Группа студентов подготовительного отделения Казанской духовной семинарии во время летних каникул при поддержке Сретенского мужского монастыря совершила паломническую поездку, маршрут которой включал посещение московских монастырей и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Организатором экскурсий по святым местам выступил курсовой наставник иерей Александр Тагоченков.
День первый. Встреча. Сретение
Первый день жизни в Москве начался с размещения в Сретенской духовной семинарии. После завтрака дежурный помощник провел для нас экскурсию по Сретенскому монастырю, а также показал аудитории и рассказал, как занимаются их студенты. Мы приложились к мощам свмуч. Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского — сподвижника Святейшего Патриарха Тихона.
Первым пунктом в маршруте был Богоявленский кафедральный собор в Елохове, где нам удалось приложиться к мощам свт. митр. Московского и всея России Алексия. В соборе находятся места захоронения Святейших Патриархов Сергия и Алексия II. По просьбе отца Александра нам разрешили зайти в алтарь, где мы увидели красоту самого святого места собора.
Затем мы направились в Храм Христа Спасителя, хранящий в себе множество святынь. Для меня было важно, что я приложился к мощам свт. митр. Московского Филарета (Дроздова), ведь мы совсем недавно сдавали экзамен по его главному творению — «Пространному Катехизису».
Затем побывали в храме прор. Божия Илии в Обыденском переулке, который находится поблизости, и зашли в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Приложились к мощам основательниц монастыря — преп. Иулиании и Евпраксии, сестрам свт. Алексия митр. Московского.
Во дворе обители мы встретили митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Благословив нас, он попросил матушку игуменью организовать нам экскурсию по их территории.
В Новодевичьем монастыре нас ждала еще одна незапланированная встреча с владыкой. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, благословив нас, распорядился об экскурсии и нашем пропитании. Каждому из нас подарили его книгу «Путь мой пред Тобою…».
В соборе XVI века во имя Богоматери Одигитрии мы смогли прикоснуться к Смоленской иконе, после чего решили, что на праздник памяти св. равноап. кн. Владимира будем именно в этом монастыре. Нам очень хотелось побывать на служении владыки Ювеналия.
Отец Александр не говорил, как мы будем добираться до Новоспасского монастыря, завершающего маршрут паломничества первого дня. Стало ясно, какой подарок приготовил нам руководитель группы, когда мы вышли на пристань Москвы-реки. В полуторачасовой прогулке на теплоходе нам открылась Москва во всей ее красе с ее памятниками и святынями.
Выйдя на набережную, мы оказались у Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Зашли в Преображенский собор, где находится чудотворная копия иконы Божией Матери «Всецарица». Этот список специально изготовили в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон и привезли в Россию. В монастыре нас пригласили на вечернюю братскую трапезу, после чего мы отправились на ночлег в Сретенскую семинарию.
День второй. Храмы Кремля
Утро второго дня началось с братского молебна у мощей свящмуч. архиеп. Иллариона (Троицкого). Подкрепившись в семинарской столовой, мы отправились в путь. Первым пунктом маршрута была Красная площадь, Кремль с его храмами.
Первым делом мы помолились перед образом Казанской Божией Матери в Соборе на Красной площади, зашли в Иверскую часовню у Воскресенских ворот. Побывали в соборах в самом Кремле — Успенском и Архангельском.
Собор в честь Успения Божией Матери является первым каменным храмом Москвы. Нам удалось приложиться к мощам Великих Святителей и Патриархов земли Русской и осмотреть алтарь Успенского собора. В Архангельском соборе увидели некрополь князей и царей. Отец Александр сопровождал наш путь детальными историческими комментариями.
Из Кремля мы отправились в Донской ставропигиальный мужской монастырь. Хотелось приложиться к мощам Патриарха Тихона (Белавина) и, если повезет, побывать в его келье, ну и, конечно, помолиться у Донской иконы Божией Матери. Это удалось: увидели, в каких условиях трудился Святейший, его личные вещи, облачения.
