Студенты все разные. Группы и классы неоднородны. Это понятно и банально. Вопрос, что с этим делать? И делать ли что-либо? Люди разные, их поведение тоже разное, но различий поменьше и можно выделить основные типы. При анализе поведенческих практик учащихся очень важна индивидуальная составляющая, точнее соотношение индивидуальной и коллективной поведенческой составляющей.
Как тьютору работать с поведенческими особенностями учащихся в коллективе? Давайте используем простую наглядную модель. Представите, что все студенты разбиты на 3 неравнозначные группы. Одна очень большая, включает в себя 80-90% всех учеников. Две другие группы значительно меньше по размеру и приблизительно равны между собой. Они включают 5-10% учащихся каждая.
Большая группа это «середняки». Они составляют костяк коллектива. Можно сказать, что они и есть коллектив. Сердцевина группы учится на «4» хотя есть «5» и «3». Ведут себя так как надо. На них вполне действуют все стандартные воспитательные меры. Это группа не хочешь никаких изменений. Она считает свои взгляды нормой и старается навязать эту нору всем. Одна беда, эта группа потихоньку, незаметно борется за снижение нагрузки и требований, которые к ней предъявляются.
Теперь две маленькие части. Они похожи друг на друга не только количеством. Это «белые вороны», «изгои», «маргиналы», «оригиналы» и «чудаки». Только одна группа имеет знак «+», а другая знак «-» (это с определённой долей условности).
Группа со знаком «+». Это «ботаны», отличники и чудаки. Им всегда нужно что-то большее. Они берут на себя больше чем остальные. И этим очень мешают остальным. К всеобщему неудовольствию коллектива, они могут сказать, что выполнили домашнее задание в ситуации, когда середняки кричат что «ни кто не успел». Их «5» по древнему языку будет немым укором всему классу. Всё это ставит их в оппозицию, тем более что они не совсем «белые и пушистые». Да, они трудятся больше, но над тем, что им интересно, но они же и уклоняются от того, что им мешает. Часто это уклонение осуществляется за счет коллектива.
Группа «-» их зеркальное отражение, это залётчики и неформалы, любящие вставать на позицию правдолюбцев и обличителей. Здесь не любят условностей и дисциплинарных требований (особенно в тех случаях, когда эти требования касаются лично их).
Что нам даёт эта информация? Как её использовать? Наставники должны помнить, что опорой коллектива всегда являются середняки, но инициаторами изменений, поставщиками креатива и проблем обычно становятся «белые вороны».
Ещё один момент: две маленькие группы по краям являются прекрасными индикаторами. Следите за ними, и Вы будете в курсе приближающихся изменений, потрясений, перемен (выбирайте любое название). Скоро эти же проблемы встанут перед основной группой.
Как работать с этими неформалами?
Есть ряд простых правил:
— Постоянно поддерживайте с ними личный контакт.
— Старайтесь не менять их, а направлять их усилие в нужное русло.
— Больше внимание уделяйте индивидуальным занятиям, но давайте им такие задания, выполнение которых требует работы в коллективе.
Олег Суханов