Проповедь студента 2 курса бакалавриата Бывальцева Романа на вечернем правиле в семинарском храме 23 февраля 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Дух целомудрия, смирения и терпения даруй мне рабу Твоему».

Эти слова из молитвы преподобного Ефрема Сирина нам хорошо известны: весь постовой период христианин проходит на устах с этой молитвой. Эти слова не случайно стоят рядом, так как если нет терпения, то нет смирения и целомудрия. Нам может показаться странным, что такой подвижник как преподобный Ефрем Сирин просил целомудрия.

Если сказать простыми словами, то целомудрие — это контроль плотских желаний. Но в христианской жизни слово целомудрие раскрывается более широко. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова), целомудрие – это уклонение от всякого рода блудных дел, от сладострастных бесед и чтений, от произношения всякого рода двусмысленных слов. Сохранение чувств в чистоте: зрения и слуха, и ещё больше – осязания; скромность, отказ от помышлений и мечтаний, молчание, безмолвие, служение больным и увечным, воспоминание о смерти и аде. Начало целомудрия — ум неколеблющийся.

Святитель Амвросий Медиоланский разделяет целомудрие на три группы: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности. Думаю, не стоит перечислять грехи против целомудрия, они нам хорошо известны. В последнее время мир производит переоценку ценностей, целомудрие становится чем-то лишним несовременным. Главной причиной таких явлений есть отпадение от Бога, отчуждение жизни тела от жизни духа. Христос же призывает нас к Богу, восстановив в нас целостность. Плодом такой целостности является смирение.

Смиренные – это нищие духом: первая из заповедей блаженств говорит нам об этом. Быть смиренным — значит постоянно направлять свой взор в глубину сердца. В Евангелии от Матфея говорится: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Господь призывает нас к смирению с самого своего рождения, ибо Он как Бог выбрал для Себя вертеп. Господь научает нас смирению. Неверующему же во Христа смирение чуждо, ибо он боится смирения, ошибочно думая, что это рабский дух, накладывающий на

него клеймо беззащитного. Смирению предшествует вера в Бога, любовь к Богу, и соблюдающим заповеди Господь даёт этот великий дар. Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли, пишет царь Давид в своих псалмах (Пс.146:6).

Рядом со смирением стоит добродетель терпения, c помощью которой можно спасти свою душу: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Как часто нам не хватает терпения, мы жалуемся на низкую стипендию, на высокие цены в магазине, на скудную, как кому-то кажется, трапезу, на несправедливость преподавателей, по причине себялюбия нет в нашем сердце уже места для терпения. Никто не хочет терпеть своего ближнего, ругаясь по пустякам, ставя на первое место бытовые вопросы, являющиеся второстепенными… Но не для того воплотился Христос и спас нас, чтобы мы тратили своё время на разделения и раздоры. Христос хочет для нас соборности, чтобы мы жили в любви и согласии, а без терпения этого достичь невозможно.

Прося у Бога духа целомудрия, смирения и терпения, произнося эти слова, мы должны осознавать свою падшесть и немощность. Господь, увидя наш плач сердца, внемлет нашей молитве, ведь чем больше мы упражняемся в молитве, тем ближе мы приближаемся к Богу. Молитва это причащение жизни, а оставление молитвы приносит душе невидимую смерть.

Господи, прости и помилуй рабов Твоих, и дай нам дух целомудрия, смирения и терпения. Аминь.

Источники и литература:

1. Библия. — М.: Российское Библейское общество, 1998.

2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т.1. 3. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина // Азбука веры [электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/tolkovanie-na-molitvu-svjatogo-efrema-sirina/ (дата обращения: 20.02.2018).