После этого путь лежал в Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Приложившись к святыням и подкрепившись в монастырской трапезной, пешком двинулись к месту пребывания — к Сретенской семинарии, заходя по пути в храмы Замоскворечья: свт. Николая в Кузнецах, свмч. Климента, папы Римского и Всех скобящих Радость на Ордынке.
День третий. Наши иподиаконствовали
Следующее утро началось с Литургии в древнем соборном храме в честь Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря, где служил владыка Ювеналий в честь дня памяти св. равноап. кн. Владимира и праздника Крещения Руси. Двое наших ребят попросили поиподьяконствовать.
Это было архиерейское, праздничное служение с диаконской хиротонией, которое отличается от обычных своей пышностью, торжественностью и некоторой суетой. Тем не менее было, можно сказать, уютно на такой службе, как отметили и наши семинаристы, помогавшие в Алтаре. А потом сестры-монахини нас гостеприимно накормили.
В тот день мы успели заглянуть в книжный магазин издательства Московской Патриархии и погулять по вечерней Москве. На следующий день нам предстояла поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
День четвертый. У преподобного Сергия
В это время в Лавре шли Глинские чтения, участники которых остановились в комнатах для паломников, поэтому, отложив вопрос с заселением и оставив вещи у дежурного помощника, мы поспешили к главной святыне. Но отец Александр посоветовал без спешки приложиться к мощам преподобного вечером, когда закроют ворота Лавры. Так мы и сделали. Еще мы побывали в древнейшем храме монастыря — Троицком соборе, нам показали место явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.
На следующий день по плану отец Александра нас ждал пеший поход в Гефсиманский Черниговский скит. Он находится в шести километрах от Лавры. Путь пролегал через деревни, овраги, железнодорожные переезды, родники. Местность, в которой находится скит, в основном окружена запрудами. В Скиту для нас провели экскурсию по пещерному храму Архангела Михаила со множеством ходов, ведущих в маленькие кельи подвижников того времени.
Как оказалось, под храмом бьет родниковая вода, которая, чтобы не размывать фундамент, выведена в пруд перед монастырем. Мы приложились к мощам прп. Варнавы Гефсиманского и блж. схимон. Филиппа.
Наш маршрут включал посещение Спасо-Вифанского монастыря, центральный храм которого поразил своим необычным алтарем. Он повторяет очертания горы, на которой находится Престол во имя Преображения Господня, а внизу, как в пещере, церковь воскресшего праведного Лазаря.
Приложившись к святыням и попробовав местной выпечки, мы отправились обратно в Лавру, чтобы успеть на всенощное бдение. Служба проходила в Покровском академическом храме, ее возглавлял владыка Евгений, ректор МДА.
День пятый. В «пономарке»
Встав пораньше, мы пошли на Литургию в Покровский храм. Отец Александр сослужил в тот день владыке Евгению и взял меня с собой. Службу возглавлял владыка ректор, ему сослужили тринадцать священников и четыре диакона. Штатные пономари работали четко и слаженно, являя эталон служения, отрабатываемого десятилетиями. Все прошло очень благоговейно. Зайдя в «пономарку», я заметил схемы на каждый вид службы, кружки под номерами, каждый алтарник отвечал за свое конкретное действие — все было структурированно и логично.
В этот день мы успели и в Хотьково, к мощам прп. Кирилла и Марии — родителям прп. Сергия. Напоследок еще раз поблагодарили игумена Земли Русской, что он принял нас в своей обители.
Мы благодарны отец Александру. Он всегда был рядом с нами, показывал, рассказывал, сам проводил экскурсии, везде организовывал наш ночлег и питание. Мы надеемся, что Господь еще раз предоставит возможность побывать в Лавре, где бьется духовное сердце России.
Из отчета студента 1 курса Казанской духовной семинарии
Романа Цвигуненко