Предлагаем вниманию читателей статью доцента Казанской православной духовной семинарии, действительного члена Императорского Православного Палестинского общества, лауреата Макариевской премии А.М. Елдашева.
В статье раскрываются малоизвестные факты путешествия Великой княгини Елисаветы Феодоровны по Волге и Каме в 1910 и 1914 годах. Предпринимается попытка реконструировать её последнее предвоенное плавание в 1914 году из Нижнего Новгорода в Николо–Березовку. Высказывается предположение о ее пребывании в Казани летом 1914 года, где она, в частности, приложилась к почитаемому ею Образу иконы Божией Матери Скоропослушница.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна и пароход «Межень». Сакральные рейсы «Межени» стали центром молитвенного притяжения во время паломнических поездок Великой княгини Елисаветы Феодоровны в 1910 году в Николо-Березовский женский монастырь Уфимской епархии и в 1914 году через Николо-Березовку в Пермский край, где она посетила Пермь, Белогорье, Верхотурье и только телеграмма о начавшейся войне с Германией не позволила ей доехать до запланированного конечного пункта – Алапаевска.
Паломнические поездки кроме парохода «Межень» Великая княгиня совершала на пароходах «Екатерина» (по Волге из Казани до Свияжска и далее до станции «Зеленый Дол» — 21 апреля 1913) и «Вера» (посещение Соловецкого монастыря по Белому морю из Архангельска и обратно – 23 – 30 июля 1913).
Лето 1910 года. Впервые Великая княгиня посетила Нижний Новгород, Казанскую и Уфимскую губернии в 1910 году. 5 июля в 9.40 она прибыла из Москвы в Нижний Новгород по железной дороге.[1] В поездке её сопровождали Валентина Сергеевна Гордеева,[2] управляющий Двором Её Императорского Высочества Елисаветы Феодоровны Аркадий Петрович Корнилов и несколько сестёр Марфо–Мариинской обители милосердия. С вокзала её Императорское Высочество в экипаже проследовала в Архиерейский дом, где посетила Высокопреосвященного Назария (Кириллова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского.[3] В тот же день вечером она отбыла в Уфимскую губернию на юбилейные торжества в Николо–Березовский монастырь. [4] В обитель на Каме она прибыла 8 июля в 16 часов, где находилась до 11 июля. [5]
Из Николо–Березовки высокая паломница отплыла 11 июля в 22 часа и прибыла в Казань 13 июля в 9 часов утра, т.е. находилась в пути 35 часов. Если реконструировать маршрут плавания, то получается следующее. 12 июля в полдень она проплыла мимо Елабуги. У нас нет сведений, что Великая княгиня посетила храмы этого города. Хотя на посещение Елабуги надо было потратить не менее трёх часов. В 19 часов этого же дня «Межень» проплывает мимо Чистополя. И обычно расписание движения составлялось так, чтобы в 9 – 10 часов утра быть в конечном пункте назначения. Так было в Казани (13 июля 1910 г. в 9 часов) и в Николо–Березовке (10 июля 1914 г. в 9 часов).
Это был первый её визит в наш город. [6] Вечером того же дня Великая княгиня пароходом отплыла в Нижний Новгород, куда прибыла вечером 14 июля, т.е. находилась в пути 24 часа. На следующий день, 15 июля в газете «Волгарь» в разделе «Хроника» была напечатана небольшая заметка: «Вчера вечером (т.е. 14 июля) на казённом пароходе «Межень» прибыла в Н-Новгород Ея Императорское Высочество, Великая княгиня Елисавета Феодоровна и по московско–нижегородской железной дороге выехала из Н-Новгорода». [7]
Лето 1914 года. Более насыщенной и мало изученной оказалась её последняя предвоенная поездка по Нижегородской, Казанской, Уфимской и Пермской губерниям (её пребывание в Пермском крае автор не рассматривает).
