задача изучить возможности для получения аккредитации. Такая задача стоит и перед Казанской духовной семинарией. Отрадно, что сейчас на сертификат, выданный президентом Татарстана Р.Г. Миннихановым, строится для семинарии спортивный зал, первый в России собственный спортивный зал, которым будет пользоваться духовная школа. Надеемся, что это и другие важные преобразования нового учебного цикла позволят нам уже в этом году ускорить процесс аккредитации.
— Что Вы можете пожелать будущим абитуриентам Казанской духовной семинарии?
— Наверное, постараться посвятить теплые дни наступившего лета подготовке к вступительным экзаменам в семинарию, учить наизусть предложенные в программе молитвы и тропари двунадесятым и местным церковным праздникам, чаще ходить в храм Божий и молиться, чтобы Господь укрепил их в желании посвятить Ему свою жизнь. А тем, кто уже укрепился в своем желании – советую читать больше классической художественной и святоотеческой литературы, жития святых и Священное Писание, так как в первый год обучения духовные переживания так переполняют наших студентов, что на чтение у них остается мало времени.
беседовал студент IV курса Лушкин Артем