Вечером 18 февраля 2018 года, в канун понедельника 1-й седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в сослужении духовенства Татарстанской митрополии совершил вечерню с чином прощения в Благовещенском соборе Казанского кремля.

За богослужением молились монашествующие Казанской епархии, воспитанники Казанской духовной семинарии, представители сестричества милосердия, православная молодежь, прихожане храмов столицы Татарстана.

Песнопения вечерни исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова.

После отпуста архипастырь обратился к участникам богослужения со словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как быстро течет невозвратное время. Давно ли мы с вами встречали Рождество Христово, Крещение Господне? А сегодня уже стоим на пороге святого Великого поста, и нет более трепетной и торжественной минуты, чем вступления на путь, ведущий по пути Христа. Во время Великого поста мы будем идти путем, которым Господь вёл людей — к явлению в мир Сына Божиего, к Его проповеди, чудесам, к Его крестной смерти на Голгофе, ко гробу, из которого Он восстал, и на гору Елеонскую, откуда Он вознёсся. Но нет воскресения без Голгофы, да и Голгофы не было бы без крестного пути, которым прошел Самый безгрешный, рожденный от жены, но воплотившийся от Духа Святого — истинный Бог и человек, Господь наш Иисус Христос.

Почему Святая Церковь в последнее воскресенье перед Великим постом обращается с призывом простить друг друга? Именно в это воскресенье читается Евангелие, где говорится о том, что мы должны простить не просто что-то обыкновенное, но все согрешения, просить прощения у тех, кого мы обидели и простить обидевших нас. Ведь что такое Великий пост? Это не что иное как непрерывное «Господи, помилуй», постоянный вопль к Богу о прощении. Подобно мытарю, мы много раз будем повторять одну великую молитву: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Мы обращаемся к Самому Богу с просьбой о прощении наших грехов и беззаконий. Обращаемся, потому что Господь Сам говорил: просите, и дано будет вам (Мф. 7:7). Иоанн Креститель призывал людей к покаянию, и это путь Великого поста.

Но есть условие, которое Сам Господь определил, а Церковь напоминает о нём через чтение Евангелия, через богослужения, даже через вот эту черную, траурную одежду: мы грешники и просим прощения у Бога. Бог прощает искренне кающегося, но прежде мы должны простить тех, кто рядом с нами. Нет, не только тех, которых мы обидели, но и тех, кто обидел нас прямо или косвенно. Если же возникает лукавая мысль от гордыни нашей, то остановись, ибо Бог сказал: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11:26).

Несколько раз в день мы читаем молитву Господню — «Отче наш». О чём мы просим в ней? Просим оставить нам прегрешения, как и мы прощаем должником нашим. Вспомните Евангельское повествование о нерадивом заемщике (Мф. 18:21-35)…

Как часто наша жизнь беззаконна! Кто из нас, здесь стоящих, начиная с митрополита Феофана, скажет, что он безгрешен? Есть здесь кто-нибудь? Нет! Но вспомните о блуднице, которую застали на месте прелюбодеяния — и камни уже были в руках, и желание побить. Но Христос говорит: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8:7). И люди разошлись, потому что каждый видел и знал свои грехи. И ныне, вступая на поприще Великого поста, мы должны не формально подойти к этому чину прощения, а искренне постараться примириться. Иного не дано, это единственный спутник и пропуск не только на поприще поста, но и к вратам вечной жизни с Богом…

У Виктора Гюго есть роман «Отверженные». Был некий человек — вор, хищник со множеством пороков. Его выпустили из тюрьмы, он нашёл приют в церкви, а затем обокрал ее. Когда же его поймали и привели к епископу, тот защитил воришку. И этот человек оставил прежний образ жизни: возвратившись в монастырь, окончил свои дни в покаянии и молитве. Очень часто по жестокосердию мы губим людей. Поэтому на пороге Великого поста давайте мысленно пролистаем страницы жизни и если найдем, что кого-то обидели или кто-то нас оскорбил — поторопимся попросить прощения, не поддаваясь злой своей гордыне. Иди, прояви волю и попроси прощения, и этот узелок греха в тебе развяжется, не доведет до смертной болезни, ты почувствуешь радость и облегчение.

Если же поступить по-другому, то будет клокотать как лава в недрах земли эта гордыня, эта ненависть и нераскаянность. Не думай, что какими-то внешними подвигами получишь у Бога прощение, ибо Сам Господь говорит: прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11:25).

Мои дорогие отцы-сопастыри! В первую очередь прошу у вас прощения: простите меня, Христа ради! Облаченный в великое епископское достоинство, я немощен и чувствую, что не всегда правильно поступаю. Может быть, своим делом, а может быть, словом, неправильным поступком когда-то обидел или соблазнил вас. Я искренне говорю: простите меня, Христа ради!

Обращаюсь и к вам, моя возлюбленная паства: простите меня, вашего епископа, за мое нерадение, за мои поступки, за то, что не всегда бываю внимателен и соучастлив в ваших скорбях.

И со своей стороны говорю всем вам: прощаю и благословляю. Пусть Господь простит всех нас, дарует силы и постоянство в несении того креста, который дал каждому Господь. Еще раз говорю: простите меня, Христа ради!

Затем правящий архиерей прочитал коленопреклоненные молитвы на начало Святой Четыредесятницы и совершил чин прощения.

Источник