5 июля 1914 года, в субботу в 23 часа Великая княгиня Елисавета Феодоровна вместе со старшей сестрой, принцессой Баттенбергской Викторией Феодоровной и её дочерью, принцессой Луизой в сопровождении гофмейстера Высочайшего Двора Аркадия Петровича Корнилова, управляющего конторой Двора Её Императорского Высочества Елисаветы Феодоровны, генерал-майора Александра Александровича Зурова, фрейлины, казначеи Марфо-Мариинской обители Валентины Сергеевны Гордеевой и двух сестёр обители Варвары Алексеевны Яковлевой [8] и Анны Ивановны (ее фамилия автору не известна) отбыла поездом из Москвы в Нижний Новгород. [9]
6 июля, в воскресенье в 9.40 Высокие гости прибыли в Нижний Новгород. На вокзале их встретили Нижегородский вице – губернатор флигель – адъютант А.Н. Мандрыка и полицмейстер А. Комендантский. Принцесса Виктория Баттенбергская с дочерью Луизой сразу же отправились отдохнуть от дороги на путейную пристань, где их уже ждал пароход «Межень», а Великая княгиня направилась на подворье Серафимо — Дивеевского женского монастыря, находившееся на Ковалихинской улице.
Прибыв на подворье Великая княгиня была встречена ею начальницей и служащим священником. В часовне Высокая гостья молилась за божественной литургией, после которой потрапезничала с начальницей подворья, а затем отбыла на путейную пристань, любуясь из экипажа видами Волги и Заволжья. Прибыв на пристань Великая княгиня проследовала на пароход, на котором Высокие паломницы отбыли в 13 часов. [10]
Вряд ли мы можем согласиться с известным исследователем жизни и деятельности Великой княгини Куликовой Л.В., утверждающей без ссылок на исторические источники о её посещении в эти июльские дни 1914 года Сарова и Дивеево. [11] Великая княгиня в течение суток – полутора свободного времени это не смогла бы сделать физически. Это вполне возможно при современной инфраструктуре дорог и современном автотранспорте, и то будет всё проведено в большой спешке. Где уж тут молитвенная тишина и благодать Божия при посещении святых мест, связанных со старцем Серафимом!
Известно, что от Нижнего Новгорода до Казани суда такого класса, как «Межень» затрачивали 24 – 26 часов, да 36 часов от Казани до Николо – Березовки, то получается, что путешественники должны быть в пути не менее 60 часов или двое с половиной суток. А на деле оказалось 92 (!) часа, ибо в Николо – Березовку они прибыли 10 июля в 9 часов утра.
Учитывая скорость парохода, зная время в пути можно примерно рассчитать какие и когда населенные пункты они проплывали. Козьмодемьянск проплыли 7 июля в час ночи. В Казани были в полдень. Великая княгиня вспомнила о своём посещении Казани летом 1910 года и о своем участии в освящении храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых в Казанско – Богородицком монастыре 20 апреля 1913 года. [12] Учитывая большой запас времени резонно предположить, что они могли посетить Казань и Раифскую пустынь, но в нашем распоряжении отсутствуют источники, доказывающие это. Хотя до нас смутно дошли воспоминания о её пребывании в Казани летом 1914 года.
Седмиозерная пустынь отпадает. Вряд ли она могла посетить ее после известного скандала, когда буквально братия изгнала ее духовного отца, своего настоятеля старца Гавриила и он в это время с лета 1908 года проживал в Спасо-Елиазаровом мужском монастыре.
На пароходе была походная церковь, служил священник, но и присутствовала настоятельная необходимость помолиться по пути в монастыре или в храме. Проплывали ведь мимо монастырей и церквей Свияжска, монастырей: мужского Вознесенского Макариевского, женских: Лаишевского Свято–Троицкого, Чистопольского Успенского, Елабужского Казанско–Богородицкого. Конечно многое бы в этом плавании мог объяснить вахтенный журнал. Но он никогда не подвергался научному исследованию.
Уместно упомянуть, что проплывая по Волге летом 1902 года святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский, специально сделал небольшой крюк, поднявшись вверх по Свияге три версты и 7 июля отслужил в церкви Макарьевской пустыни. Он проплыл мимо Казани. [13]Тогда монастырь находился на правом берегу Свияги. С середины 1950-х годов, ввиду подъема уровня Волги, вызванного строительством Куйбышевской ГЭС, монастырь оказался на правом берегу уже Волги.
