29 января в Белом зале Храма Христа Спасителя в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» прошла секция «Православная культура в современной школе».
В ней принимали участие руководители епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, представители региональных органов управления образования, специалисты институтов развития образования, авторы учебно-методических комплектов по предмету «Основы православной культуры», педагоги воскресных и общеобразовательных школ. Возглавил секцию ректор Казанской православной духовной семинарии митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.
Татарстанскую митрополию представляли епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев), руководитель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии протоиерей Андрей Лосык, директор Школы катехизаторов при Вознесенском архиерейском подворье протоиерей Андрей Дубровин, духовенство, педагоги православной гимназии и воскресных школ митрополии.
На секции обсуждались новые подходы в преподавании дисциплин, входящих в модуль «Основы православной культуры», а также вопросы, касающиеся преподавания предмета «Основ духовно-нравственной культуры народов России».
Участники дискуссии пришли к мнению, что необходимо распространять позитивный опыт преподавания ОПК и регулярно обсуждать духовно-нравственное воспитание на всероссийских и региональных педагогических конференциях и совещаниях.
Кроме того, предметами обсуждения стали наиболее важные вопросы совершенствования преподавания ОПК, а также развитие внутрицерковного и церковно-государственного сотрудничества в сфере образования.
Приветствовав собравшихся, митрополит Феофан передал всем благословение Блаженнейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна X. Предстоятель Антиохийской Православной Церкви прибыл в пределы Московского Патриархата для участия в торжествах по случаю празднования 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополит Феофан возглавлял встречавшую Его Блаженство делегацию.
Затем глава Татарстанской митрополии поделился с присутствующими своими мыслями о преподавании ОПК в школах.
«Важно донести, реально работая, что Русская Православная Церковь, конечно же, отстаивая вероучительные истины и передавая основы нашей веры подрастающему поколению, в том числе, через систему образования, в первую очередь несет культуру. Это не проповедь с амвона. Это даже не миссионерская, в полном смысле этого слова, деятельность. Это наша обязанность, и очень важно, чтобы она осуществлялась в диалоге со светскими властями, и особенно с той частью общества, которая называет себя интеллигенцией и которая выступает носителем и хранителем культурного кода», — сказал владыка митрополит.
Его Высокопреосвященство напомнил слова Джеймса Фрезера: «Вся культура — из храма». «Культура без религиозного осмысления не может называться таковой, и вы не найдете ни одного произведения культуры, признанного мировым сообществом, которое бы не имело религиозных корней», — продолжил архипастырь.
«Нам очень важно обратить внимание на этот аспект образования и приобщать детей к знанию основ нашей веры именно через культуру. Православная культура многогранна, многолика и показательна. Достаточно почитать любого из писателей-классиков — Достоевского, Гоголя, Чехова, Лескова — и мы найдем множество примеров того, насколько их творчество пронизано истинно православным духом». Владыка Феофан отметил, что эта важнейшая сторона творчества русских классиков недостаточно отражена в школьных учебниках.
Архиерей также предостерег преподавателей ОПК от перекосов, когда урок превращается «в некую проповедь или миссионерское делание». «Все дети разные и требуют индивидуального подхода. Нельзя заставить молиться, стоит показать красоту молитвы», — подчеркнул архиерей. Он предложил повести ребенка «к изображению Христа молящегося, к иконе или репродукции, и рассказать ему о молитве, о ее чудодейственной силе и глубочайшем значении для человека. И когда ребенок увидит, что многие скульпторы, художники и писатели строили свое творчество на понимании христианского смысла жизни, ему легче будет и самому их принять и осознать, и у него начнет постепенно формироваться иной подход к религии».
«Я часто говорю о том, как важна православная поэзия. Проведите один из уроков, посвятив его творчеству Ивана Никитина — замечательного русского поэта. Уверен, что это будет не потерянный урок, а новый пример для ребят пойти по пути веры», — сказал архипастырь.
Отметив, что школьная программа позволяет проводить «свободные уроки», Его Высокопреосвященство предложил педагогам использовать эти часы для передачи ребятам таких сюжетов истории и культуры, которые «пробудят тот самый культурный код, который дремлет в каждом русском человеке».
«Наша задача — в поиске новых, ярких и доступных форм работы с детьми, с подрастающим поколением. Выбор этих форм должен показать нашим оппонентам, что мы не стремимся навязать чуждую систему ценностей, а наоборот, знакомим учеников с глубокими нравственными православными основами, которые содержатся в большинстве произведений наших классиков», — подытожил выступление митрополит Феофан.
Завершая выступление, Его Высокопреосвященство поблагодарил педагогов за нелегкий труд на ниве духовно-нравственного образования молодежи.