Поэтому автор полагает, что паломническая группа, вполне возможно, сошла на берег в Чистополе, ввиду того, что Никольский храм находился напротив пристани на взгорье. О посещении Чистополя Великой княгиней у горожан остались смутные воспоминания, но никто из краеведов не может привести убедительных исторических источников. В частности, «Известия по Казанской епархии», издаваемые Казанской духовной академией не отметили пребывание в Казанском крае в 1914 году Елисаветы Феодоровны.
От Чистополя до Елабуги почти восемь часов хода. Проплыли мимо Святого ключа, полюбовались на дачи Стахеевых на фоне девственного хвойного леса. Несомненно, кто–то из сопровождающих мог сказать Великой княгине, что сюда шесть лет назад, т.е. 1 – 2 июля 1908 года по приглашению Ольги Андриановны Стахеевой (1847 – 1912) приплывал на службу святой праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский. Вполне уместно считать, что они могли остановиться и на Святом Ключе и в Елабуге. Время позволяло. Из-за отсутствия убедительных источников, это только авторская реконструкция водного путешествия июля 1914 года. Но и она имеет право на существование.
И только 10 июля, в четверг в 9 часов утра прибыли в Николо-Березовский женский монастырь Уфимской епархии, где их встречал епископ Уфимский Андрей (Ухтомский).[14]
Группа проплыла вниз по Волге и поднялась вверх по Каме (до Николо-Березовки), преодолев на пароходе расстояние почти в 1000 км. [15]
12 июля, в субботу в 17.30 группа прибыла в Пермь, где её встречал в Кафедральном соборе епископ Пермский и Соликамский Палладий (Благонравов) (1865 – 1922). На Пермской кафедре с 28 ноября 1908 по 30 июля 1914 гг. [16]
Великая княгиня Елисавета Феодоровна и икона Божией Матери «Скоропослушница». В 1914 году Великая княгиня отправлялась в Пермский край, где конечным пунктом должен явиться Алапаевск. Думается, надуманным является утверждение некоторых исследователей, полагающих, что она ехала туда, чтобы увещевать местных рабочих. Мы полагаем, что более убедительным основанием служит идея, выдвинутая в последнее время известным алапаевским исследователем Л.Л. Юговой – Великая княгиня ехала в Алапаевск, чтобы приложиться к почитаемому ею образу Божией Матери «Скоропослушница». Икона находилась тогда в Бобровской Алексеевской женской общине, находящейся в таежной глуши в 150 верстах от Алапаевска (монастырем она стала в 1915 году).
Эта икона была писана в Афонском Пантелеимонском монастыре и была привезена в Россию в 1904 году. К приезду Великой княгини ее должны были доставить крестным ходом, но начавшаяся мировая война и телеграмма полученная в связи с этим печальным событием нарушили все планы Великой княгини. Ныне икона находится в Алапаевском Свято-Екатерининском храме. Последняя настоятельница монастыря игуменья Татьяна, пережив разорение обители, долгое время скрывала от поругания святой Образ. И только перед самой смертью в 1954 году передала икону верующим храма.
Как известно, Елисавета Феодоровна особо почитала эту икону. Её Петербургский список («Невскую Скоропослушницу») отличается по иконографии от афонского прообраза. Он изображает Божию Матерь без Богомладенца, с молитвенно простертой десницей, которая имеет подчеркнуто большие размеры, словно символизируя Божественную помощь.
Петербургский список иконы, принесенный из Русского Пантелеимонового монастыря на Афоне, хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, близ Старо-Александровского рынка, освященной в 1879 году. В 1885 году часовня сгорела, но список иконы «Скоропослушница» чудесным образом уцелел. Восстановленная часовня с иконой, получившей известность после этого случая, перешла в ведение Императорского Православного Палестинского общества.
В 1913 году на этом месте в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны, председательницы общества, был заложен Николо-Барградский храм.
Образ прославился чудотворениями и стал весьма почитаем петербуржцами. Он весьма почитался императором Николаем II и его семьёй, которые заочно возносили свои молитвы к святой иконе до последних дней своей жизни. С 1958 года Образ находится в Свято–Троицком соборе Александро–Невской Лавры.
Но дело в том, что список с этой чтимой иконы с 1884 года находился в Казани. Его автором является монахиня Мария (Мандрыка) (1841 – 1920), бывшая около двадцати лет старшей в живописной мастерской Казанско–Богородицкого женского монастыря. [17]
В ноябре 1884 года, по рекомендации епископа Саратовского и Царицынского Павла (Вильчинского), хорошо знавшего ее еще по Казани, монахиню Марию переводят настоятельницей Балашовского Покровского женского монастыря. На прощании с инспектором Казанской духовной академии, архимандритом Антонием (Вадковским), она дарит ему эту икону, на что у того невольно вырвалось: «Почему мне такая большая? Что я с ней буду делать?».[18]
Летом 1885 года архимандрита Антония (Вадковского) переводят инспектором в Санкт-Петербургскую духовную академию. Уезжая, он дарит икону в Михаило–Архангельскую церковь Казанской духовной академии, где она оставалась до закрытия академии в 1918 году. [19] До 1939 года она находилась в Петропавловском соборе. Десять лет судьба ее местонахождения неизвестна. Можно предположить, что прихожане собора спасли ее, скрывая у себя дома и уже после окончания войны, в 1948 году, он появилась в единственной не закрывавшейся все годы советской власти казанской церкви – Ярославских чудотворцев, что на Арском городском кладбище.
Великая княгиня Елисавета Феодоровна в апреле 1910 года впервые посетила академию и в домовой церкви приложилась к иконе. В сентябре 1915 г. приняла участие в прощании и отпевании своего духовного отца старца Гавриила в академической церкви. Также приложилась к иконе.
Можно предположить, что в июле 1914 г., находясь полтора дня в Казани Великая княгиня вряд ли могла упустить такой шанс, как не встретиться со столь дорогим ее сердцу Образом.
Поэтому 1914 год резонно внести в перечень лет, когда Высокочтимая паломница посещала Казанский край. До последнего времени этот год выпадал из этого списка.
История казённого парохода «Межень». В 1885 году по заказу Министерства путей сообщения Сормовский завод построил «для служебных поездок» два парохода. По меркам путейского флота суда были довольно крупными: длиной 64 м, шириной корпусов до 8,5 м, высотой борта – 2,8 м. Мощность работавших на угле паровых машин типа «Компаунд» составляла 540 л.с.[20]
Один пароход назвали «Межень», а второй – «Стрежень». Этими словами путейцы обычно называют самый низкий и соответственно наиболее высокий уровень воды в реке.
Казённый пароход «Межень» прославился тем, что возил членов императорской фамилии и самого императора Николая II. Так, в июле 1899 года он перевозил из Ярославля до Рыбинска Великого князя Владимира Александровича (1847 – 1909), дядю императора Николая II, третьего сына Александра II. С 1884 по 1905 гг. он занимал пост Главнокомандующего войсками гвардии и столичного военного округа. Именно он в ночь на 9 января 1905 года отдал распоряжение своему подчинённому, командиру 1–го Гвардейского корпуса князю С.И. Васильчикову, применить военную силу для недопущения шествия рабочих и жителей столицы к Зимнему дворцу.
В сентябре 1899 года от Астрахани до Самары и обратно на пароходе сплавал Пётр Александрович Ольденбургский (1868 – 1924), супруг Великой княгини Ольги Александровны, сестры императора Николая II.
Летом 1902 года, отдыхавший на даче своего приятеля Саввы Морозова Антон Павлович Чехов, с восторгом принял предложение действительного статского советника, начальника Казанского округа путей сообщения Василия Андреевича Макарова, [21] и вместе с ним прокатились по Каме и Волге на «Межени» от Перми до Нижнего Новгорода. [22]
Чехов приехал в Казань 1 июля вне рейсового расписания, так что на пристани братьев Каменских ему пришлось дожидаться рейсового парохода, чтобы доплыть до Нижнего Новгорода. Кстати, он так и не заехал в Казань, прогулялся по пристани Дальнего Устья. Приезд Чехова был слишком неожиданным, так что вездесущие журналисты упустили момент, не сумев воспользоваться случаем взять интервью. [23]
Но самым знаменитым для казённого парохода был рейс, связанный с Государем императором Николаем II. 17 – 21 мая 1913 года, во время празднования 300-летия Дома Романовых, государь с венценосной супругой проследовали из Нижнего Новгорода до Ярославля, с остановкой в Костроме, где в 1613 году венчался на царство первый царь Дома Романовых Михаил Феодорович.
Перед приездом царской семьи и многочисленной свиты на только что отремонтированный «Межени», как обычно, полностью сменили отделку кают и салонов. Качество работ и надёжность команды проверяли флаг-капитан свиты Его Величества адмирал К.Д. Нилов, министр путей сообщения С.В. Рухлов, начальник Управления внутренних водных путей князь В.Н. Шаховской и начальник Казанского округа путей сообщения Н.А. Антонов.
Император остался доволен водным путешествием. За этот рейс с высокопоставленными пассажирами капитан «Межени» С.А. Калентьев, его помощники и лоцманы были награждены золотыми часами, а вся команда получила серебряные часы с чёрным императорским орлом на крышке. В память о поездке была выпущена специальная открытка с планом надпалубных помещений парохода и памятный жетон с изображением венценосных супругов.
Новые пассажиры «Межени». В навигацию 1918 года новыми хозяевами «Межени» стали самарские большевики во главе с Валерьяном Валерьяновичем Куйбышевым. Когда части восставшего чехословацкого корпуса вступили в Самару, партийное руководство губернии в полном составе эвакуировалось в Симбирск, где царский пароход облюбовал командующий Восточным фронтом, член партии левых эсеров Михаил Артемьевич Муравьёв (1880 – 1918).
По словам служившего под его командованием будущего маршала Советского Союза Михаила Николаевича Тухачевского, его начальник был «талантливым авантюристом, абсолютно неспособным к организационной и оперативной работе». 10 июля 1918 года М.А. Муравьёв поднял мятеж против советской власти. На пароходе «Межень» он приехал в Казань, где собрал отряд в 600 человек. Вернувшись в Симбирск, призвал к организации Поволжской республики, миру с чехословаками, разрыву Брестского мира и продолжению войны с Германией. Он пообещал захватить хранившийся в Казани золотой запас республики и раздать его своим сторонникам, чтобы «в карманах каждого бойца зазвенели червонцы, а все раненые получили награду чистым золотом». [24]
Председатель РВС Восточного фронта В.В. Куйбышев с помощью латышских частей захватил «Межень» и под предлогом переговоров заманил М.А. Муравьёва на заседание губисполкома, где после короткого препирательства он был убит.
В 1918 – 1920 годы пароход стал по-существу домом для жены командующего Волжской военной флотилии Ларисы Михайловны Рейснер (1895 – 1926), послужившей прообразом женщины-комиссара из «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского.
После окончания Гражданской войны последним высокопоставленным пассажиром «Межени» стал расстрелянный в 1938 году председатель Совета народных комиссаров Алексей Иванович Рыков (1924 – 1930).
В 1934/35 году «Межень» капитально отремонтировали с переделкой в буксирно-транспортное средство. Бывший царский пароход передали пароходству «Волготанкер», где в память об умершем ещё в 1924 году председателе Центральной ревизионной комиссии РКП(б) переименовали в «Ногин» и снова переделали. Установленный на когда – то белоснежной, а теперь серой дымовой трубе пламегаситель окончательно изуродовал аристократический облик парохода. Списанная на слом, ободранная и разграбленная «Межень» ещё долго валялась на берегу неподалёку от Саратова. В 1959 году её разобрали на судостроительном заводе им. Бутякова в Звениговском затоне.
Распавшись на множество частей, этот прекрасный пароход продолжает своё плавание в вечности через судьбы самых разных людей.
Таким образом, исходя из первоисточников, следует утверждать, что Великая княгиня Елисавета Феодоровна пребывала в Казани и Казанской губернии четыре раза — в 1910, 1913, 1914 и 1915 годах. По рекам Волге и Каме она трижды пересекла Казанскую губернию в 1910 и 1914 годах. [25]
1910 год. 6 июля[26] она проплыла мимо Казани по пути на торжества, связанные с чудотворной иконой Николая святителя в Николо – Березовском женском миссионерском монастыре (Уфимская губерния). 13 июля в 9 часов вернулась в Казань и провела весь день в городе. Она посетила Казанско – Богородицкий женский монастырь, Кафедральный Благовещенский собор, келию свт. Гурия казанского, Архиерейский дом в Кремле, Спасо – Преображенский монастырь. [27]
1913 год. 19 апреля, пятница — прибыла из Москвы скорым поездом. С вокзала поехала в Кафедральный Благовещенский собор, затем в Спасо – Преображенский монастырь и Казанско – Богородицкий женский монастырь. [28] Заночевала в монастырской гостинице.
20 апреля, суббота – приняла участие в освящении новосозданного храма – часовни на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в память трёхсотлетия царствования на российском престоле дома Романовых. По окончании освящения и крестного хода в монастыре состоялся торжественный обед с участием духовенства и почётных гостей. [29]Великая княгиня побывала в здании Казанской Духовной академии (домовой церкви во имя Михаила Архангела, библиотеке). Около четырёх часов вечера Высокая гостья посетила Кизический Свято – Введенский мужской монастырь. [30] Заночевала в гостинице Казанско – Богородицкого женского монастыря.
21 апреля, воскресенье – из монастыря после молебна на обратное путешествие, отбыла на пароходе «Екатерина» в Свияжск, где посетила монастыри — Свято – Успенский мужской и Иоанно – Предтеченский женский. В 17 часов пароход «Екатерина» увёз Высокую гостью на станцию Зелёный Дол. [31]
1914 год. 7 – 8 июля. В это последнее предвоенное путешествие Великая княгиня посетила Казань. Автор пока не располагает деталями её маршрута в нашем городе, но косвенные источники указывают на её пребывание и ночлеге в Казанско – Богородицком монастыре и посещение Раифской пустыни. Думается, об этой обители её много рассказывал старец Гавриил во время многочасовых бесед в Спасо – Елиазаровом монастыре. Ей самой захотелось там побывать, приложиться к чудотворному образу Грузинской иконы Божией Матери и показать уединённое благолепие обители старшей сестре Виктории и племяннице Луизе. Имея конечную цель в посещении Пермского края как Алапаевск и возможности приложиться к иконе Божией Матери «Скоропослушница», Великая княгиня вряд ли не побывала в академии и ее домовой церкви. Мы предполагаем также её возможные посещения по пути православных святынь Чистополя, Святого Ключа и Елабуги.
1915 год. В ночь на 24 сентября во флигеле Казанской Духовной академии упокоился бывший настоятель Седмиозерной пустыни, схиархимандрит Гавриил (Зырянов). [32] 28 сентября, в понедельник по железной дороге Великая княгиня приехала в Казань на отпевание своего духовного отца. Маршрут её пребывания предусматривал: литургию в академическом храме, посещение Казанского женского монастыря, Спасо – Преображенского монастыря, встречу тела почившего и литию на Ивановской площади. Заночевала в гостинице Казанско – Богородицкого монастыря.
29 сентября, вторник. Литургия и панихида в «пещерке» Спасо – Преображенского монастыря, посещения центрального лазарета имени Ея Императорского Высочества Великой княгини Елисаветы Феодоровны, земского лазарета в Дворянском собрании, купеческого лазарета, городского лазарета в Шамовской больнице, университетского лазарета. Отъезд ж.д. на вокзал. [33]
[1] Архимандрит Тихон (Затёкин) своей статье считает, что Великая княгиня прибыла в Нижний Новгород 6 июля и в тот же день отплыла на пароходе. Если это было так, то она не смогла бы прибыть в Николо – Березовку 8 июля в 16 часов, затратив на путь менее 50 часов, если это расстояние можно преодолеть как минимум за 60 часов. См.: Тихон (Затёкин), архимандрит. Основатель Православного Палестинского общества, Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергей Александрович и Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна на Нижегородской земле // Нижегородская старина. Краеведческо – историческое издание. Выпуск 41 – 42. 2014. – С. 121.
[2] Валентина Сергеевна Гордеева (1863 – 1931) была духовно близкой Елисавете Феодоровне человеком. Она сопровождала её довольно часто в подобных путешествиях, в частности: Свято – Троице – Сергиева Лавра (7 июля 1909), освящение Константино – Михайловской церкви в Вильно (13 мая 1913), Соловецкий монастырь (23 – 30 июля 1913). После ареста и смерти матушки Елисаветы Гордеева возглавила Марфо – Мариинскую обитель милосердия вплоть до её закрытия в 1928 году. См.: Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. – М., 2014. – С. 560 – 590.
[3] Назарий (Кириллов) (1850 – 1928), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1901 – 13 августа 1910).
[4] Путешествие Великой Княгини Елисаветы Феодоровны // Нижегородский Церковно – Общественный вестник. 1910. № 30. Стб. 734. Тихон (Затёкин), архимандрит. Основатель Православного Палестинского общества, Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергей Александрович и Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна на Нижегородской земле // Нижегородская старина. Краеведческо – историческое издание. Выпуск 41 – 42. 2014. – С. 121.
[5] Автор преднамеренно не отражает её пребывания в Николо – Березовском монастыре в 1910 и 1914 гг, описанные детально как в дореволюционной, так и в современной литературе. См.: Тюнин И.П. К посещению Ея Императорским Величеством Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной села Николо – Березовки Бирского уезда в 1908 и 1914 г. – Уфа, 1915. – С. 31 – 33. Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Уфимскую губернию в 1908, 1910 и 1914 гг. – Нижний Новгород: Издательский отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2014. – 112. с. Приходится сожалеть, что в столь солидное издание вкралась ошибка – Великая княгиня не посещала Николо – Березовку в 1908 году. Ибо в июле – августе 1908 года она находилась на излечении в Эстонии (Гапсаль) и Крыму (Кореиз). См.: Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II. Документы и материалы. (1884 – 1909гг.) Авт.- сост. А.Б. Ефимов, Е.Ю. Ковальская. – СПб.: Алетейя, 2009. – С. 804 – 808. Куликова Л.В. Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. – М., 2014. – С. 140 – 161, 291 – 294. Эта ошибка тянется с 1915 года от издания Тюнина И.П.
[6] Подробнее о визите Великой княгини в Казань 11 июля 1910 года, см.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1910 год. – Казань: Центральная типография, 1910. – С. 797. Елдашев А.М. Православная культура в Казанском крае (XVI – XX вв.): очерки истории. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – С. 273 – 285.
[7] Приезд Великой княгини Елисаветы Феодоровны // Волгарь. 15 июля 1910. № 193. С. 3.
[8] Яковлева Варвара Алексеевна (ок. 1850 – 5(18) июля 1918). Одна из первых сестёр Марфо – Мариинской обители милосердия, келейница Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Погибла вместе с ней. 4 ноября 1992 г. на Архиерейском Соборе РПЦ прославлена в лике святых.
[9] Куликова Л.В. Указ. соч. – С. 291.
[10] Проезд Великой княгини Елисаветы Феодоровны // Волгарь. 7 июля 1914. № 182. С. 3. Архимандрит Тихон (Затёкин) в своей статье несмотря на то, что приводит фотокопию этой заметки газеты «Волгарь», где указывается, что они отбыли в 13 часов, пишет, что Великая княгиня отбыла в два часа ночи следующего дня, т.е. 7 июля. Отталкиваясь от этого становится абсолютно не понятным, что же они могли делать на пароходе и чего ждали целых 13 часов (?). Считаем это случайной опечаткой. См.: Тихон (Затёкин), архимандрит. Основатель Православного Палестинского общества, Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергей Александрович и Ея Императорское Высочество, Великая Княгиня Елисавета Феодоровна на Нижегородской земле // Нижегородская старина. Краеведческо – историческое издание. Выпуск 41 – 42. 2014. – С. 123.
[11] Куликова Л.В. Указ. соч. – С. 291.
[12] См.: Зеленецкий А.Ф., протоиерей. Освящение храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы и часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери в память трехсотлетия царствования Дома Романовых. – Казань: Центральная Типография, 1914. – 35 с.
[13] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии, за 1902 год. – Казань: Типолитография Императорского университета, 1902. – С. 682 – 683.
[14] Ссылка на: Паломничество Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Уфимскую губернию в 1908, 1910 и 1914 годах. – Нижний Новгород: Вознесенский Печерский мужской монастырь, 2014. – С. 19.
[15] Для сравнения. Епископ Чистопольский Арсений для освящения Никольского храма в г. Чистополе выехал из Казани на пароходе «Теньки» 14 октября 1902 года в 15 часов и прибыл в Чистополь 15 октября в 16 часов, т.е. пробыл в дороге 25 часов. Столь долгое время можно объяснить маломощностью судна. О плавании епископа Арсения см.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1902 год. – Казань: Типо – литография Императорского Университета, 1902. – С. 1007.
[16] Пермские епархиальные ведомости. 1914 год. – Пермь: Типо — Литография Губернского Правления, 1914. – С. 413.
[17] Подробнее о жизни и деятельности монахини Марии см.: Елдашев А.М. Незатерявшийся след… (О настоятельнице Балашовского Покровского женского монастыря игуменье Марии (Мандрыке) // Саратов. Православие и современность. № 25 (41). 2013. – С. 86 – 91. Он же. Игумения Мария Балашовская // Клио. Журнал для учёных. Санкт-Петербург. № 2 (86), 2014. – С. 102 – 109. Он же. Авторство одного портрета // Мир музея. № 4, апрель 2014 г. – С. 30 – 32. Кузеванов Л.И. Настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря игуменья Мария. – М., 2014. – 232 с.
[18] Действительно, икона размером 100 на 150 см. Написана маслом с золотым чеканом – методе ювелирно освоенном в монастырской иконописной мастерской.
[19] Подробнее о жизни и деятельности митрополита Антония (Вадковского) см.: Елдашев А.М. «Бог создал человека для радости…»: К 100-летию со дня кончины митрополита Антония (Вадковского) // Вестник Екатеринбургской Духовной семинарии. Выпуск 1(5), 2013. – С. 150 – 162. Он же. Митрополит Антоний (Вадковский) (Казанский период). К 100-летию со дня кончины // Клио. Журнал для учёных. Санкт-Петербург. № 3 (75), 2013. – С. 102 – 113.
[20] Регистр. Список судов речного флота на 1 ноября 1922 года. Служебные суда / Ред. инженер П.Е. Кульган. Москва: НКПС: Транспечать, 1922. – С. 8 – 9.
[21] Макаров В.А. в 1907 году построил роскошный особняк в центре города на Ново – Комиссариатской улице (ныне ул. Муштари, дом 14). После перевода в Министерство путей сообщения, покинул Казань и продал особняк купцу и фабриканту, потомственному почётному гражданину Михаилу Ивановичу Оконишникову. См.: Айсылу Мирханова. Благими делами // Казань. 2012. № 11.
[22] Урал. 2002. № 11.
[23] Казанский телеграф. 2 июля 1902. Хроника.
[24] Алдан – Семёнов А.И. Красные и белые. На краю океана. – М., 1979. – С. 26.
[25] О пребывании Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Казанском крае см.: Елдашев А.М. Православная культура в Казанском крае (XVI – XX вв.): очерки истории. – Казань: Татарское книжное издательство, 2013. – С. 273 – 285. Елдашев А.М. Как ангел, ты тиха, чиста и совершенна…Великая княгиня Елисавета Феодоровна в Казанском крае. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. 40 с.
[26] Даты даны по старому стилю — А.Е.
[27] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии за 1910 год. – Казань: Центральная Типография, 1910. – С. 797.
[28] Казанский телеграф. 20 апреля 1913, суббота. № 5981.
[29] Казанский телеграф. 21 апреля 1913, воскресенье. № 5982.
[30] Казанский телеграф. 23 апреля 1913, вторник. № 5983.
[31] Казанский телеграф. 25 апреля 1913, четверг. № 5985.
[32] НА РТ. Ф. 1, оп. 4, д. 6465, л. 1, 1 об., 4. Казанский телеграф. 26 сентября 1915, суббота. № 6683. Некролог.
[33] НА РТ. Ф. 1, оп. 4, д. 6465, л. 14, 14 об.